Система работы учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО.


Система работы учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО.
Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны[1]..
Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Рассмотрим ключевую задачу начального этапа школьного образования – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении (безотметочной системе оценивания, если быть более точным) [2].. Однако в основном акцент делается на отрицательных эффектах отметки: искажении отношений ученика со взрослым, повышении тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. В связи с этим одну из целей реформы (а не модернизации) в системе школьного оценивания видят в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки. В этом направлении безотметочного обучения уже есть определенный опыт, наработки школ (к сожалению, иногда носящие формальный характер, когда пятибалльная шкала заменяется другими формами оценки учащихся: значками, процентами, рисунками и т. п., не затрагивая при этом всех остальных составляющих образовательного процесса).
Однако, помимо вышеуказанной цели (безусловно, важной для школы) безотметочную систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Таким образом, проблему безотметочного оценивания необходимо рассматривать исключительно в контексте другой – более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы – проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).[3]
Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления[4].. Школа отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.
В рамках данной проблемы безотметочное оценивание становится базовым педагогическим условием ее решения. Поэтому вторая важная цель безотметочного обучения в начальной школе - создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников. Фактически, необходимо сделать так, чтобы безотметочное оценивание стало одним из принципов образования в обновляемой начальной школе.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
-  осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
-  использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
-  отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);
-  ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе, связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;
-  опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Отменяя отметку, мы ни в коем случае не отменяем оценивание. Напротив, мы заменяем отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в производстве и применении оценок. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны, столь же здоровую самокритичность (без самоедства) — одна из центральных, но до сих пор неназванных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.
Отняв у детей отметку — любимую игрушку младшего школьника — нужно достойно компенсировать это лишение, серьезно и уважительно относиться к потребности ученика в обобщенной мере для оценки собственных учебных достижений и трудностей. Однако критерии и средства оценки ребенок не должен получать от учителя в готовом виде. Совместное производство такой меры и есть основа оценочных взаимоотношений учеников и учителя.
Безотметочное оценивание навыков строится на следующих принципах[5]:
1) Сначала содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно. Лишь для людей со зрелой, внутренне дифференцированной самооценкой удобна внешне нерасчлененная оценка (например: “ноль ошибок” — как высший балл за диктант). Лучшим средством построения дифференцированной оценки и самооценки являются “линеечки” (принцип оценивания с помощью “линеечек” описан ниже).
2) Оценочные шкалы должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана только к пяти - десяти - сто балльной шкале, а обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс (или регресс) в успеваемости ученика (к примеру, показывала разницу между двадцатью и десятью ошибками в диктанте у ребенка с логопедическими проблемами (в пятибалльной системе оценок сокращение числа ошибок вдвое не отразится на отметке: за обе работы ученик получит “двойку”). “Цену” каждого задания, то есть максимальный балл, который можно получить за безупречное выполнение задания, учитель обсуждает вместе с детьми.
3) Оценка учителя — это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны: (а) с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки, (б) участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем. Им должна быть открыта внутренняя кухня оценивания. Тогда в более зрелом возрасте они самостоятельно и чрезвычайно рационально переведут любую нестандартную оценочную шкалу в конвенциальную (пяти-, десяти - или сто балльную).
4) Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.
5) Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя посвящено ЗУНам, и лишь 10% - творческим проявлениям ребенка, то первоклассники получают ясное сообщение: "Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам". Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и всем учителям, и школьникам разных классов, и родителям. Это были еженедельные сменные выставки, публикации в школьной газете, художественное чтение или пение по школьному радио во время перемены, участие в конкурсе лучшего анекдота, самой популярной рекламной паузы... Чрезвычайно существенно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, интересные догадки (не обязательно правильные), существенная дополнительная информация. Рубрики в школьном уголке для родителей и детей: « Хочу спросить», «Это интересно», «Для талантливых детей и их родителей» … Имели место несколько способов оформления оценки интеллектуального творчества детей: "Тетради наших догадок, вопросов и открытий", которые ведутся, прежде всего, на уроках математики, естествознания и русского языка, а также «Портфолио», формирующееся в течение года из детских работ по рисованию, труду, из творческих хорошо оформленных работ по русскому языку и литературному чтению, которые сначала были в рубрике « Мы пишем» в школьном уголке, и с которыми могли познакомиться все желающие.  Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
Этапы построения самостоятельности в оценке знаний и умений
1 этап становления оценочной самостоятельности: предметом совместных усилий ребенка и взрослого является сходство или различие между детской самооценкой и оценкой учителя, а также дифференцирование отдельных действий, необходимых для "правильного" выполнения задания.
С помощью линеечек[6] можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию в терминах "больше - меньше". Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов - ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка[7] - это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем к середине первого класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки. Нами были выделены два шага формирования ретроспективной оценки.
Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправление и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель. Например, первоклассники, написавшие свой первый диктант, состоящий из 12 слогов и соединений (ак, ка, мм, лл, ом, ал, он, ши, ша, ми, ру, ум) могут оценить себя по трем показателям: (а) правильность соединения букв, (б) пропуск букв, (в) выбор гласной буквы.* Нарисовав на доске три линеечки, учитель подробнейшим образом объясняет значение каждой шкалы: "На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те дети, кто считает, что каждое сочетание написал правильно. Кто недоволен одной - двумя буквами, поставит крестик не на самом верху, а чуть-чуть ниже. Те, кто половиной букв доволен, а половиной недоволен, поставят свой крестик ровно посередине линеечки. А те, кто недоволен ни одной буквой, поставят крестик в самом низу... Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки и обозначать их буквами. Всего надо было написать 24 буквы. Тот, кто не написал ни одной, поставит свой крестик в самом низу. Тот, кто пропустил 12 букв, поставит свой крестик посередине. Тот, кто не пропустил ни одной буквы, поставит свой крестик на самом верху".
