Презентация по литературе на тему: Творчество Сергея Есенина


Презентация на тему:«Творчество С. Есенина».Выполнил: Салдина О.Преподаватель: Журчева Т.В. Самара 2015 Я человек не новый, что скрывать.Остался в прошлом я одной ногою. Стремясь догнать стальную рать,Скольжу и падаю другою. (Сергей Есенин) С. Есенин жил и творил на рубеже двух эпох – старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам,То трещина проходит через сердце поэта – целиком можно отнести к Есенину.Родился поэт 3 октября 1895 года в Рязанской губернии, погиб в гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года в возрасте 30 лет.В 15 лет начал писать стихотворения, которые будут выделяться даже среди поздних его произведений:«Сыплет черемуха снегом…»«Выткался на озере алый свет зари….» Традиции Крестьянская закваска Есенина была сильнее городской среды, в которой он оказался. Большинство его произведений – духовный мир русской деревни. Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, Лес да монастырь…. (1914) «Сторона ль моя, ...»Сторона ль моя, сторонка,Горевая полоса.Только лес, да посолонка,Да заречная коса...Чахнет старая церквушка,В облака закинув крест.И забольная кукушкаНе летит с печальных мест. «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я х переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».Многие авторы научной литературы ссылаются на факты из автобиографии поэта: В Петрограде (1915 год) Есенина ждут новые встречи. От знакомства с А.Блоком у поэта остается сильное впечатление."9 марта 1915 г.Днем у меня рязанский парень со стихами.Крестьянин Рязанской губ... 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915.Дорогой Михаил Павлович!Направляю к вам талантливого крестьянского поэта-самородка. Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, и вы лучше, чем кто-либо, поймете его.Ваш А. БлокP. S. Я отобрал 6 стихотворений и направил с ними к Сергею Митрофановичу. Посмотрите и сделайте все, что возможно".Из записных книжек и писем Блока. Та оценка, которую стихи Есенина получили сначала у А. А. Блока, потом у С. М. Городецкого и других петроградских литераторов, положила начало его литературной известности. Фото Есенина с Н. Клюевым и Вс. Ивановым. Концепция человека в поэзии ЕсенинаНеповторимая, образная концепция человека создана им в публицистических и поэтических произведениях. События пропущены через душу и сердце автора. Отсюда родство с окружающим миром, включением Космоса в «земной быт» крестьянской деревни.Я думаю:Как прекрасна ЗемляИ на ней человек.С. Есенин Уйдя из деревни в большой мир, поэт не находит в нем поддержки, нет прежней гармонии и в душе. Хочется разрушать и громить все вокруг, уходит почва из-под собственных ног, нет опоры для поэтической души.Я нарочно иду нечесаным,С головой, как керосиновая лампа, на плечах.Ваших душ безлиственную осеньМне нравится в потемках освещать.Мне нравится, когда каменья браниЛетят в меня, как град рыгающей грозы,Так хорошо тогда мне вспоминатьЗаросший пруд и хриплый звон ольхи... В своих корнях автор ищет поддержку в жизни, чтобы противостоять тяжелым невзгодам, а их немало на его пути. Поэт — всегда мыслитель, задумывается о вечных вопросах бытия, о своем месте в этом огромном и чуждом ему мире, ищет родственные души, чтобы разделить вместе радость, заботы, печаль. Но, к сожалению, остается одиноким, непонятым. Жизнь быстро движется вперед, за ней непросто угнаться. И даже в некогда близкой сердцу Есенина деревне теперь поют совсем иные песни, другая строится жизнь.«А жизнь кипит.Вокруг меня снуютИ старые и молодые лица.Но некому мне шляпой поклониться,Ни в чьих глазах не нахожу приют.И это я! Я, гражданин села». Концепция мираВ поэмах, начиная с "Отчаря", а также в стихотворениях "О край дождей и непогоды...", "Проплясал, проплакал дождь весенний..." и некоторых других поэт, следуя за реальными событиями тех лет, в то же время использует миф о всемирном древе, которое воплощает универсальную концепцию мира. Центр есенинского мира - изба (избушка, хата, хижина, жилище и т.