Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся


Современное состояние нашего общества характерезуется коренной ломкой прежних устоев общественной жизни,глубокими изменениями и преобразовании во всех её сферах.Эти перемены породили переоценку ценностей, новый взгляд на мир, общество, человека.Изменения, происходящие в последнее время в школах,отражают эти сложные процессы, которые можно обозначить как смену социальных приоритетов.Эти изменения обуславливают необходимость поиска средств педагогического воздействия,позволяющих более эффективно организовывать процесс обучения, посредством которого становится возможным формирование у учащихся таких необходимых для выживания в условиях конкуренции рыночных отношений качеств личности как оптимизм,созидательность,творческая активность,чувство собственного достоинства,собственной значимости.В данном контексте проблема школьной неуспеваемости приобретает особую актуальность.Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами ,иметь разные последствия ,и поэтому тщательного обоследования ребенка,так и ближнего его окружения.Основными факторами ,влияющими на школьную успевавемость, являются:
Внешние:
1)Окружающая среда(экологические условия)
2)Социум:
-Семья(Стиль воспитания,наличие конфликтных отношений)
-Школа(Одноклассники,учитель)
-Окружение
Внутренние:
1)Физиологические причины:
-Соматическая ослабленность-Диффекты органов слуха,зрения,артикуляции 2)Психологические причины
-Личностные особенности
-Особенности познавательной сферы(Восприятие,мышление,память,внимание)
-Особенности мотивации
-Особенности эмоционально-волевой сферы
Средства преодоленния неуспешности1)Пегогическая профилактика-поиски и применение активных методов и форм обучения,компьютеризации контроля контроля обучения,тесный контакт и работа с родителями.
2)Педагогическая диагностика-систематический контроль и оценкарезультатов оучения,своевременное выявление пробелов.
3)Педагогические меры по устранению отставаний в учебе.Это дополнительные занятия.
4)Воспитательное воздействие с неуспевающими учениками должна вестись планируемая воспитательаня работа,которая будет направлена на развитие интереса у учащегося к обучению.
Для профилактики неуспешности важна тесная связь основного обучения с дополнительным образованием,так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении,является успешным в области искусства и спорта (физической культуры).И данный факт профисиональный учитель должен использовать в своей практике,предлагая ученику "группы риска" задания связанные с рисованием, художественным трудом ,музыкой,выразительным чтением и и т.д.
Учащихся,которые являются неуспешными в учении,необходимо активно включать в коллективные творческие дела,давать посильную роль, задание,повышая тем самым как самооценку ученика,так и его авторитет в классном коллективе.Не оставлять без внимания,поощрять ученика за незначительные успехи как в учебной так и внеурочной деятельности.Для того чтобы определить психологический портрет учащегося необходимо регулярное взаимодействие учителя и психологической службы школы.
Учитель должен быть внимательным к проявлению интереса к любой составляющей учебного процесса у неуспевающих учащихся,чтобы формировать мотивацию к обучению.Например,слабоуспевающего ученика лучше спрашивать в самом начале урока,тем самым,создавая ситуацию успеха и обеспечивая лучше усвоение материала.
Педагогическая диагностика
В рамках начальной школы проводится тестирование учащихся по темам изученного материала русского языка, математике, а так же замер по технике чтения. По результатам данных тестирований проводится работа над ошибками и составляется план работы с учащимися, не усвоившими или плохо усвоившими учебный материал. Данный вид работы позволяет планомерно и эффективно отслеживать уровень обученности учащихся и работу педагогического коллектива по профилактике неуспешности, в том числе обратить внимание родителей на помощь в ликвидации пробелов в обучении ребенка. Сопоставление общей динамики успеваемости младших школьников, воспитывающихся в семье и вне ее, и их отношения к учебной работе наглядно свидетельствуют о том, что детям необходима психологическая поддержка семьи. Важно, чтобы кто-то интересовался успехами маленьких учеников, контролировал ход учебного процесса, и, в частности, выполнение домашних заданий. Если ребенку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным им результатам работы, то очень скоро он перестанет стремиться к улучшению своих показателей, к совершенствованию умений, избавлению от недостатков. Поэтому соприсутствие заинтересованных лиц- важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома.
Вывод: Для профилактики неуспешности важны абсолютно все аспекты образования и воспитания. Важна тесная связь учителя, психолога, родителя и постоянный контроль за качеством знаний со стороны школы, а также со стороны родителей. Важно включение предметов дополнительного образования для разностороннего развития личности и создания ситуации успеха в различных образовательных областях. Начальная школа выбрала для себя такой девиз: «Если хочешь в чем-то быть лучшим, пробуй себя во всем!» Благодаря этому девизу, мы позволяем детям обнаружить в себе нераскрытые таланты, попытаться преобразовать себя, а также виде деятельности, а также создать систему профилактики неуспешности в рамках начальной школы.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке:
В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
2.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
3.Предложения учащимся примерного плана ответа.
4.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
5.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
1.Анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);
2.Беседу с психологом;
3.Беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
4.Беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
Вести контроль за:
1.Посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
2.Успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику
1.Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
2.Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.