Творческий отчёт о работе по проектной деятельности в начальной школе (1-4 класс)



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "БИЛИНГВАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 2"
299057, г. Севастополь, пр.Октябрьской революции, д.31А, Тел. (8692) 48-02-63,e-mail:sevbilgim2@mail.ru
Проектная деятельность в начальной школе
как основа реализации ФГОС
Выполнила
Аглова Н.В.
учитель начальных классов
Содержание:
Место проектной деятельности в реализации ФГОС.
Что такое проектно-исследовательская деятельность.
УУД через проектную деятельность;
этапы работы;
классификация проектов;
Из опыта работы.
Выводы.
«Чтобы человек был сытым один день,
дай ему одну рыбку, два дня – две рыбки,
всю жизнь – научи его ловить рыбу»
Японская мудрость
Место проектной деятельности в реализации ФГОС.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. В ФГОС НОО определена новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции. Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Основываясь на предоставленной педагогу свободе выбора педагогических технологий, приемов и методов образования, я пришла к выводу, что одной из технологий, которая позволит решить данные задачи и сформировать УУД у учащихся в соответствии со стандартом, является проектная деятельность.
В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Проектная деятельность учащихся становится всё более актуальной в современной практике. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируется абсолютно все учебные действия, прописанные в Стандарте.
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Что такое проектно-исследовательская деятельность.
УУД через проектную деятельность
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.       Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Педагогическая деятельность учителя при этом будет следующая:
Целеполагание.
Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
Моделирование учебного процесса:
а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации;
б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
в) организация процесса рефлексии.
Анализ процесса учителем.
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

этапы работы
Приступая к началу работы над проектом, лучше ориентироваться на план, который обычно состоит из таких этапов:
Определение проблемы.
Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
Определение цели и задач.
Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
Подготовка и планирование.
Здесь важно помочь ребёнку подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно ориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
Реализация проекта.
Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
Подведение итогов.
Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно – обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.
классификация проектов
Существуют различные классификации проектов.
По  доминирующей  деятельности различают следующие виды проектов:
1. Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. 
2.        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
3.        Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
4.        Информационные проекты  направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого  проекта  часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого  проекта  может быть и создание информационной среды класса или  школы .
 5.        Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
  По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
-        Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
 -        Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких предметников в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты.
Краткосрочные проекты.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время
По количеству участников  различают индивидуальные   и   групповые проекты.
Из опыта работы.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково-творческой деятельности.
Но мне пришлось начать эту работу с учениками 4 класса, так как нам достался учебник по окружающему миру, полностью построенный на проектной деятельности. Ещё с третьего класса моим ученикам была близка тема окружающего их мира. Было проведено открытое мероприятие для начальной школы «Сохраним сейчас, чтобы не жалеть потом». Дети искренне
были заинтересованы экологическими проблемами планеты, пытались найти все возможные варианты решения этих проблем, помочь планете.
И самым первым шагом было малое для планеты, но большое – для нас. Был облагорожена школьная клумба (высадили по периметру особый сорт ирисов). Это мероприятие в процессе работы приобрело более значительные масштабы, чем планировалось.

Подготовительным этапом в работе над первым индивидуальным долгосрочным проектом было изучение животного и растительного мира Парка Победы (были организованы экскурсии). А также на уроках окружающего мира было проведено объяснение над алгоритмом работы с проектом, обсуждали такие понятия как гипотеза, эксперимент, исследование и т.д. Всё-таки возникли сложности в работе. Волновались дети, родители. Затруднительно было поставить чёткие цели, задачи, предположить гипотезу и определить конечный результат. Приходилось проводить индивидуальные консультации (объяснять отличие сообщения или доклада от проектной работы).В итоге из 35 проектов большая часть работ оказалась информационной или творческой, но не проектом. Мы коллективно разобрали ошибки и сделали выводы. В одном из проектов «Как помочь парку Победы» было предложение о высадке деревьев и кустарников в парке. Все ученики поддержали эту инициативу. Активно поддержали нас родители и сами подключили администрацию района и города, депутата, КП «Приморский бульвар», СМИ.
Это мероприятие явилось продуктом (результатом) предыдущего проекта и началом участия в городском конкурсе ученических инициатив (проектов) «Город будущего». Это был групповой проект, в котором мы представили Парк Победы в будущем. В конкурсе заняли I место.


Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:
- низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в другую;
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. В своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
На первом  этапа проводились  тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования, рассматривали методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию, практиковали задавать друг другу вопросы по теме.
Продуктом нашего первого проекта в первом классе были домики для сказочного героя на уроке технологии. Мы обговаривали цель проекта: что мы хотим получить и зачем?; задачи проекта: где можно получить информацию о сказочных героях и их жилищах?; из каких материалов могут быть построены жилища? Обсуждали гипотезу: воображали какое жилище может быть у сказочного героя? Работа над проектом заняла 3 урока. Были задействованы часть уроков по литературному чтению и ИЗО.

Конечно, все этапы работы над проектом были в устной форме. Во втором классе ярким продуктом в результате работы над проектом явились прихватки (к 8 Марта).
С каждым новым проектом приобретали опыт не только дети, но и я сама.

Так, как одним из направлений моей темы по самообразованию является «Основы патриотического воспитания», в третьем классе была организована более серьёзная работа – проект «Героическое прошлое Севастополя». Во втором классе мы посещали Панораму для ознакомления. Но когда детям были поставлены определённые задачи по изучению героического прошлого города, они совсем по-другому воспринимали информацию (вели записи, задавали вопросы экскурсоводу по существу, делали фото). Посетив Панораму и 35 батарею, детям были предложены темы по I или II обороне Севастополя. И всё-таки не все работы имели статус проекта. Защита достойных проектов переросла в открытое школьное мероприятие.

Работу по патриотическому воспитанию продолжил проект «Смирнов К.Л – основатель оркестра русских народных инструментов». Мероприятия при подготовке проекта были очень интересны. Так как, тема проекта была «Памятник любимому литературному герою», нужно было найти его и доказать, что он действительно герой и его нужно увековечить в нашем городе. Была проведена большая работа. Мы нашли людей, его современников и последователей и взяли у них интервью. Детям очень понравился этот вид работы. Имя Смирнова носит оркестр русских народных инструментов, поэтому мы посетили отчётный концерт этого оркестра, встретились с его дочерью. Н уроках ИЗО мы попытались представить как может выглядеть памятник герою, провели конкурс эскизов. Выбрали победителя и сделали макет памятника на уроке технологии. Очень была интересной работа над сборкой и созданием фильма, демоверсией, роликом для защиты проекта. Родители активно нам помогали. Проект был групповым, у каждого члена группы была своя роль и задачи (подготовка информационного блока, компьютерная версия, интервью, планирование проекта, фотосъёмка и т.д.) С этим проектом класс принял участие в городском конкурсе проектов «Город будущего», в котором занял I место. Работали над ним во внеурочное время, ребята учились работать в группе, а это способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков.

Работа в группах оказалась детям интересна, поэтому на конец года была организована защита групповых проектов «Чаепитие». К началу работы над данным проектом, дети уже чётко понимали, что такое проектная деятельность: различали гипотезу от цели и задач, понимали. Что такое продукт проекта, могли провести эксперимент и сделать выводы. Распределение по группам и определение лидеров было за мной. Под моим руководством лидер распределил обязанности каждого члена группы. Защита проектов прошла на высоком уровне. Темы оказались интересны, близки и понятны детям и родителям: история возникновения чайного напитка, разновидности чая, правила заваривания, церемония чаепития в разных странах мира.
По вопросам на консультациях для детей и родителей по этому проекту, а они приняли активное участие, я сделала вывод, что на конец третьего класса дети и родители были полностью вовлечены в проектную деятельность.

В этом году (четвёртый класс) мы продолжили работу, защитили межпредметный проект «Путешествие в космос». В данном проекте ребята сами распределяли роли, обязанности и т.д. Целью создания проектных работ были: формирование представлений о способах изучения космического пространства, об искусственных спутниках и их значении для жизни людей, умение работать с научной информацией в разных источниках, воспитание эстетических чувств, чувства гордости и патриотизма за свою страну. Ученики самостоятельно выбрали интересующие их темы, создали рабочие группы, выбрали лидеров. В ходе работы ярко проявились метапредметные связи: на уроке русского языка создали кроссворд по данной теме, собрали необходимую информацию на уроках окружающего мира, создали космические композиции на уроке изобразительного искусства. В ходе защиты ученики самостоятельно сделали выводы и подвели итоги.
Выводы.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя информации и знаний, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный в результативную созидательную творческую работу.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих учеников за их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке у нас всё получилось!
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовать свои жизненные проекты.
Хочу отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод чётко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.