Планирование кружка Очумелые ручки


Пояснительная записка.
 
Актуальность программы.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа «Очумелые ручки» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам  начальной школы для  занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
            При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного  творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.
Содержание программы «Очумелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
 -формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
 -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
  -знакомству с историей пластилина,  бисероплетения, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
 - Приобщать школьников к народному искусству;
 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа  разработана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.
Программа рассчитана на 66 часов  (2 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
 
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Очумелые ручки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;
-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  - эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
             Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
 - формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка  планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
                однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
                постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
                тематические - по итогам изучения разделов, тем;
                итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
        Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
 В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
 
Тематический план занятий по программе «Очумелые ручки»
(2 часа в неделю)
Орловской общеобразовательной школы I-III ступеней
на 2014/2015 учебный год
руководитель: Погомий Сергей Леонидович


№ п/п Содержание занятия Примечания
1 Введение: правила техники безопасности ОРИГАМИ. (11 часов) 2 Вступительное занятие. История возникновения в Древней Японии искусства оригами. Показ видео.  3 – 4  Основные приёмы сгиба бумаги. Парашют. Портмоне.  5 – 6  Японский журавлик. История о девочке Садаки и 1000 журавликах.  7 – 8  Зоопарк. Звери тёплых стран. 9 – 10  Мебель. Постройки из бумаги во времени. 11 – 12 Выставка работ. Создание коллекции собственных достижений. БУМАГОПЛАСТИКА. (18 часов) 13 – 14  История бумаги. Технологии работы с бумагой 15 – 16 Цветы из бумаги. 17 – 18 Складываем бумагу в технике оригами. Создание композиции. 19 – 20 Складываем бумагу в технике оригами. Подводные мир. 21 – 22 Складываем бумагу в технике оригами. Животные. 23 – 24 Складываем бумагу в технике оригами. Птицы. 25 – 26 Аппликация из гофрированной бумаги. 27 – 28 Аппликация из цветной бумаги. Работа с шаблонами. 29 Вырезаем снежинки. 30 Новогодняя открытка
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ. (10 часов) 31 Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг. 32 Лепка животного. 33  Лепка животного из целого куска пластилина. 34 Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои» 35 Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. 36 Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» 37 Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» 38 Работа с гипсом. 39  Оформление фигурки из гипса. 40 Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка» ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ (5 часов) 41 История народной куклы. Куклы разных народов 42 Народная кукла. Русские обряды и традиции 43 Бесшовные куклы 44 Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница» 45 Театр, где кукла актёр. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ЦВЕТОВ (17 часов) 46 Развитие изготовления искусственных цветов. Виды искусственных цветов. Инструменты и приспособления 47 -48 Изготовление искусственных цветов из ткани (шерстяной) 49 -50 Изготовление искусственных цветов из ткани (льняной) 51 - 52 Искусственная «веселая» ромашка 53-54 Изготовление искусственных цветов из ниток 54-56 Изготовление искусственных цветов из ниток 57-58 Изготовление искусственных цветов из капрона 59-60 Изготовление искусственных цветов из картона 61 Составление композиции из искусственных цветов 62 Оформление выставки СОЛЕННОЕ ТЕСТО (8 часов) 63 Знакомство   с преимуществом соленого теста(рецепт, способы сушки теста, инструменты для работы) 64 Лепка композиции «Весенние дары природы» 65 Раскрашивание композиции «Весенние дары природы» 66 Оформление композиции «Весенние дары природы» 67 Лепка композиции «Моей единственной маме» 68 Раскрашивание композиции «Моей единственной маме» 69 Оформление композиции «Моей единственной маме» 70 Оформление выставки