Выслушав учительские разъяснения, дети рисуют в тетради три вертикальные линеечки, обязательно отмечая их серединки. Линеечки можно сверху озаглавить буквами: С - соединения, Б - буквы (пропуск букв), Г - гласные буквы.
Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэтому, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом. А родители по желанию ставят свои крестики только зелёной пастой.
Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания. Непреодолимая неточность этих критериев связана с субъективным компонентом переживания своих удач или неудач: ребенок, для которого "не быть самым лучшим" означает "быть плохим", за две ошибки в диктанте может оценить себя ниже, чем ребенок, который опасался, что в школе у него вообще ничего не будет получаться; оптимист оценит себя выше, чем пессимист... Но общий смысл работы с линеечками понятен даже самым маленьким ученикам. Когда учительница впервые попросила своих первоклассников оценить красоту только что написанных палочек и крючочков с помощью линеечки, то она задала при этом коварный вопрос: "Зачем вам себя оценивать? Ведь в классе есть учитель, который лучше всех знает, что красиво написано, а что некрасиво?" Полина ответила мгновенно: "Когда я сама буду знать, хорошо я пишу или плохо, я буду уверенней себя чувствовать!"
Второй шаг формирования ретроспективной самооценки: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю. Рисуя линеечку "Гласные буквы" учитель после диктанта просит: "Оцени, верно, ли ты выбрал гласные буквы для обозначения гласных звуков. Если ты совершенно уверен, что все гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу линеечки". Получив такое задание, почти все ученики перечитают свой текст.
Когда учитель проверяет тетради учеников, то ставит свою оценку умения ребенка обозначать гласные звуки буквами на той же линеечке, исходя из простой арифметики. Если в контрольной работе надо было написать 15 гласных букв, то крестик посередине ставится при 7-8 ошибках в выборе гласных букв.
Когда учитель возвращает детям их контрольную работу, то сначала называются дети, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок): "Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело - они себя умеют оценивать сами! Некоторым еще надо потренироваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься».
Особую заботу должна вызывать та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Об этих детях следует поговорить со школьным психологом и проявить к ним особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере, в первые недели занятий), исправляя ошибки, акцентировать только позитивную сторону преодоления незнания: "Конечно, звук [а] - гласный. Я рада, что теперь ты это знаешь!" Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок: "Видишь, я поставила свой крестик гораздо выше твоего. Потому что ты пропустил два звука, а оценил себя так, как будто пропустил семь. Пожалуйста, будь в следующий раз к себе подобрее".
Проявляя повышенное внимание к детям с заниженной самооценкой, следует помнить, что тенденция к занижению самооценки не всегда связана с тревожностью, невротическими тенденциями, депрессиями и прочими мрачными психологическими проблемами. Рефлексивная самооценка всегда несколько занижена, ибо рефлектирующий человек знает о своем несовершенстве, но не делает из него проблем ни для себя, ни для окружающих.
Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания, и, может быть, в маленьком учительском тренинге: как бы ты оценил работу, в которой пропущено три звука? семь звуков? ни одного звука?.. Но следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна, прежде всего, вашим наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами. Прежде чем работать "на понижение" самооценки задумайтесь, в самом ли деле Вы хотите, чтобы ваш слабоуспевающий ученик ясно осознал свое отставание от одноклассников?
Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой. Так, если ученик за три последовательные работы получил следующие оценки по шкале "пропуск букв", то это значит, что ученик прекрасно учится, то есть совершенствуется, и этим выгодно отличается от ученика, стабильно во всех контрольных пропускающего 1- 2 буквы.

 
Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надежное основание для самоуважения, сознательного и оптимистичного отношения к себе, к своему учебному труду. Заметим, что этот ученик при отметочной системе оценивания имел бы стабильные двойки (ибо в каждой следующей контрольной к пропускам букв прибавлялись бы новые ошибка на свежеизученные орфограммы) и, соответственно, психологию двоечника.
Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок - прогностической и ретроспективной. Прогностическая самооценка[8] (оценка предстоящей работы) в принципе труднее ретроспективной, но именно она является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована.
Так как мы систематически формировали ретроспективную самооценку с самого начала первого класса, то в середине второго класса было предложено такое задание:
Учитель: Мы долго занимались оформлением предложения на письме и написанием заглавной буквы в именах собственных. Сегодня вам предстоит писать диктант, где будет много таких слов. Послушайте текст диктанта (читает). Прежде чем приступить к диктанту, нарисуйте три линеечки (как обычно - длиной в шесть сантиметров). С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уверены, что сможете правильно оформить начало всех предложений. Кто совершенно в себе уверен, ставит крестик на самый верх линеечки. Кто убежден, что не сможет правильно оформить ни одно начало предложения, пусть поставит свой крестик в самом низу. Вторая линеечка измерит уверенность в том, что вы умеете ставить знаки препинания в конце предложения. Третья линеечка - написание большой буквы в именах собственных.