п.), возникший еще в раннем творчестве ("Деревенская избёнка", "В хате") В двойственном мире Есенина два центра: изба и храм, в свою очередь, в избе тоже два центра - печь и божница ("красный угол"). Печь (очаг, огонь) - сквозной образ, который проходит через все творчество Есенина, включая и прозу. В своих поэтических и публицистических произведениях Сергей Александрович Есенин создает неповторимую, образную концепцию человека. Часто стихи написаны от первого лица, и тогда личность поэта и его лирического героя сливаются. Поэзия С. А. Есенина очень личностная, все события пропущены через сердце и душу автора.«Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек». В лирике Есенина, как и любого поэта, центральным персонажем является, конечно, лирический герой - обобщенный характер, прототипом которого выступает сам поэт. В сложном, двойственном художественно-философском мире поэта периода 1910-х гг. и лирический герой многогранен. С одной стороны, он земной человек, с другой - не от мира сего: то ли языческого, то ли христианского. Лирический герой вырастает из семени "мирового древа": "Я был во злаке, но костный ум / Уж верил в поле и водный шум" ("Под красным вязом крыльцо и двор..."). Красочно и образно описывает Есенин акт своего появления на свет: "Родился я с песнями в травном одеяле. / Зори меня вешние в радугу свивали" ("Матушка в Купальницу по лесу ходила..."); "Голубиный дух от Бога, / Словно огненный язык, / Завладел моей дорогой, / Заглушил мой слабый крик" ("Чую радуницу Божью...").Лирический герой Есенина В произведении “Неуютная жидкая лунность...” лирический герой “через каменное и стальное” видит “мощь... родной стороны”. Он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком из “Сорокоуста”, но замечает: “Может, в новую жизнь не гожусь...” Наконец, в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая...” автор ясно говорит устами лирического героя, чтобы он остался поэтом “золотой бревенчатой избы”. “Отговорила роща золотая...”.Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа — с “сиреневой цветью”. Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. В ХХ в. особую ценность обрели субъективные, обновленные метафоры. В обновлении словаря метафор продолжилась традиция романтиков: во французской классической поэзии новые метафоры запрещались. В поэтике Есенина достаточно традиционных метафор книжной литературы: «вьюга завывает» («Воспоминание»); «дремлет река» («Ночь»), «морозы затрещали» («Зима»); «капли жемчужные»; «роса жемчужная» («Лебёдушка»); «буря плачет» («Буря»). Встречаются, гораздо реже, традиционные фольклорные метафоры: «На коне – черной тучище в санках» («Заглушила засуха засевки…»). Причем выросшая из фольклорного образа метафора теряет свою традиционность и становится метафорой-неологизмом. Например, уподобление туч домашним животным трансформировано в «Тучи с ожереба / Ржут, как сто кобыл» («Тучи с ожереба…»). Объяснение приоритетности метафоры в поэтике С. Есенина мы находим в его статье «Ключи Марии» (1918): поэт пишет об образе, отражающем двумирность бытия, видимую реальность и скрытую, земную и небесную. Такое метафорическое понимание мира он усматривает уже в образах «Голубиной книге». Есенин объясняет ассоциативные тропы спецификой сознания. Например, конек на избе крестьянина – это, по сути, метафора крестьянского мировосприятия, обращенного к небу и укорененного в земле.  Метафора, отвечая мировоззренческим позициям Есенина, оказывается ключевым тропом в его поэтике. Если классифицировать есенинские метафоры по морфологическому принципу, то становится очевидным его стремление к тропеизации основных частей речи. Это прежде всего глагольные метафоры. Поэт относился к глаголу как к главному инструменту поэтического языка.