Статья на тему: Современные технологии гражданско-патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности


Савчина Лариса Николаевна,
учитель украинского языка и литературы, учитель-методист
МОУ «Гимназия № 70 города Донецка»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО –
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Ключевые слова: инновационные технологии, патриотическое сознание, бинарный подход, наследие, ситуация успеха, сенкан
Время идет вперед, общество развивается, а, следовательно, демократические процессы в государстве требуют выработки новых общественных требований к образованию.
Актуальность патриотического воспитания личности в современных условиях в значительной мере обусловлена требованиями современных государственных процессов на принципах гуманизма, демократии, социальной справедливости, которые должны обеспечить всем гражданам равные стартовые возможности для развития и применения их потенциальных способностей.
Можно отметить, что в данное время, некоторые подходы к воспитанию патриотизма устарели. Ученый В.А. Караковский считает, что подрастающее поколение имело иные условия для формирования патриотического сознания. [1; с.94. ]. В.И. Лутовинов придерживается той точки зрения, что решать такие серьезные вопросы старыми методами невозможно.[ 2; с. 53.].
Целью статьи является раскрытие современных форм и методов патриотического воспитания учащихся на уроках и во внеклассной деятельности/
Система воспитательных мероприятий, которая создана в МОУ «Гимназия №70 города Донецка» подчинена перспективным целям воспитания детей в условиях формирования активной гражданской позиции. Главной задачей педагога является создание условий для развития и самореализации каждого учащегося как гражданина ДНР. Формируя патриотические качества, воспитатель в своей работе решает такие задачи:
1) воспитание у ребенка любви к своему народу, к родной земле.
2)создание определенных условий для внедрения технологии патриотического воспитания личности;
3) использование новых методов в воспитании гражданина. [ 3; с. 15]. Выбор и содержание методов, форм, приемов работы полностью связан с содержанием и задачами внеклассной работы. Подбирая необходимые технологии, нужно учитывать особенности учащихся определенного возраста.
При реализации технологии формирования патриотических качеств личности нужно правильно выбирать методы обучения и воспитания, которые помогают процессу усвоения патриотических знаний, выработки воли в их практической деятельности. В работе учителей современной школы применяется бинарный подход, который объединяет обучение и воспитание. В работе учитель может использовать дискуссии, дебаты, аукционы. Наиболее оправданным, по нашему мнению, является деятельностно – практический подход. Учащиеся с огромным интересом участвуют в работе различных творческих групп, в подготовке и проведении заочных экскурсий, праздников, игр. С помощью воспитательных инновационных технологий как художественных средств и приемов педагог воздействует на сознание личности учащегося с целью формирования у него личностных ценностей наряду с общечеловеческими. Действенным средством патриотического воспитания является «музейная педагогика». При проведении музейных уроков и поисковой работы формируется гражданское мышление.
В нашем учебном заведении активно действует школьный музей, который укомплектован собранием памятников истории и культуры. Проводится работа по изучению и сохранению историко-культурного наследия Донбасса. Как показывает опыт, современная молодежь лучше воспринимает информацию в форме развлекательных программ, видеороликов, шоу с различными эффектами. Поэтому учитель для удовлетворения запросов учащихся использует на своих уроках и мероприятиях медиа средства, компьютерные технологии и тому подобное. Таким образом, применение ИКТ стало неотъемлемым атрибутом учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии имеют очевидные преимущества в процессе патриотического воспитания:
- возможность моделирования и демонстрации наглядности, повышения качества ее использования;
-логизация и структурирование представленного материала, что значительно повышает уровень восприятия учащимися новой информации;
- разнообразие форм проведения воспитательных мероприятий;
- информационная насыщенность материала; возможность заинтересовать большее количество учеников к участию в воспитательных мероприятиях;
- активизация интереса каждого ученика;
- возможность публиковать результаты исследований, освещать текущую информацию, общаться с широкой аудиторией в сети Интернет, осуществлять поиск информации, обмениваться мнениями, впечатлениями,
- расширение возможностей учителя, совершенствование его деятельности, толчок к творческому поиску. [ 4; с.22 ].
Метод проектов - одна из педагогических технологий, которая способствует реализации личностно ориентированного подхода в патриотическом воспитании детей. Суть этой педагогической технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к проблеме, овладении ими необходимыми знаниями и навыками для ее решения, организации проектной деятельности по решению проблемы, а на выходе - практическое применение полученных результатов. Главным является то, что результат можно увидеть, осмыслить, прочувствовать, применить в реальной практической деятельности, важным этапом является коллективное обсуждение полученных результатов, совместной поисковой деятельности. Наиболее эффективным средством достижения цели и задач уроков гражданственности, на наш взгляд, являются инновационные технологии обучения. Положительная мотивация получения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер обеспечиваются использованием новых технологий. Также это способствует развитию креативной личности.
Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной деятельности каждого ребенка являются основной целью, лежащей в основе инновационных технологий обучения. Педагог, стремящийся дать качественный уровень знаний, сделать урок интересным, достичь максимального взаимопонимания и сотрудничества между учителем и учеником использует такие технологии в своей работе.
