Технология взаимообучения в разновозрастном коллективе


Технология взаимообучения в разновозрастном коллективе.
Аникина Наталья Владимировна
Педагог дополнительного образования
высшей категории
Руководитель ансамбля современного
бального танца «Капельки»
МБОУ «Гимназия № 83» г. Ижевска
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работы учащихся в парах сменного состава».
Ещё Я.А. Каменский в "Великой дидактике" оценивал "обращённую мысль" как катализатор мышления. Он писал: "Если нужно – откажи себе в чём-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать"; "многое спрашивать, усваивать, учить других - тайны великой учёности".
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями: 10%-читает глазами, 26%-слышит, 30%-видит, 50%-видит и слышит, 70%-обсуждает, 80%-опирается на опыт, 90%-говорит и делает совместно, 95%-обучает других.
Помимо знаний, умений, навыков, а в школе они стоят на первом месте, есть ещё и другие очень важные компоненты содержания образования: общие умения коммуникации, нормы социальной жизни, навыки коллективного труда и универсальные способы мыследеятельности (по М.А. Мкртчяну).
В МБОУ «Гимназия № 83» г. Ижевска уже 24 год работает ансамбль современного бального танца «Капельки». Это большой живой мобильный коллектив. 86 участников представляют собой разновозрастное объединение, разница в возрасте может быть весьма существенной и составлять 10 лет. В ансамбле занимаются дети и подростки от 8 до 18 лет, мальчики и девочки. Они различаются и по уровню подготовки, и по сугубо личностным характеристикам.
Сложившийся за время существования ансамбля подход к воспитательной работе в нашем детском объединении можно выразить двумя словами: воспитание коллективом.
Возможно, что в нашем ансамбле легче, чем в ином другом объединении осуществлять воспитание и обучение через коллектив, т.к. важнейшей составной частью нашей образовательной программы является концертная деятельность, предполагающая коллективные виды деятельности: совместные постановки, сольные и выездные концерты. Успешная реализация программы возможна только при наличии крепкого коллектива единомышленников, при наличии четкого позитивного взаимодействия между всеми его участниками, что предполагает осознание каждым воспитанником своей связи с коллективом ансамбля. На достижение таких условий и направлены значительные усилия педагога.
Особенно важен в решении задачи воспитания и обучения пример старших воспитанников. Они демонстрируют уровень мастерства, который вполне по силам достигнуть впоследствии новичкам. Демонстрируют единство, сплоченность в достижении целей, сочетание интересов личности и коллектива. В коллективе практикуются совместные постановки старшей, средней и младшей групп обучающихся. В композиции «Шоу – Европа» участвуют старшая группа и самые маленькие участники коллектива, в постановке «Розовый вальс» старшая и средняя группы, в композиции «Карнавал» старшая и две средние возрастные категории. В процессе реализации общественно-значимой цели необходимость совместного решения определенной задачи укрепляет взаимодействие внутри ансамбля. Возникают и закрепляются дополнительные положительно окрашенные внутригрупповые связи, постепенно цементирующие группу и содействующие ее развитию в творческий коллектив.
В ансамбле бального танца «Капельки» широко практикуется наставничество. В течение учебного года, или нескольких лет обучения, за группой старшего возраста закрепляется группа младших. Старшие товарищи помогают в изучении танцевального материала и отвечают за своих младших на концертах и конкурсах, передают свои танцевальные композиции, традиции и ритуалы коллектива. Так же пара старшего возраста закрепляется за конкретной парой младшего, отвечает за успехи и неудачи подопечных, поведение и психологический комфорт (связка «шефы – подшефные).
В рамках группы одного возраста используется парная работа, которая объединяет по желанию двух обучающихся, меняющихся ролями "учитель"-"ученик";так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; или же две пары обучающихся на таких же условиях. При изучении теоретического материала обучающиеся работают в динамических парах (выбираются четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части); и вариационных парах (в которой каждый член группы получает своё задание).
Учебный процесс проходит в погружениях: один месяц – это медленный вальс и самба; второй месяц – быстрый фокстрот и ча-ча-ча и т.д. Для постановок выделены отдельные дни. Пара может посещать занятия младшей или старшей возрастной категории, если им удобно данное время, работать над танцевальным материалом текущего месяца по индивидуальной программе и/или участвовать в работе по системе пар сменного состава.
Итогом работы в погружении в танец является занятие – конкурс. Судьями на этих мини конкурсах работают участники коллектива не отвечающие за данную группу, выпускники. Часто проводятся командные соревнования, где в одной команде танцуют пары младшего и старшего возраста, объединенные связкой «шефы – подшефные».
Что учитывается при использовании КСО?
1. Характерные индивидуально-психологические особенности детей (по возрастному составу, по половому признаку, по уровню достижений, уровню умственного развития, знаниям, умениям, навыкам).
2. Организационные формы обучения (одновременная работа педагога со всеми детьми группы; организация малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятий или индивидуальных особенностей освоения учебного материала детьми); объединение детей в пары сменного состава (организация взаимного обучения); индивидуальная работа с обучающимися).
3. Содержание работы с детьми (подбор вариативных заданий, отличающихся разной степенью трудности; подбор заданий для индивидуальной работы с обучающимися).
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других обучающихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
повышается не только ответственность за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.