Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [С].


Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по постановке звука [С].
Тема: постановка звука [С].
Задачи:
Формирование умения правильного произношения звука [С].
Закрепление умения выполнять комплекс артикуляторных упражнений, необходимых для постановки звука [С].
Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.
Развитие фонематического слуха.
Развитие умения образования притяжательных прилагательных.
Развитие зрительного восприятия, памяти.
Развитие общей моторики.
Формирование произвольных дифференцированных мимических движений.
Оборудование: картинки с изображением комара, муравьеда, тигра, вертолёта, бегемота, белки, медведя, льва, волка; хвостов: белки, волка, медведя, льва.1.Организационный момент.
Здравствуй! Сегодня к нам в гости пришел Комарик.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением комарика.
Ты ведь помнишь его красивую песенку? Сегодня на занятии мы будем учиться петь песенку комарика.
Для начала мы подготовимся.
2.Дыхательное упражнение.
Давай встанем, кладем ручки на живот. Сделаем глубокий - глубокий вдох, что бы наши ручки разомкнулись. Выдох. Еще раз!
Логопед учит ребенка выполнять упражнение правильно: на вдох мышцы ребер и передней стенки живота двигаются вверх и в стороны, на выдохе живот втягивается.
Логопед делает упражнение, руки ребенка находятся на диафрагме. Логопед контролирует движение диафрагмы ребенка на вдохе и выдохе.
3. Игра «Хлопни, если услышишь».
Давай вместе послушаем песенку комарика. Хлопни, если услышишь песенку комарика.
Логопед закрывает рот листом бумаги, дает слуховой эталон звука. После того, как ребенок прослушал «песенку комарика», логопед простит ребенка выделить заданный звук хлопком в ладони:
- в звуковом ряду [б, с, н, с, п, к, с, н, с, д, т, л];
- в слогах [ра, со, вы, то, са, па, да, со, су];
- в словах [сом, дом, миска, самокат, метла, сухари, рост, кусок, нос, автобус].
Выполняется стоя, ноги – на ширине плеч, руки на диафрагме.
По команде логопеда ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, затем выдох.
Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по инструкции.
Ребенок выполняет упражнение.
5.Артикуляционная гимнастика.
Сегодня комарик приглашает нас полететь с ним на вертолете в жаркие страны. Мы прилетаем и видим тигра и муравьеда.
Логопед показывает ребенку картинки тигра и муравьеда.
Тигр широко нам улыбается. Давай улыбнемся как тигр. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, растянем губы до предела и удерживаем это положение. Зубы сомкнуты (Повторить 3 раза).
Давай посмотрим на муравьеда. Смотри, какая у него длинная узкая мордочка. Он приготовился пить водичку и сделал «трубочку». Давай повторим. Вытянем губы трубочкой: губы нужно вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты. Удерживать «трубочку» 3-5 секунд.
Теперь давай попробуем чередовать движения губ в улыбке и «трубочкой».
Наш тигр любит качаться на качелях. Давай и мы попробуем. Положи широкий кончик языка на нижнюю губу, подними на верхнюю губу (повторить 4-5 раз).
Идем дальше и видим огромное дерево. А под деревом лежат орешки. Наши тигры помогут нам их собрать. Упрись в правую щечку твердым кончиком языка. Теперь в левую. Еще раз (Повторить 4-5 раз).
Теперь пойдем дорожке, что бы найти других зверей. Сделаем дорогу: положим широкий распластанный язык на нижнюю губу, и удерживаем его в таком положении под счет до 5.
Мы идем и видим речку. Давай сделаем мостик, что бы через речку перейти. Давай улыбнемся, покажем зубки, откроем рот, кончик языка опустим за нижние резцы, выгнем язычок вперед («построили мостик»). Под счет логопеда ребенок растянем губы до предела, и удерживает это положение.
Под счет логопеда ребенок вытягивает губы трубочкой: губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат, удерживает это положение в течение 3-5 секунд.
Под счет логопеда ребенок растянем губы до предела, и удерживает это положение, вытягивает губы слегка вперед «трубочкой» попеременно.
Под счет логопеда ребенок кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, поднимает на верхнюю губу. Повтор 4-5 раз.
Ребенок изнутри упирается твердым языком в правую щеку, затем в левую щеку.
Ребенок кладет широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Ребенок улыбается,
показывает зубы, открывает рот, опускает кончик языка за нижние резцы, выдвигает среднюю часть спинки языка вперед.
6.Постановка звука
От артикуляционного уклада.
И вот мы с тобой встретили льва. Он самый сильный зверь. Давай мы его удивим. Покажем ему фокус. Улыбнись, сделай мостик, подуй на кончик языка.
Если у ребенка не получается, ставим звук механическим способом.
Логопед просит ребенка многократно произнести слог та, логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Управляя зондом, логопед изменяет величину щели до получения нужного акустического эффекта.
Поднеси ручку, чувствуешь, какая струя воздуха выходит холодная или теплая? Сильная или слабая?
Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Обратить внимание на то, что она идет посередине языка, сильная и холодная. Ребенок улыбается, опускает кончик языка за нижние резцы, дует на кончик языка.
Холодная. Сильная.
7. Игра «Бегемот».
Здорово! Мы спели льву песенку комарика, идем дальше. И видим большого-большого бегемота. Давай покажем, как мы удивились! Смотри, какой он серьезный. Давай тоже сделаем серьезной лицо. Посмотри, какие большие щеки у бегемота. Давай надуем щеки, как он. Бегемот очень рад, давай мы ему покажем, что мы тоже очень рады его видеть. По соответствующей команде ребенок поднимает брови, нахмуривает брови, надувает щеки, улыбается.
Физкультурная пауза
Наш бегемот хочет сделать зарядку, давай и мы сделаем вместе с ним.
Раз, два, три, четыре...                                
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад,
 Наклон вперед!
Логопед читает стих и выполняет соответствующие движения
Игра «Чей хвост».
Ну что ж, на животных мы посмотрели, нам нужно возвращаться домой. Подходим к вертолету и видим, что из его окон торчат хвосты разных животных.
Логопед показывает картинки с изображением хвостов разных животных: белки, медведя, льва, волка.
Посмотри, пожалуйста, на картинки и подумай, чей это хвост. А теперь скажи, какой он?
Игра «Кого не хватает».
Теперь посмотри на эти картинки еще раз. Я спрячу одну из них, а ты скажи, какой не хватает.
9. Игра «Угадай»
Подумай и скажи, кто из животных, изображенных на этих картинках с нами лететь не должен? Почему?
Логопед показывает ребенку картинки с изображением белки, медведя, льва, волка.
Молодец. Ты можешь раскрасить эти картинки. Ребенок слушает стих и выполняет соответствующие движения.
Ребенок образует притяжательные прилагательные: беличий, волчий, медвежий, львиный.
Ребенок называет недостающую картинку.
Ребенок выбирает картинку, обосновывает ответ.
10.Итог занятия. Оценка деятельности.
Мне очень понравилось наше с тобой занятие. Тебе понравилось занятие? Каких животных мы сегодня встретили? Кто тебе запомнился больше?
Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, сравнивает результаты с результатами прошлого занятия. Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.