Рабочая программа по окружающему миру УМК ПНШ 2-4 класс

Садостроевский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Кочетовской средней общеобразовательной школы

Рассмотрено и рекомендовано к Утверждаю.

утверждению УС Директор школы_______Т.А.Петрищева

Протокол №____ от _________2016 г. Приказ №_____ от ___________2016г.









Рабочая программа
по
окружающему миру
для 2-4 Ж классов
на 2016/2019 учебные года





Составитель:
учитель начальных классов
Кирьякова С.А.





п. Отделение Садострой
Пояснительная записка

Данная Рабочая программа по окружающему миру  для  2-4 классов первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы: 
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-примерная авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г;
- учебного плана для 1-4 классов Садостроевского филиала МБОУ Кочетовской СОШ.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2-4 классов: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.2012-2014
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2-4 классов. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2012-2014
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2-4 классов. – М: Академкнига/ Учебник. 2012-2014

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
– специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).


На изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе отводится 210 ч. Во 2-4 классах по 70 ч. (2 ч. - в неделю, 35 учебные недели в каждом классе).

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой
Данная рабочая программа рассчитана на 210 ч (35 уч.недель). Примерная программа рассчитана на 204 ч (34 учебные недели).






Литература

Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2-4 классов: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.2012-2014
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2-4 классов. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2012-2014
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2-4 классов. – М: Академкнига/ Учебник. 2012-2014

Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник. 2012-2014


Интернет ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
Кол-во
Примечание


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература



Методические пособия для учителя
К




П


П




Д
Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.


Печатные пособия


Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам

Портреты выдающихся деятелей России


Географические и специальные настенные карты
Атлас географических карт для начальных классов.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)
Д


Д

Д


Д

К

Ф





Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Электронные справочники, электронные пособия, интернет

Ф



Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Экран

Д

Д
Д
Д
Д









Экранно-звуковые пособия


Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Д



Д

Д
Д
Д













Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


Термометры для определения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками
Рельефные модели
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта..
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты ( комнатные растения,)
К


Д
К
К
Д
К
Д
Д
Ф/П
Ф/П
Ф/П

Д
Размер каждого объекта не менее 5 см.
















Результаты изучения курса «Окружающий мир»

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные
объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные
существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать
инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на
основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители
(гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе
изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,
презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника
или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга
событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту,
карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков
и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать
ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и
безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в
быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим
дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России,
описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,
понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам
верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты
окружающего мира, выделять характерные особенности природных
объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,
религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,
интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях,
справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных
носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для
практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,
схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой
информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации
(расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы
экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой
информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность
существования у партнера другой точки зрения, в том числе не
совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего
(консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания
школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Выпускник научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.





Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры
взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой
природе;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,
млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие)
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении
этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,
режим труда и отдыха, физкультура);
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля
(Спасская башня);
принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день
Победы, День города и т.д.
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного
города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а
также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского
Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Содержание на 2 класс

1. Источники информации об окружающем нас мире - 6 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
уметь:
работать с оглавлением и справочниками учебника;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:
нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;

2. Планеты и звезды - 5 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
форму Земли;
глобус модель Земли, ось Земли воображаемая линия;
смена дня и ночи следствие вращения Земли вокруг своей оси;
смена времен года следствие вращения Земли вокруг Солнца;
Солнце ближайшая к Земле звезда;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
название нашей планеты;
уметь:
различать объекты неживой и живой природы;
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:
демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

3. Живая природа Земли - 39 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
дикорастущие и культурные растения своей местности;
сельскохозяйственные растения своей местности;
названия растений Красной книги (не менее 2-3);
группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
об особенностях диких и домашних животных;
названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
о значении природы для здоровья и жизни человека;

уметь:
приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
ухода за комнатными растениями;
ухода за домашними животными;
узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

4. Человек разумный - 6 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
уметь:
называть своих ближайших родственников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

5. Как уберечь себя от беды? 5 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
основные правила личной гигиены;
знаки дорожного движения,
сигналы регулировщика и светофора;
правила поведения в природе;
что такое опасная ситуация;
правила безопасного поведения дома.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:
выполнять правила личной гигиены;
составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях;
вести себя в нестандартных ситуациях;

6. В родном краю 9 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
правила безопасного поведения в природе;
уметь:
выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России;
уметь:
описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.











Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 2 класс


Тема урока
Кол-во
уроков
Дата




план
факт

Источники информации об окружающем нас мире.
Где и как найти ответы на вопросы
(6 часов)


1
Письмо экологов школьникам.
1



2
Мир живой и неживой природы (Экскурсия.)
1



3
Советы старших.
1



4
Ищем ответы на вопросы в учебнике.
1



5
Осенние работы на пришкольном участке. Экскурсия.
1



6
Входная контрольная работа.
1



Планеты и звезды
(5 часов)


7
Земля. Модель Земли.
1



8
Почему на Земле день сменяется ночью?
1



9
Звёзды и созвездия.
1



10
Планеты.
1



11
Движение Земли вокруг Солнца.
1



Живая природа Земли
(33 часа)
Неживая и живая природа Земли (2 часа)


12
Как связаны живая и неживая природа?
1



13
Условия жизни на планете Земля.
1



Свойства воздуха и воды (4 часа)

14
Свойства воздуха. (практическое занятие )
1



15
Кому и для чего нужна вода?
1



16
Вода и её свойства.
1



17
Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»
1
28.10


Солнце, воздух, вода и растения (4 часа)


18
Условия необходимые для развития растений
1



19
Корень, стебель лист. (практическое занятие)
1



20
Питание растений.
1



21
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения»
1



Разнообразие растений
(4 часа)


22
Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения.
1



23
Папоротники, мхи и водоросли.
1



24
Красная книга России. Правила поведения в природе
1



25
Обобщение по теме «Разнообразие растений»
1



Культурные растения. Продолжительность жизни растений
(8 часов)


26
Для чего люди выращивают культурные растения?
1



27
Какие части культурных растений используют люди?
1



28
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
1



29
Отчего зависит урожай зерновых?
1



30
Растения сада.
1



31
Сколько живут растения?
1



32
Размножение растения своими частями.
1



33
Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность их жизни
1



Грибы (3 часа)


34
Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
1



35
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?
1



36
Обобщение пройденного материала.
1



Животные (8 часов)


37
Разнообразие животных.
1



38
Насекомые.
1



39
Рыбы.
1



40
Земноводные.
1



41
Пресмыкающиеся.
1



42
Птицы.
1



43
Звери.
1



44
Как животные защищаются?
1




Человек и животные
(6 часов)


45
Домашние животные.
1



46
Живой уголок.
1



47
Экскурсия в парк.
1



48
Значение диких животных.

1



49
Человек в ответе не только за тех, кого приручил.
1



50
Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животное».
1



Человек разумный – часть природы (6 часов)


51
Про тебя.




52
Что умеет человек.




53
Растим здоровым.




54
Питание и здоровье.




55
От кого зависит твой режим дня?




56
Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы».




Как уберечь себя от беды? (5 часов)



57



Чистота – залог здоровья.
1




58

Берегись простуды.







59

Твоя безопасность на улице.

1






60

Твоя безопасность дома.
1





61
Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»
1



В родном краю (9 часов)


62
Имя города, села. посёлка
1



63
История Московского Кремля.
1



64
Урок-экскурсия по родному поселку.
1



65
Общий дедушка. Родословная.
1



66
День Победы.
1



67
День Конституции России.
1



68
Урок-обобщение. Повторение изученного материала за год.
1



69
70
Повторение по теме « Родной край»
1






































Содержание учебного предмета

3 класс (70 ч)
Основные содержательные линии третьего класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна – Россия) реализуются в рамках содержательных блоков:

Человек и природа (54 ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши–кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

Человек и общество (14 ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские за-
поведники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий –Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

Правила безопасного поведения ( 2 часа)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.






















Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
3 класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3 – м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-ем классе является формирование следующих умений:

приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

* характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
* находить на физической карте и глобусе материки и океаны,
географические объекты и их названия;
* определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
* сравнивать и различать формы земной поверхности;
* моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной
поверхности и водоемы»;
* называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,
озеро, пруд, болото);
* находить на географической карте разные водоемы и определять их
название;
* характеризовать формы земной поверхности;
* ориентироваться на местности при помощи компаса;
* приводить примеры веществ;
* сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
* исследовать в группах свойства воздуха;
* сравнивать свойства воды и воздуха;
* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,
хрестоматии и других дополнительных источников;
* характеризовать круговорот воды в природе;
* исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
* различать изученные полезные ископаемые;
* характеризовать природные сообщества;
* опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
* определить характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния человека на природу;
*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в
поле;

Обучающиеся получат возможность научиться:

* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение;
* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
* выполнять правила безопасного поведения в лесу.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

* описывать достопримечательности Московского Кремля;
* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические
события с датами;
* находить место изучаемого события на ленте времени;
* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
* искать необходимую информацию из книг и других источников;

Обучающиеся получат возможность научиться:

* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами
правления великих князей;
* находить на ленте времени место изученного исторического события;
* проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,
связанные с охраной природы;
*использовать дополнительные источники информации.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:

* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,
у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные
пространства;
* понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
своего самочувствия при простуде.

Обучающиеся получат возможность научиться:

* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
своего самочувствия при простуде;
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдать правила безопасности в гололед;
* сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение.









































Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 3 класс

№ п/п
Тема урока
Кол-во ч.

Дата




план
факт

Изображение Земли на глобусе (4 часа)


1
Наш мир знакомый и загадочный. Письмо членам клуба «Мы и окружающий мир»
1



2

Глобус – модель земного шара
1




3
Материки
и океаны
на глобусе
1




4
Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли
на глобусе»
1



О чем рассказала карта (9 часов)

5
Входная контрольная работа
1




6
Учимся читать карту
Географическая карта
1



7
План местности
1



8
Холмы и овраги
1



9
Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»
1



10
Стороны горизонта
1



11
Ориентирование на местности. Компас
1




12–
13
Обобщение по теме «О чем рассказала карта».
2



Из чего все на свете (4 часа)


14
Тела, вещества, частицы
1



15
Твердые вещества, жидкости и газы
1



16
Вода – необыкновенное вещество
1



17
Обобщение
по теме «Из чего все на свете».