Когда задание на прогностическую самооценку давалось классу впервые, то, проверяя детские работы, мы не оценивали их. Раздали проверенные диктанты и попросили детей поставить на каждой линеечке собственный второй крестик - по результатам учительского контроля. Наиболее выразительные расхождения двух самооценок были откомментированы - индивидуально или открыто. Гласности, безусловно, стоит придавать случаи, когда прогностическую самооценку ребенок поставил себе очень низко не из-за тревожности, а из суеверия (чтобы не сглазить) или из ложной скромности (нельзя себя хвалить, пусть тебя хвалят другие). Еще и еще раз учитель должен раскрыть детям смысл прогностической самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы. Если спортсмен, который прыгает в высоту на два метра, не ставит себе планку на метр, то это глупо: он будет всегда перепрыгивать, не напрягая сил, и едва ли научится прыгать лучше. Но если он поставит себе планку на три метра, это тоже глупо: он всегда будет сшибать планку и разуверится в собственных силах. Лучше всего, если он поставит себе планку чуть-чуть выше, чем два метра... Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все свои силы. Только так ваши знания и умения будут расти".
«Линеечки» были использованы нами и в дневниках (1- самочувствие, 2-трудность материала, 3- понимание материала). Дети с их помощью оценивали себя на каждом уроке.
Очень информационный инструмент обратной связи: видно, что удалось и не удалось, какой урок получился, на что и кому надо обратить внимание.
2 этап становления оценочной самостоятельности: предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится сам способ производства формализованной оценки.
"Линеечки" как инструмент оценки и самооценки имеют множество достоинств и один существенный недостаток: каждая линеечка расположена под оцениваемой работой, поэтому ребенку, пишущему в разных тетрадях, трудно расположить в один ряд и сравнить все линеечки, по которым он оценил себя, скажем, за списывание в течение года. Еще труднее осуществлять это сравнение на протяжении ряда лет.
Поэтому, начиная с конца первого класса, за контрольные работы выставлялась дробная оценка. Числитель показывал количество правильных ответов, а знаменатель количество возможных правильных ответов. Например: пишем словарный диктант, в котором 12 слов. Ребёнок сделал ошибки в трёх словах, значит верно написано 9 слов. Его оценка - 9/12. « 9 баллов из 12 возможных».
Детям нравится такая система оценивания, потому что они сами могут ставить оценки, достаточно несколько раз объяснить. Особенно легко это сделать на математике: из 8 примеров решил правильно 6- получил « 6 баллов из 8 возможных»
На следующем этапе работы следует рассмотреть, что не все задания имеют одинаковую « цену». Например, решая уравнение вида а +Х = в, нам надо определить и подписать компоненты действия сложения, выбрать действие, с помощью которого можно найти Х, а затем выполнить вычисления. Значит «цена» уравнения минимум 3 балла на уроках закрепления. Однако «цена» повышается на начальном этапе закрепления - за выбор действия дети могут дать большее количество баллов, объясняя, что это труднее.
Так крупица за крупицей у детей складывается важнейшая способность к объективной оценке и самооценке. Однако следует помнить, что эмоциональная сторона оценки не входит в такую объективную оценку; похвала взрослого и одноклассников за идеально выполненную работу совершенно необходима маленькому ребенку, даже если он виртуозно овладеет критериями объективного оценивания.
При анализе контрольной работы учитель объясняет детям, каким образом подсчитываются баллы, а далее сообщает, кто сколько баллов набрал. Объяснить результат работы первоклассникам, набравшим высший балл, очень легко: "Вы молодцы, все сделали правильно. Лучше эту работу выполнить было невозможно!" Для маленького ребенка такая похвала практически равнозначна "пятерке" как знаку высших школьных добродетелей. Правда, в оценке "19 баллов из 19 возможных" по счастью не содержатся все те личностные оттенки, которые заложены в оценке "отличник": Ученик, получивший 19 баллов, это тот, кто лучше других решил уравнения, а не самый лучший человек в классе.
Точно также в оценке "13 баллов из 19 возможных" не содержатся оскорбительные коннотации слова "троечник". Ребёнок, услышав свою балльную оценку, не начнет мрачно думать, как отреагирует на это мама. Маме не надо будет конфузиться, когда ее спрашивают о школьных успехах ее дочери: "У девочки еще не все получается, но в основном она справляется". В самом деле, ребёнок выполнил 68% заданий. Это далеко от совершенства, но все же две трети пути к высшим достижениям пройдены. Не завтра и даже, может быть, не в этом году ученик напишет свою первую безошибочную работу по математике. Если путь к этой трудной вершине будет усеян тройками, неизвестно, хватит ли у ребенка воли и веры, чтобы не скиснуть и не перестать стараться.
3 этап становления оценочной самостоятельности: предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ конвертирования разных оценочных шкал.
До начала 4 класса оценка каждого задания совершалась с помощью разномасштабных шкал. Производя эти шкалы вместе с учителем, дети ясно понимали, почему одно задание оценено в 18 баллов, а другое в семь. Но как соотнести эти оценки? Как самому ученику узнать, стал ли он справляться с задачами определенного класса лучше? Изучив проценты на уроке математики, мы нашли выход. Перевод в проценты или переход к стобалльной системе оценивания является универсальным способом сведения всех оценочных шкал к общему знаменателю. Дети быстро пересчитали все результаты контрольных работ за предыдущие три года. Так как они хранились в «портфолио» уч-ся. Перевод баллов в проценты делает наглядной динамику усвоения, что представлено в таблице.
сентябрь октябрь ноябрь декабрь 1ое полугодие
баллы: 7/19 9/21 12/26 17/30 % 37 43 46 57 46
Уже к декабрю каждый ученик, даже самый слабый может быстро оценить свою работу в любой шкале. Познакомившись с диаграммами, дети самостоятельно стали сравнивать свои результаты.
Деятельность учителя.
