Выступление на РМО по теме: «Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурхунская средняя общеобразовательная школа»
Тема выступления на РМО:
«Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий»
Автор:
Портнова Ольга Сергеевна – учитель начальных классов МОУ « Бурхунская СОШ», второй квалификационной категории
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Как уже было сказано, осмысление текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к формированию познавательных УУД.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановку и решение проблемы, знаково-символические.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические:- кодирование и декодирование- моделирование- запись информации и хранение ее с помощью компьютера- хранение информации другими способами
Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.Формулирование цели (цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности)Обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.Разнообразные приемы работы с текстом учебника:(найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...; уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”); поставь вопросы к данному абзацу и др)Работа с таблицами, графиками.Умение “свертывания” информации.
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:- “найди отличия”;- “на что похоже?”;- поиск лишнего;- “лабиринты”;- “логические цепочки”;- хитроумные решения;- составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)- составление и распознавание диаграмм;- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
— произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;
— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
— учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
— уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
— уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
— уметь осуществлять сравнение, сериаризацию и классификацию по заданным критериям;
— уметь устанавливать причинно-следственные связи;
— уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— уметь устанавливать аналогии;
— владеть общим приемом решения учебных задач;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Заключение.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед учителями – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно - деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.