1
28.10


Вода и ее свойства (5 часов)

18
Свойства воды
в жидком состоянии

1



19
Термометр
и его устройство
1



20
Свойства воды
в твердом состоянии
1



21
Свойства воды
в газообразном состоянии
1



22
Обобщение
по теме «Вода
и ее свойства».

1



Чудесные превращения воды в природе (6 часов)

23
Круговорот
воды в природе
1



24
Туман и облака. Осадки
1



25
Вода – растворитель
1



26
Растворы в природе
1



27
Почему воду надо беречь?
1



28
Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе».
1




Воздух и его свойства (4 часа)

29
Океан, которого нет на карте и глобусе
1



30
Воздух – это смесь газов
1



31
Свойства воздуха
1



32
Обобщение по теме «Воздух
и его свойства».

1



Движение воздуха (4 часа)

33
Температура воздуха
1



34
Ветер
1



35
Что такое погода?
1



36
Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»
1



Тайны недр Земли (7 часов)

37
Горные породы
1



38
Разрушение
горных пород
1



39
Что такое минералы?
1



40
Полезные ископаемые
1



41
Свойства полезных ископаемых
1



42
Почему надо беречь полезные ископаемые
1



43
Обобщение по теме «Тайны недр Земли»
1



Почва (5 часа)

44
Как образуется почва
1



45
Почва и ее состав
1



46
Экскурсия «Почвы родного края»
1



47
Зачем и как люди заботятся
о почве
1



48
Обобщение по теме «Почва»
1



Природные сообщества (7 часов)

49
Лес и его обитатели
1



50
Луг и его обитатели
1



51
Поле и его обитатели
1



52
Пресный водоем и его обитатели
1



53
Болото и его обитатели
1



54
Экскурсия «Природные сообщества родного края»
1



55
Обобщение по теме «Природные сообщества»
1



Человек и природные сообщества (9 часов)

56
Значение лесов
1



57
Безопасное поведение в лесу
1



58
Луг и человек
1



59
Надо ли охранять болота?
1



60
Дары рек и озер
1



61
Безопасное поведение у водоемов
1



62
Человек – защитник природы
1



63
Природа будет жить!
1



64
Обобщение по теме «Человек
и природные сообщества»
1



Путешествие в прошлое (6 часов)

65
Лента времени
1



66
Золотое кольцо России
1



67
Путешествие
по Санкт-Петербургу
1



68
Обобщение
по теме «Путешествие в прошлое».
1



69
Экскурсия
в краеведческий музей
1



70
Повторение
1































СОДЕРЖАНИЕ на 4 класс
Земля планета солнечной системы (4 ч.)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Родная страна Россия (23 ч.)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной Край часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.
Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)
Практические работы: работа с гербариями классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
Страны и народы мира (7 ч.)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа с картой мира.
Человек часть природы. Человек член общества (18 ч.)
Человек часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Человек член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (18 ч.)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории Отечества.











Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные икоммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметными результатами изучения курса   является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся  будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:
находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);
понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
характеризовать основные функции систем органов человека;
измерять температуру тела, вес и рост человека;
понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:
рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;
готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
определять последовательность исторических событий на ленте времени;
находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Выпускник получит возможность:
составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
научиться определять часовой пояс своего края;
находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;
соприкосновение с животными и т.д.);
соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.





Учебно-тематическое планирование на 3 класс


Разделы, темы
К.ч
Практические
Экскурсии
Самостоятельные
Тесты

1
Изображение Земли на глобусе
4





2
О чём рассказала карта
9
1
1
1


3
Из чего всё на свете
4
1




4
Вода и её свойства
11
2




5
Воздух и его свойства
8


1


6
Тайны недр
7



1

7
Почва
5

1
1
1

8
Природные сообщества
7

1

1

9
Человек и природные сообщества
9
1
1
1
2

10
Путешествие в прошлое
6

1



Итого: 70
5
5
4
5





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 4 класс


Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе
Самостоятельная работа





Провероч. раб.

Экскурс.

1
Земля планета солнечной системы
4
1

-

2
Родная страна Россия
23
2

-

3
Страны и народы мира
7
1

-

4
Человек часть природы. Человек член общества
18
2

-

5
История Отечества
18
1
1
-


Итого
70
7
1
-
















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2 класс

Тема
Кол-во
часов
Самостоятельные.
Практические
Экскурсии
Тестирование
Проект

1
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы
6
1

2



2
Планеты и звезды
5



1


3
Неживая и живая природа Земли

2






4
Свойства воздуха и воды
4

1

1


5
Солнце, воздух, вода и растения
4

1

1


6
Разнообразие растений

4

1




7
Культурные растения. Продолжительность жизни растений
8



1


8
Грибы
3



1


9
Животные
8
1


3


10
Человек и животные
6


1
1
1

11
Человек разумный – часть природы
6
1
1

1


12
Как уберечь себя от беды?
5

1

1


13
В родном краю
9


1
1
1

Итого:
70
3
5
4
12
2