Для того чтобы система оценивания способствовала эффективному научению, текущие оценки должны быть направлены преимущественно на относительные показатели успешности ребенка, характеризующие продвижение его по сравнению с самим собой, а итоговые оценки – преимущественно на абсолютные показатели данного ребенка, характеризующие успешность данного ребенка в ряду других детей.Для сближения текущих и итоговых оценок, отталкиваясь при этом от целей образования и содержания, выносимого на итоговое оценивание в конце ступени, можно порекомендовать следующую процедуру, не противоречащую, кстати, и традиционной практике:
-  выделить в учебном процессе ряд этапов: конец курса (например, окончание букварного периода), конец раздела, конец темы;
-  спроецировать ожидаемые итоговые результаты, сформулированные в требованиях образовательного стандарта, на выделенные этапы, и на этих этапах проводить промежуточную оценку, максимально приближенную по формам и содержанию к итоговой;
-  в ходе изучения темы последовательно вести детей к успешному достижению ожидаемых тематических результатов, пользуясь при этом стимулирующими обучение формами оценки, фиксировать продвижение каждого ребенка к достижению каждой из поставленных целей.
Как же это выглядит на практике?
Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются[9]:
– стартовые и итоговые проверочные работы;
– текущие проверочные работы;
– тестовые диагностические работы;
– устный опрос;
– проверка сформированности навыков чтения;
– демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала.
Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”.
Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.
Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.
Тестовые работы по математике, русскому языкам включают задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. По курсу “Человек и мир” текущий, тематический и итоговый контроль также проводится в форме тестовых заданий.
По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом.
Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах начальной школы.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного полугодия, года. В подготовительном классе – только в конце учебного года.
Открытая демонстрация своих достижений учеником предполагает качественную оценку того, что он знает и умеет по данному предмету. Накопление материала для демонстрации осуществляется в форме учебного “портфеля” ученика.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня овладения знаниями, умениями и навыками:
– высокий уровень – 85-100%;
– уровень выше среднего – 70-84 %;
– средний уровень – 50-69 %;
– уровень ниже среднего – 30-49 %;
– низкий уровень – менее 30 %.
 В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.
 Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.
Документация учителя:
 1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
2.Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в классный журнал не выставляются.
3. Тетрадь. Для того чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения детьми знаний, умений и навыков по каждой теме и каждому предмету.
В специальных таблицах отмечается усвоение учащимися конкретных знаний и умений: рядом с фамилией ставится “+” либо дата положительного результата. Знаком “+” фиксируется только прочное усвоение программы, полностью самостоятельная работа ученика. Если ребенок еще не может сам правильно выполнить задание, учитель не ставит в своей таблице соответствующего знака, тем самым, отмечая для себя необходимость дальнейшей индивидуальной работы с этим ребенком над не усвоенным им материалом. При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.
Кроме качественной характеристики в тетради ведётся и количественная.
Например.
Состав числа 3 Сложение Вычитание Самостоятельная работа №6
1
задан2
задан3
задан4
заданитог
Макс. балл
2 Макс. балл
4 Макс. балл
5 Макс. балл
3 Макс. балл
14
Чередниченко Матвей + + + 2 4 5 3 14
100%
Солодкин Александр + + 2 4 3 3 12
85%
Солодкина Ольга + + + 2 3 3 3 11
78%
Чтобы быстро переводить разномасштабные шкалы в стобалльную систему были составлены соответствующие таблицы. Приведём пример нескольких строк.
33 б – 100
32 б – 96
31 б - 93
Проводимая работа даёт учителю возможность объективно, не на глазок оценить трудности каждого ученика, сравнить сегодняшние успехи детей с их прежними и будущими успехами, увидеть, в каких дополнительных упражнениях нуждается класс в целом и отдельные ученики.
Большую помощь оказывают электронные приложения, однако они есть не ко всем предметам и в них рассмотрены только контрольные работы.
В организации системы промежуточной аттестации важно, чтобы тематическая проверка не стала одномоментным актом. Предпочтение следует отдавать такому процессу контроля, при котором каждый учащийся имеет право досдать те из обязательных заданий, результаты выполнения которых, пока не могут быть оценены как положительные, а также повторно выполнить, пересдать, дополнительную часть тех работ, результаты по которым его/ее не удовлетворяют (с соответствующим заполнением пустых клеток в листе контроля). При этом не следует устанавливать чрезмерно жесткие временные рамки: в принципе пересмотр оценки достигнутого уровня возможен в рамках всей ступени обучения.
Для учащихся, имеющих существенные трудности в обучении, рекомендуется щадящий режим контроля и оценивания: разделение содержания аттестации на мелкие части (введение так называемых «дробных зачетов») и поэтапная процедура контроля в ходе изучения темы.
Такой подход к системе промежуточной аттестации открывает возможность для учащихся, для которых данный предмет не имеет высокого приоритета, ограничиться в своей учебной деятельности добросовестным и качественным выполнением заданий, соответствующих уровню обязательных требований. То же решение могут принять и дети с трудностями в обучении; тем самым между ними исчезает резкий водораздел.
Предлагаемый подход способствует также развитию и уточнению самооценки, причем позволяет менее успешным детям «сохранить лицо». Имеется и дополнительный педагогический эффект, связанный с формированием у ребенка умения делать ответственный выбор; причем не в ходе какой-либо специально организованной деятельности, а наиболее естественным образом: жизненно необходимое умение формируется в процессе основной для ребенка деятельности – учебной.
Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки, ее сопоставимости.