Например: «Поет зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает», вьюга «стучит» и «злится» («Поет зима – аукает…»); «Чахнет старая церквушка, / В облака закинув крест» («Сторона ль моя, сторонка…»); «Избы забоченились» («Край ты мой заброшенный…»); Прилагательные и наречия, образующие метафорические эпитеты, также составляют тропеический словарь Есенина: «усталый день», «долина тихая», «журчанье мирного ручья», «веселый шелест тростника» («Ночь») Часты метафоры-существительные: «В лунных перьях серебра» («Темна ноченька, не спится…»); «шепот сосняка» («Я пастух, мои палаты…»); «заречная коса» («Сторона ль моя, сторонка…»); «На шелковом блюде опада осин» («Я пастух, мои платы…»); Метафоризирован лирический герой. Причем Есенин прибегает к лейтмотивным метафорам. Это опоэтизированные волосы поэта: «В волосах есть золото и медь» («В Хоросане есть такие двери…»); «Куст волос золотистый вянет» («По-осеннему кычет сова…»), «Моих волос качнувшийся пузырь» («Исповедь хулигана»).  Есенин и имажинисты ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image - образ) - литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Есенина как-то спросили:"В чем состоит причина резко враждебных отношений между имажинистами и футуристами?"Есенин лаконично ответил:"Они меня обкрадывают".Дело в том, что Есенин совершенно искренне считал, что футуристы используют те же самые поэтические приемы, что и он, но для отвода глаз насыщают их урбанизмами и гиперболами. Никто и ничто не могло переубедить Есенина в этом вопросе. В августе 1918 года Есенин знакомится с А. Мариенгофом. «Орден имажинистов» в 1919 - 1920гг.Орден заключал в себе два крыла: правое и левое. Правое крыло образовала группа из пяти поэтов, куда входили Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Иван Грузинов и Матвей Ройзман. Левое же крыло включало в себя Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, Николая Эрдмана, его брата декоратора Бориса, а также художника Георгия Якулова. "Инония" была уже поэмой, в которой в полной мере воплотилась программа еще не оформленного к этому времени имажинизма. Не случайно Есенин говорил о себе: "Не знаю, зачем меня нужно с кем-нибудь спаривать: я сам по себе. Достаточно того, что я принадлежу к имажинистам. Многие думают, что я совсем не имажинист, но это неправда: с самых первых шагов самостоятельности я чутьем стремился к тому, что нашел более или менее осознанным в имажинизме"*.* (И. Розанов. Мое знакомство с Есениным. В сб.: "Памяти Есенина". М., 1926, стр. 39-40.) Есенинский имажинизм утверждал в поэзии органический образ как средство выражения поэтического мироощущения, средство изображения действительности. Есенин не отрывал этот образ от выражаемого в нем содержания, не рассматривал его как самоцель творчества. Сергей Есенин среди членов "Воинствующего ордена» Обложка журнала имажинистов Отчасти взяв на вооружение манеру поведения футуристов, имажинисты постоянно - особенно в первый период - организовывали различные групповые акции, такие как "переименование" московских улиц, "суды" над литературой и т.д., имеющие своей целью не только саморекламу, но и выражавшие протест против усиливавшегося давления власти. С этим связана и их критика "государственного искусства" - Пролеткульта, журнала "На посту", ЛЕФа, стремившихся к контакту с государством. Первой потерей "Ордена" был отъезд в 1922 г. за границу Кусикова. В 1924 г. от имажинизма отмежевались Есенин и Грузинов. К этому времени Н. Эрдман, увлекшийся театром, уже не принимал активного участия в деятельности группы. Да и Мариенгофа с Шершеневичем все больше поглощала работа для театра. Ройзман обратился к прозе. На уход в другие области литературы повлияло, безусловно, помимо субъективных причин, ощущение всеми членами "Ордена" "общего кризиса поэзии" в стране. Летом 1927 г. "Орден имажинистов" был ликвидирован. Список использованной литературы: 1. И. Розанов. Мое знакомство с Есениным. В сб.: "Памяти Есенина". М., 1926, стр. 39-40.2. Есенин С.А. Полн. Собр. соч.: В 7 т. – М ,: 1998. – Т. 3.3. Есенин С.А. в воспоминаниях современни­ков: В 2 т. – М., 1986. – Т 1.4. Есенин С.А. Материалы к биографии. – М., “Историческое наследие”, 1993 г.5. Е. Наумов «Сергей Есенин» в сб.: Сергей Есенин. Собрание сочинений в трех томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда», М.,1970. Спасибо за внимание!