Родительское собрание «Садимся за уроки»


Родительское собрание «Садимся за уроки»
Цель: - выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
- дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Участники: родители учащихся 2-го класса, классный руководитель.
Подготовка: 1. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.
2. Проводится анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет. См. приложение №1
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
3. Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит листы А4 с заданиями для микрогрупп.
4. На заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания, предлагаемый классным руководителем, и составляется проект решения родительского собрания.
Оформление:
-выставка книг для родителей;
-оборудованные места для работы в микрогруппах;
-листы А4 с заданиями, памятки родителям см. приложение №2
-написанный на классной доске примерный режим выходного дня младшего школьника см. приложение №3
Ход проведения.
Классный руководитель приветствует родителей, называет его тему, кратко разъясняет порядок работы. В выступлении учителя используются материалы из книги «Мир детства: Младший школьник»
Классный руководитель: Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказать серьёзные помехой.
Учитель одной школы услышал такой разговор на родительском собрании « Мой Дима сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы его старание сохранилось у него до десятого класса»
Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора- двух часов. Воспользовавшись приглашением Диминой мамы, учитель понаблюдал, как Дима учит уроки.
Дима занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает.… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…
Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу.… Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика.…На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Дима за это время:
-Дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- Один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
-Дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола альбом с монетами и листал его.
Но вот работа закончилась. Дима ещё 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Димой, только 1 час 30 минут использовано с толком, сколько положено ученику 2-го класса.
Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?
Во- первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребёнок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.
Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает, можно вместе прилаживать что- то или чинить, можно вместе читать книгу, страницу вы, страницу ребёнок.
Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут, есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем- то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, пошёл мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того. Что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
2.Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает листА4 с заданием составить примерный режим дня младшего школьника в выходной день. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима выходного дня, записывают своё мнение на листе и сдают рабочей группе. В то время, когда рабочая группа анализирует результаты деятельности микрогрупп, учитель открывает написанный на доске режим дня, который составлен на основе изучения психолого-педагогической литературы и многолетних наблюдений учителя, и комментирует его. Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания. Классный руководитель зачитывает то, что написали дети о проведении своих выходных дней при заполнении анкеты “Твой выходной день”.
3.Сообщение классного руководителя: Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребенок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.
Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношение к ним. Хорошо бы установить чёткий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придётся пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник-справа. Всё, что уже не понадобиться, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.
Полезно вместе с ребенком составить памятку “Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия для него привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения, каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных? Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудности выполняемой работы и путём сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым - трудное или лёгкое.
С самого начала ребенок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действия нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.
Когда у ребенка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъёмом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более лёгким, требующим меньшего умственно напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более лёгких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить с трудным. Самую трудную, “неинтересную” работу следует отнести на середину, либо на время наивысший подъём продуктивной умственной работы. (В сообщении учителя использованы материалы книги “Мир детства: Младший школьник”.)4.Работа в микрогруппах. На этом этапе каждая микрогруппа получает лист с вопросом: как вы помогаете своему ребенку учиться? Родители обсуждают его и передают лист с ответом рабочей группе. Пока рабочая группа обрабатывает полученные материалы, учитель знакомит родителей с ответами детей на вопросы анкеты № 2, а затем раздает подготовленные к собранию памятки. Рабочая группа информирует о выполнении второго задания родительскими микрогруппами.
5. Краткое выступление классного руководителя: Нужно ли сидеть около ребенка, когда он учит уроки? Как помочь ребенку научиться грамотно, писать? Что делать, если ваш ребенок не любит читать? Обо всём этом поговорим на следующем собрании. А сейчас предлагаю вам поразмышлять над одной сложной педагогической ситуацией.
6. Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа получает лист, на котором написано:
-Ваш ребенок заявил: “Не пойду больше в школу. Заберите меня из нее. Как вы поступите в данной ситуации?
Родители коллективно обсуждают эту ситуацию и предлагают участникам собрания свои варианты решения.
7. Во время работы микрогрупп учитель отвечает на вопросы затронутые в них проблемы касаются семей учащихся, а на другие дает ответы после завершения собрания при проведении индивидуальных бесед с родителями.
8. Председатель родительского комитета зачитывает решение родительского собрания:
1.Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению.
2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.
3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
4.Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками «Садимся за уроки» и « Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
Список использованной литературы
Мир детства: Младший школьник/Под ред.А.Г Хрипковой.М.,1988
Учительская газета
Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов.М.,1994
Приложение №1
Анкета №1 «Твой выходной день»
В котором часу ты обычно встаёшь в выходной день?
Вспомни, пожалуйста, как ты провёл последние два выходных дня, и перечисли всё, чем занимался в эти дни?
В котором часу ты обычно в выходной день ложишься спать?
Анкета №2
Кто помогает тебе готовить уроки дома?
В чём заключается эта помощь?
О чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
Перечисли, пожалуйста, свои занятия.
Приложение №2
Памятки
« Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора и компьютера.
Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать, этот рассказ, а вечером прочитать свеем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
« Садимся за уроки»
1.Садимся за уроки всегда в одно и то же время.
2.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий
3.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол)
5. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
6. Приготовь письменные принадлежности для записей.
7. Убери со стола всё лишнее.
10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник….
Приложение №3
7.00-7.30 Подъём, утренняя гимнастика, туалет, водные процедуры, уборка постели.
7.30-9.30 Привели в порядок причёску. Одежду, сели завтракать. Трудовые дела вместе с взрослыми: мытьё посуды, уборка кухни. Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка, рисование, чтение.
9.30-12.30 « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» (катание на лыжах с родителями, игры в мяч, бег).
12.30-13.15 Подготовка к обеду, обед
13.15-15.00 Дневной сон или спокойные игры, чтение книг.
15.00-15.15 Закаливающие процедуры.
15.15-16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьём чай.
16.30-18.30 Прогулка, наблюдаем за окружающим миром, за изменениями в природе.
18.30-20.30 Приготовление к ужину, ужин. Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.
20.30-21.00 Подготовка ко сну.
« Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
Начните с предмета, который легче даётся ребёнку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на «два», потом на «четыре», на «восемь». Дойдут в школе до «трёх», учите на «шесть», на «девять».
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3кг. И ещё 5кг слив. Сколько килограммов фруктов привезли?» Происшествие первое про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое- то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике, ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
Окружающий мир не только по книге. Найдите дополнительную литературу (энциклопедии, Почемучки и др.) делайте оттуда интересные заметки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером говорите про изменения в природе.