4. На каждого ребёнка заводится папка «Мои достижения», состоящая из «Листов индивидуальных достижений», подробного анализа каждой контрольной работы по всем предметам, результатов проверки техники чтения, «Табелей успеваемости», « Карт индивидуального развития»
Учебный год начинается с родительского собрания (вернее круглого стола вместе с детьми), на котором знакомим родителей и детей с требованиями программы по каждому предмету к концу учебного года - « Лист индивидуальных достижений».
Например.
Лист индивидуальных достижений
по математике
ученика 1 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Уметь в простейших случаях продолжить заданную закономерность, найти нарушение закономерности 2 Уметь объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупности с помощью составления пар 3 Знать последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графические модели 4 Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания (на уровне автоматизированного навыка). 5 Уметь выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 6 Уметь практически измерять величины длину, массу, объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.). Знать общепринятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. 7 Уметь решать уравнения вида  а + х = b,  a - x = b, x - a = b8 Уметь решать простые задачи на сложение и вычитание, и разностное сравнение чисел. 9 Уметь распознавать простейшие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, кубУсловные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель: Шаповалова Галина Вячеславовна
…г., май.
В начале первого класса такие листы делаются в двух экземпляре, так как дети заполняют их вместе со взрослыми, второй экземпляр у учителя, а начиная со второго класса в трёх: учителю, родителям и ученику. Что позволяет сделать оценку социально значимой, вовлечь родителей в учебный процесс.
« Листы индивидуальных достижений» заполняются постепенно, на протяжении всего учебного года и хранятся в папках каждого ученика. Приходя в школу: на собрание или на беседу каждый родитель видит продвижение своего ребёнка по каждому предмету, так как тут же находится анализ выполненных контрольных работ, причём не только в числовом виде, но и в графическом, что позволяет более наглядно показывать успехи детей.
Кроме этого итоги письменных работ заносятся в « Табеля успеваемости» оформленные также на каждого ученика.
Например
Табель успеваемости уч-ся 1 класса
____________________________________________
Классный руководитель__________________________
Предмет К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 К-7 К-8 Диктант Перевод. Итогов Средний
балл за год
Математика. Русский язык Литературное
чтение Природоведение . Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня овладения знаниями, умениями и навыками:
– высокий уровень – 85-100%;
– уровень выше среднего – 70-84 %;
– средний уровень – 50-69 %;
– уровень ниже среднего – 30-49 %;
– низкий уровень – менее 30 %.
Директор школы (…)______________________________Начиная со 2 класса, в течение года заполняется «Карта достижений уч-ся», где самооценка обязательно предшествует оценке учителя.
Карта достижений уч-ся
Фамилия, имя уч-ся________________________________________________
Класс_____________ Учебный год___________________________________
Ф. И.О. классного руководителя______________________________________
Условные обозначения:
Самооценка: + знаю, но иногда ошибаюсь, V - пока самостоятельно не выполняю
Учитель: О – отлично, Х – хорошо, П – посредственно, Н – неудовлетворительно
Начало года 1четв 2четв 3четв 4четв
Само
оценка Учитель Само
оценка Учитель Само
оценка Учитель Само
оценка Учитель Само
оценка Учитель
КоммуникативностьЧтение 1. Навык чтения: способ чтения правильность беглость сознательность выразительность 2. Работа с текстом: ответы на вопросы определение темы определение идеи составление плана подробный пересказ краткий пересказ стихи наизусть Грамматика 1 . Фонетический разбор 2. Разбор слова по составу 3. Разбор по членам предложения 4. Определение частей речи 5. Написание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением 6. Написание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением 7. Написание проверяемых согласных в корне слова8. Написание непроизносимых согласных 9. Написание разделительных Ь и Ъ 10. Каллиграфический навык 1 . Списывание (с заданием) 12. Письмо под диктовку 13. Творческие работы 14. Письмо по памяти Математика 1 . Таблицы сложения и вычитания в пределах 20 (с переходом через 1 0) 2. Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом и без перехода через 1 0) 3. Таблица умножения и деления 4. Внетабличное умножение 5. Внетабличное деление 6. Деление с остатком 7. Определение порядка действий в выражениях 8. Решение составных задач разных типов 9. Решение уравнений 10. Письменные вычисления в пределах 1 000 и более сложение вычитание 1 . Устные вычисления 12. Нахождение периметра 1 3. Нахождение площади' Личностное и социальное развитие умение слушать и следовать указаниям умение завершать работу умение работать одному умение работать в группе умение использовать время проявление инициативы прилежность в работе аккуратность умение планировать умение играть с другими умение уважать права других умение уживаться в коллективе дисциплина, самоконтроль умение бережно обращаться со школьным имуществом выполнение домашней работы Многие семьи используют данный материал для формирования «портфолио».
Копия основных документов папки «Мои достижения», состоящая из «Листов индивидуальных достижений», «Табелей успеваемости», « Карт индивидуального развития», заносятся в личное дело уч-ся.
5. Папка класса « Мониторинг обученности уч-ся», состоящая из «Сводных листов достижения уч-ся», «Листов достижений », а также « Сводной ведомости».
В конце каждого учебного года делается качественный анализ обученности детей. Для этого в «Сводный лист достижений уч-ся» заносятся результаты из « Листов индивидуальных достижений уч-ся».
Например.