В методике преподавания сравнительно недавно появился термин «свободные» тексты. Это обобщенное название таких творческих задач, как сенкан, сочинение по метафоре, стихотворение «Я», эссе и другие виды работы над созданием мини-сочинений. Такие творческие работы - своеобразная изюминка философского содержания, которая требует тщательного обдумывания на основе глубокого понимания вещей, побуждает к проблемной работе, развивает творческие способности, воображение ребенка, учит нестандартно мыслить. Современный ученик должен хорошо владеть коммуникативной компетентностью. .[ 4; с. 61.]. Поэтому на уроках гражданственности во внеурочное время также можно использовать способность к реализации собственной индивидуальной программы общения, умение находить адекватный стиль и тон общения, умение аргументировать свою точку зрения, умение объективно воспринимать окружающих, способность к сотрудничеству, умение моделировать ситуацию, способность к мобильности в отношениях. Для этого на таких уроках и во внеклассной работе провожу дискуссии, уроки-пресс-конференции, уроки-поиски, уроки-практикумы, урок с предсказанием; учу выполнять письменные работы в форме эссе, письма, отчета; использую интерактивные методики обучения («Мозговой штурм», «Займи позицию», «Рецензирование», «Ассоциативный куст» и т.д.). В процессе работы учитель ищет пути и средства глубокого усвоения программного материала и формирования у учащихся гражданского сознания, акцентирует внимание на краеведческом материале как составляющей воспитания школьников. Известно, что патриотизм начинается с любви к родительскому дому, к колыбельной, которую пела мама, семьи. Именно это формирует понятие «малой родины». И только уже позже приходит осознание себя сыном или дочерью великой Родины, понимание того, что надо учиться, работать для ее будущего. Понимая это, в процессе преподавания уроков гражданственности Донбасса учитель должен использовать все возможности, чтобы ознакомить учащихся с историей области, района и, конечно, с историей родного края.В зависимости от целей, задач урока, особенностей и темы внеклассного мероприятия, избранного учителем метода проведения занятия можно использовать различные приемы работы. Они включают в себя сообщения; сжатые, подробные и творческие переводы; художественный рассказ; выразительное чтение и инсценировку; чтение произведений и отрывков вслух; "оживление" событий и словесное описание картины; поисковую работу в местных библиотеках, музеях, архивах; выписки образных высказываний, афоризмов; подготовку выставок репродукций; интервью с автором, его родными, друзьями, знакомыми; выставку ученических иллюстраций к произведению; сценические зарисовки, фрагменты видеофильмов и т.д. Эти и другие инновационные формы и методы работы широко использую в своей деятельности на уроках гражданственности и во внеклассной работе. Применяя на практике, отмечаю, что инновационные технологии в значительной степени повышают эффективность и качество усвоения материала и обеспечивают ситуацию успеха для каждого ребенка, а также развитие компетенций и компетентностей учащихся, а именно: знаний, способности учиться, логичности, критичности, аналитичности, коммуникативности, информативности, технологичности, креативности, способности представить результаты работы, самостоятельности, мобильности, адаптивности, толерантности, сотрудничества и тому подобное. Использование современных методов и форм патриотического воспитания позволяет значительно расширить формирование когнитивного компонента патриотической воспитанности учеников: знаний о своей родословной, жителем своего города; знаний о языке, традициях, культуре народа, свой этнос; значительно влияние на формирование эмоционально-ценностного компонента – любви к родителям, своей семье, Родине, чувство гордости за нее, свой род; терпимое отношение к представителям других национальностей, уважительное отношение к их религии, культуре, традициям; способствовало формированию деятельно-поведенческого компонента патриотической воспитанности учеников – участие в общественной деятельности с целью внести свой вклад в развитие родного края, инициативность, активность, участие в традиционных и современных праздниках. Для успешного решения вопроса сознательной дисциплины учащихся нужна мотивация учащихся к изучению программного материала, самостоятельной его обработке, приучение к доброжелательному отношению друг к другу. Формирование патриотизма учащихся предусматривается определением содержания образования при изучении уроков гражданственности, а также во внеклассной работе.[ 6; с. 71]. Особое внимание уделяется проблемному подходу, формированию практических умений, систематической активизации когнитивной деятельности гимназистов. Таким образом, использование современных подходов к технологии формирования патриотических качеств личности предполагает познание учениками не только окружающей среды, но и себя, своего сознания. Дидактические аспекты учебного процесса позволяют формировать у учащегося необходимые черты будущего гражданина: творчество, активность, инициативность, настойчивость. Технология формирования патриотизма учащегося дает возможность на основе объективных отношений между преподаванием и обучением решать основные противоречия патриотического воспитания, учитывая ведущую роль тех, кто учит, и активное, сознательное, творческое участие учащихся. Формирование гражданина - патриота, подготовленного к жизни, с высоким сознанием, воспитание граждан, способных построить гражданское общество, в основу которого были бы заложены и постоянно воплощались демократия, толерантность и уважение к правам человека, приобретает сегодня особое значение. В нашей гимназии работает школьный парламент, где определенные комиссии координируют патриотическую работу на уровне ученического самоуправления. Именно в стенах гимназии воспитывается гражданин, который примет на свои плечи бремя с плеч старших поколений, будет готов действовать и мыслить по-новому, нестандартно, станет активным преобразователем жизни. [7]. Патриотическое воспитание формирует у будущих граждан патриотическое мышление, патриотическое сознание, развивает интеллект личности для активного участия в учебно-познавательной деятельности, воспитывает активную гражданскую позицию, учит реализовывать ее в практической деятельности.
Список литературы:
Караковский В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990 – 210 с.
Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И. Лутовинов// Педагогика. 1997, №3 – С.52-56.
Соколова И. В. Гражданско–патриотическое воспитание школьников / И. В. Соколова // Классный руководитель. – 2013. – №8. – С. 84 – 90.
Семыкина Е. Н. Гражданско–нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 21 – 25.
Сергеев, И. С., Блинов, В. И. Как реализовать компетентный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АркТИ, 2009. – 132 с.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский – Москва: издательство «Молодая Гвардия, 1979- 375с.
Черкесова Е.В., аспирант кафедры педагогики 1-го года обучения УГПУ им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/18/sotsialno-pedagogicheskie-aspekty