Сводный лист достижений уч-ся
1 класса
по математике
№навык Результат Итог
1 v+ + + - + + + + + - + vv+ + 2,5
2 v+ + + - + + + + + v+ vv+ + 2,6
3 vvv+ v+ + + v+ vvvv+ + 2,4
4 + vv+ - + + v+ v- vvvv+ 2,2
5 vvv+ - v+ v+ + - v- vv+ 2,1
6 vvvvvvvvvvvvvvvv2
7 + v+ + v+ + + + + v+ v+ + + 2,7
8 vvv+ vv+ + + + v+ vvvv2,4
9 + + + + + + + + + + + + + + + + 3
Итог 2,3 2,3 2,4 2,9 1,7 2,7 2,9 2,7 2,8 2.8 1,7 2,5 2 2,2 2,6 2,8 Уровень (средний) (средний) (средний) (высокий) (низкий) (средний) (высокий) (высокий) (высокий) (высокий) (низкий) (средний) (средний) (средний) (высокий) (высокий) Яковлев Сергей Щепетнов Артём Шестопал Давид Одинцова Юлия Роман Алина Мусеева Валерия Митусов Георгий Локо Виктория Климов Евгений Климов Артём Егоров Юрий Дубынина Ольга Гонтарь Анна Быкова Александра Баева Анна Афанасьев Роман Уровень: 1-2- низкий «+» знает, умеет применять (3балла.)
2-2,5- средний «V» знает, но не всегда умеет применять (2балла.)
2,5-3- высокий « - « не знает (1балл.)
Учитель: Шаповалова Галина Вячеславовна
2002г. Май
Полученный средний балл по каждому умению и навыку заносятся в « Лист достижений»
Лист достижений уч-ся
1 класса
по математике
№п/пФормируемые навыки и умения Уровень (балл)
1 Уметь в простейших случаях продолжить заданную закономерность, найти нарушение закономерности 2,5
(высокий)
2 Уметь объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупности с помощью составления пар 2,6
(высокий)
3 Знать последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графические модели 2,4
(средний)
4 Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания (на уровне автоматизированного навыка). 2,2
(средний)
5 Уметь выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 2,1
(средний)
6 Уметь практически измерять величины длину, массу, объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.). Знать общепринятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. 2
(средний)
7 Уметь решать уравнения вида  а + х = b,  a – x = b, x – a = b2,7
(высокий)
8 Уметь решать простые задачи на сложение и вычитание и разностное сравнение чисел. 2,4
(средний)
9 Уметь распознавать простейшие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, куб3
(высокий)
Уровень: 1-2- низкий «+» знает, умеет применять (3балла.)
2-2,5- средний «V» знает, но не всегда умеет применять (2балла.)
2,5-3- высокий « - « не знает (1балл.)
Учитель: Шаповалова Галина Вячеславовна
2002г., май.
Кроме качественного предоставляется и количественный анализ мониторинга достижений уч-ся по каждому предмету, а также начиная со второго класса « Сводные ведомости»
Например.
Мониторинг достижений уч-ся 2класса по математике 2002-2003уч. г.
№ Ф. И. к-1 к-2 к-3 к-4 к-5 к-6 к-7 к-8 Перев Ито
говаяГодовая1 Афанасьев Роман 95 69 61 60 90 83 58 84 100 100 80
2 Баева Анна 79 64 88 86 95 76 79 86 100 78 83
3 Быкова Александра 71 39 94 66 100 86 88 89 100 90 87
… Сводная таблица достижений уч-ся 2класса.

п/пФ. И. Математика Русский
язык Литератур.
чтение Природове-
дениеИнформатика
1 Афанасьев
Роман 80-
высокий 90-
высокий 84-выше
среднего 90-
высокий 93-
высокий
2 Баева Анна 83-выше
среднего 95-
высокий 89-
высокий 91-
высокий 89-
высокий
3 Быкова
Александра 87-
высокий 87-
высокий 90-
высокий 84-выше
среднего 76-выше
среднего
… Документы делаются в двух экземплярах: один предоставляется администрации, другой остаётся у учителя.
Ведение такой документации позволяет не только видеть успехи и трудности каждого учащегося в отдельности, но и класса в целом, а также вести конструктивный диалог с родителями и администрацией.
  Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.
Литература.
1.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001.
2.  Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
3.  Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.,2001.
4.  Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, 2001.
5.  Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
6.  Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «Положение о безотметочном обучении»
7.  Г. А. Цукерман и К. Н Поливановой "Введение в школьную жизнь" Томск. Пеленг, 1992
8.  Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? Вестник ассоциации "Развивающее обучение", №6, 1999.
Приложение 1.
Библиография.
1.  Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
2.  Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. М., 1978.
3.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
4.  Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская Энциклопедия, 1998.
5.  Горбов С. Ф., Табачникова Н. Л. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. Пакет предметной диагностики по математике. М.: Международ. Образовательный и Психол. колледж, вып.1-3, 1995.
6.  Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.
7.  Захарова А. В. Генезис самооценки. М., 1989.
8.  Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
9.  Липкина А. И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976.
10.  Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание, 1993, №9.
11.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста (под. ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера). М.: Педагогика, 1988.
12.  Оценивание. Развивающее обучение. Тольятти, 1995.
13.  Поварницына А. Г. Оценка как компонент учебной деятельности и ее роль в развитии личности школьника. - Автореф. канд. дис., Нижний Новгород, 2001.
14.  Полуянов Ю. А., Матис Т. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Пихологическая наука и образование, 1996, №2.
15.  Романеева М. П. и др. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. Пакет предметной диагностики по русскому языку. М.: Международ. Образовательный и Психол. колледж, вып.1-3, 1995.
16.  Худобина Е. Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки у младших школьников. М., 1988.
17.  Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. Москва-Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999.
18.  Цукерман Г. А. Сократ и Карлсон. О детской самооценке // Семья и школа, 1997, №12.
19.  Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? Вестник ассоциации "Развивающее обучение", №6, 1999.
20.  Г. А. Цукерман и К. Н Поливановой "Введение в школьную жизнь" Томск. Пеленг, 1992
Приложение 2.
Качественный анализ обученности уч-ся по программе «Школа 2100».
Лист индивидуальных достижений
по математике
ученика 1 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Уметь в простейших случаях продолжить заданную закономерность, найти нарушение закономерности 2 Уметь объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупности с помощью составления пар 3 Знать последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графические модели 4 Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания (на уровне автоматизированного навыка). 5 Уметь выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 6 Уметь практически измерять величины длину, массу, объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.). Знать общепринятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. 7 Уметь решать уравнения вида  а + х = b,  a - x = b, x - a = b8 Уметь решать простые задачи на сложение и вычитание и разностное сравнение чисел. 9 Уметь распознавать простейшие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, кубУсловные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по математике
ученика 2 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Знать последовательность чисел от 1 до 1000, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графические модели 2 Знать таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка). 3 Уметь правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 4 Уметь выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000 5 Уметь применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них) 6 Уметь решать уравнения вида  ах = b,  a : x = b,  x : a = b (на уровне навыка). 7 Уметь решать задачи в 1 – 2 действия (по действиям и составлением выражения). 8 Знать единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр, километр 9 Уметь чертить отрезок данной длины, измерять длину данного отрезка 10 Уметь находить периметр многоугольников по заданным длинам его сторон и с помощью измерений. 11 Уметь строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник 12 Уметь вычислять площадь прямоугольника по заданным длинам его сторон, и наоборот, находить одну из сторон прямоугольника по площади и длине другой стороны 13 Знать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Условные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по математике
ученика 3 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Уметь читать, записывать и сравнивать многозначные числа 2 Уметь выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел 3 умножение и деление многозначного числа на однозначное. 4 Уметь правильно выполнять устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. 5 Уметь записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, а также использовать эти свойства для упрощения вычислений. 6 Уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1 - 2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное. 7 Уметь применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них). 8 Знать названия компонентов действий 9 Знать формулы пути (s = vt), стоимости (С = аn), работы (А = vt), умение их использовать для решения текстовых задач 10 Знать формулы площади и периметра прямоугольника (S = ab, P = (a + b)2 ), умение их использовать для решения текстовых задач 11 Знать единицы измерения массы – килограмм, грамм, центнер, тонна..12 Знать единицы измерения времени – секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам. 13 Уметь решать задачи в 2 – 3 действия на все арифметические действия 14 Уметь решать уравнения основных видов (а + х = b,a – x = b, x – a = b, ах = b, a : x = b, x : a = b) с комментированием по компонентам действий 15 Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств. Условные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по математике
ученика 4 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Резуль-тат1 Уметь выполнять прикидку, письменные действия с многозначными числами и устные вычисления, сводящиеся к действиям с числами в пределах 100 2 Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 4 – 5 действий (со скобками и без них) на основе знания правила о порядке выполнения действий 3 Уметь записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, а также использовать эти свойства для упрощения вычислений 4 Знать названия компонентов действий. Уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1 – 2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное 5 Уметь находить числовые значения простейших буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв 6 Знать формулы пути (s = vt), стоимости (С = аn), работы(А = vt), площади и периметра прямоугольника (S = ab, P = (a + b)2 ), уметь их использовать для решения текстовых задач 7 Уметь решать задачи в 2 – 4 действия на все арифметические действия 8 Уметь решать уравнения вида и сводящиеся к ним с комментированием по компонентам действий 9 Уметь находить координаты точек числового луча и строить точки по их координатам, вычислять расстояние между двумя точками числового луча 10 Уметь читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча 11 Уметь сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями 12 Уметь находить часть от числа, выраженную дробью, и число по его части, выраженной дробью 13 Уметь решать и анализировать задачи в 3 – 4 действия на все 4 арифметические действия 14 Уметь находить скорость сближения и скорость удаления для всех случаев одновременного движения двух объектов, решать задачи в 2 – 3 действия для встречного движения и движения в противоположных направлениях 15 Знать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени и уметь использовать эти соотношения в вычислениях. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам 16 Уметь сравнивать значения величин с помощью таблиц, круговых и столбчатых диаграмм 17 Уметь измерять углы и строить углы с помощью транспортира 18 Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств Условные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по русскому языку
ученика 2 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Знает: признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие; 2 пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости; 3 обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е,ё, и, ю, я, ь; 4 названия, порядок букв русского алфавита 5 правила переноса слов; 6 названия частей слова (кроме окончания); 7 признаки предложения и текста; 8 изученные орфограммы 9 уметь: правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги 10 переносить слова по слогам 11 производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах 12 правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; 13 правильно оформлять предложение на письме 14 писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают 15 видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов;
звонкие и глухие согласные на конце слов;
сочетания чк, чн в словах;
ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги 16 находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов 17 ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему 18 предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после чтения текста; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; 19 -  составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя Условные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по русскому языку
ученика 3 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Знает: правила правописания слов с изученными орфограммами; 2 определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола 3 название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения. 4 Уметь производить звуко-буквенный анализ доступных слов 5 видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные»места, правильно писать слова : с безударными гласными в корне 6 со звонкими, глухими и непроизносимыми согласными 7 с удвоенными согласными в корне 8 с ь для обозначения мягкости 9 ь разделительным 10 владеть способами проверки гласных и согласных в корне 11 писать слова с непроверяемыми написаниями по программе 12 графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора(без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; 13 правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55-60 слов), 14 правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь15 находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах 16 распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы 17 определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления 18 разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; 19 видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и) 20 составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи 21 осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении 22 читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; читать и понимать учебно-научные тексты Условные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по русскому языку
ученика 4 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Знает: названия и признаки изученных частей речи, 2 правила правописания слов с изученными орфограммами:
слова с безударными гласными в корне 3 звонкими, глухими и непроизносимыми согласными, 4 с удвоенными согласными в корне 5 с ь для обозначения мягкости, 6 с ь разделительным и ъ знаками 7 владеть способами проверки гласных и согласных в корне 8 писать слова с непроверяемыми написаниями по программе 9 правописание приставок и предлогов 10 Умеет:опознавать изученные части речи по их признакам 11 разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков 12 видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); 13 находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами 14 производить звуко-буквенный анализ слов 15 ставить запятые в простых предложениях с однородными членами(без союзов, с союзами и, а, но), 16 ставить запятые в простых предложениях с однородными членами(без союзов, с союзами и, а, но), 17 предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); 18 разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок 19 производить синтаксический разбор простого и сложного предложений 20 писать изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20-25 предложений); 21 уметь читать тексты учебника, художественные и учебно-научные 22 владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения 23 Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану Условные обозначения: «+» знает, умеет применять
«V» знает, но не всегда умеет применять
« - « не знает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
(букварный период)
Ф. И. _____________
№ п/пФормируемые навыки и умения Даты
Старт окт. нояб. дек. янв. фев. Итог
1. Навыки чтения
1.1 Техника чтения Чтение слогов Чтение слов Ударение Чтение предложений Чтение текстов Безошибочность чтения Выразительность чтения 1.2 Понимание прочитанногоОтвет на прямой вопрос по прочитанномуВосстановление пропущенного слова Составление “устной картины” Сопоставление прочитанного текста и иллюстративного ряда к нему 1.3 Пересказ С помощью учителя или иной Без помощи учителя Условные обозначения: «+» знает, выполняет
«V» знает, но не всегда делает
« - « не знает, не делает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по литературному чтению
ученика 2 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста от 55-60 слов, про себя от 65-70слов 2 Знает Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.:3 Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка 4 Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов5 Тема и основная мысль произведения 6 Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений 7 Формирование умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия 8 Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам 9 Формирование умения находить ключевые слова в тексте 10 Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль 11 Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением 12 Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения 13 Формирование умения делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части 14 Формирование умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста 15 Обучение.
подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения 16 выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое 17 устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста 18 составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану 19 Развитие умения писать работы по итогам чтения — сочинения-миниатюры о сказочных героях 20 Заучивание наизусть и чтение стихотворений, отрывков прозы (3—7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста 21 Творческие работы — сочинение сказок, загадок, считалок Условные обозначения: «+» знает, выполняет
«V» знает, но не всегда делает
« - « не знает, не делает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по литературному чтению
ученика 3 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста - 75-80 2 Знает :Повесть, ее отличие от рассказа 3 Пьеса. Признаки драматического произведения 4 Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. 5 Умеет: Работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных; прогнозирование содержания произведения на основании заглавия; самостоятельное придумывание заглавий6 Выделять ключевых слов в тексте или в частях текста. Связь ключевых слов и главной мысли. 7 Самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно8 Составлять простой план (варианты простого плана):
а) пункты плана - повествовательные предложения; б) план из вопросов; в) план из предложений текста 9 Сопоставлять структуры текста произведения с планом, данным учителем или составленным учениками 10 Самостоятельно составлять план рассказа о герое. 11 Отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного 12 Формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержания 13 Использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, 14 Подробный и краткий пересказ текста по плану 15 Выборочный пересказ текста 16 Словесное рисование картин к художественным текстам 17 Устные рассказы о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана 18 Составление устных рассказов от имени одного из героев 19 Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения 20 Составление устных и письменных описаний-миниатюр 21 Письменные творческие работы Условные обозначения: «+» знает, умеет делать
«V» знает, но не всегда умеет делать
« - « не знает, не делает
Учитель:
Дата
Лист индивидуальных достижений
по литературному чтению
ученика 4 класса
Ф. И._________________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Результат
1 Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Темп чтения вслух — 90 слов. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения про себя к концу обучения в начальной школе— 140 слов (ориентировочно). 2 Обучающиеся должны уметь:
прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам 3 самостоятельно выделять ключевые слова в тексте 4 проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя 5 формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста 6 составлять простой и сложный план 7 определять тему произведения, его главную мысль, рассказывать сюжет 8 называть героев произведения, видеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера 9 видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте 10 высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному; 11 представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное. 12 практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения; 13 относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса;14 различать сказку народную и авторскую 15 среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины 16 отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного 17 подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану 18 составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания 19 Учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки из прозаических произведений 20 Знают: Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя. 21 Пролог и эпилог в художественном произведении. 22 Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). 23 Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). 24 Баллада — рассказ в стихах 25 Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести. 26 Юмор и сатира в произведениях детской литературы. Условные обозначения: «+» знает, умеет делать
«V» знает, но не всегда умеет делать
« - » не знает, не делает
Учитель:
Дата
[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001, с. 3.
[2] Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, с. 37.
[3] Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.,2001, с. 34 – 35.
[4] Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, 2001, с. 114.
[5] Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? Вестник ассоциации "Развивающее обучение", №6, 1999.
[6] Г. А. Цукерман и К. Н Поливановой "Введение в школьную жизнь" (Томск. Пеленг, 1992)[7] Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. Москва-Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999
 
[8] Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. Москва-Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999
[9]Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «Положение о безотметочном обучении»