Методическая разработка по литературе на тему Методические рекомендации и возможные приёмы использования компьютерных технологий на уроках по изучению романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (10 класс)


Методические рекомендации и возможные приёмы использования компьютерных технологий на уроках по изучению романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Планируя занятия по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина», необходимо учитывать ограниченность во времени, данном на уроки после изучения «Войны и мира», поэтому для рассмотрения следует взять самые важные вопросы этого произведения: «мысль семейную», образы главных героев и поэтику автора, являющуюся отражением мировоззрения Л. Н. Толстого в 70-е годы XIX века. Реализуя на практике принцип развивающего изучения произведения, мы предлагаем систему уроков, первый из которых (пропедевтический) проводится в IX классе, а остальные четыре – в X классе гуманитарного профиля.
Урок 1. Идеальное мироустройство. (Подготовка к изложению с элементами сочинения по отрывку из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».)
Урок 2. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Урок 3. Константин Левин – герой «пути».
Урок 4. Кто виноват в самоубийстве Анны Карениной?
Урок 5. Антитеза как основополагающий приём в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
В распоряжении учителя на уроках предполагается следующее оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского, обложки разных изданий «Анны Карениной» (в том числе экранизаций на DVD), портреты главных героев, текстовые эпизоды из романа для анализа (c системой вопросов к ним), иллюстрации, кадры из фильмов, видеофрагменты экранизаций произведения, суждения критиков о романе, тест, текст для изложения. Всё это можно включить в урок с помощью компьютера, собрав и сохранив материалы и оборудование на одном диске.
Перед изучением романа школьникам предоставляется возможность вне урока посмотреть его отечественную экранизацию 1967 года, снятую режиссёром А. Зархи (организуется учителем).
В IX классе мы рекомендуем провести пропедевтический урок по работе над романом Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Это подготовка к изложению с элементами сочинения по отрывку из произведения («Косьба Константина Левина»). При настрое на творческую работу для учителя очень важно решить проблему включения у учащихся образного мышления, воображения; этому может способствовать введение в урок наглядности, иллюстративного материала, актуализация их собственного жизненного опыта. Поэтому ознакомительный рассказ учителя о романе, его проблематике, системе образов логично сопроводить демонстрацией через проектор обложек различных изданий книги, стоп-кадров Анна – Каренин, Анна – Вронский и иллюстрации Левин – Кити.
На следующем этапе урока (поскольку в тексте для изложения речь пойдёт о косьбе) можно включить сообщение заранее подготовленного девятиклассника об изображении в искусстве крестьянского труда. Перед рассказом учащегося задаётся вопрос: «Почему незамысловатая тяжёлая работа на земле неоднократно становилась объектом художественного воплощения?» Выступление иллюстрируется репродукциями картин Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)», А. Пластова «Сенокос», отрывками из стихотворения А. В. Кольцова «Косарь» и рассказа И. А. Бунина «Косцы». Этот материал также выводится на экран мультимедийной установки. Ответ на поставленный вопрос может выглядеть так. Труд на земле способствует приобщению человека к корням; происходящий коллективный процесс даёт ощущение единения в общем важном деле на благо жизни. Работая на ниве, не замечаешь течение времени, твоими действиями двигает какая-то внешняя сила. Забываются суетные сиюминутные дела, остаётся лишь желание во что бы то ни стало дойти до конца, довести начатое до логического завершения. Национальная патриархальность вселяется в души работающих на земле; всё самое дорогое, русское вновь оживает в сердцах. Именно поэтому тяжёлая работа на земле неоднократно становилась объектом художественного воплощения.
Демонстрируя репродукцию картины И. Е. Репина «Л. Н. Толстой на пашне» и фотографию 1908 года «Л. Н. Толстой верхом на Делире», учитель сообщает школьникам, что к жизни на лоне природы, крестьянскому труду приобщился в один из периодов бесконечных духовных исканий и великий писатель Л. Н. Толстой. В общении с простыми людьми, работе на земле на общее благо он увидел смысл своей жизни. И в этот момент вводится и комментируется эпиграф урока: «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, учёных – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Я отрёкся от жизни нашего круга» (Л. Н. Толстой «Исповедь»).
Светская лживость, неискренность, фальшь послужили поводом для того, чтобы Л. Н. Толстой оставил свой круг и стал иначе выстраивать жизнь: в духе идеалов простого народа.
Отрывок из романа, взятый для изложения (ч. III, гл. IV: «Трава была низкая, придорожная… … конец ряда, у которого наступит отдых») мы рекомендуем спроецировать на экран мультимедийной установки, после чего читаем его выразительно. Это даст возможность учащимся воспринимать текст зрительно и на слух, а также обратит их внимание на особенности употребления лексики и своеобразие синтаксиса текста.
Вопросы для анализа отрывка выносятся на экран.
1.О чём этот текст?
2. Как Л. Н. Толстому удалось показать, что барину непросто было работать наравне с мужиками?
3. В чём заключается особенность построения текста?
4. Зачем автор использует повторяющиеся глаголы? Какую задачу он решает?
5. В каких строчках заключается главная мысль текста?
В ходе работы над четвёртым вопросом, с целью отметить своеобразие поэтики Л. Н. Толстого, советуем провести стилистический эксперимент. Учащимся необходимо в три выведенных на экран предложения попробовать вставить подходящие по смыслу пропущенные инфинитивы, а затем сравнить их с авторским вариантом.
Первый ряд, как заметил Левин, Тит шёл особенно быстро, вероятно желая … барина, и ряд попался длинен.
Следующие ряды были уже легче, но Левин всё-таки должен был … все свои силы, чтобы не отставать от мужиков.
Он ничего не думал, ничего не желал, кроме того, чтобы не отстать от мужиков и как можно лучше … .После предположений девятиклассников по «щелчку» мыши на месте пропусков появляются пропущенные слова, окрашенные в другой цвет. И учащееся объясняют, что инфинитивы «попытать», «напрягать», «сработать», выбранные Л. Н. Толстым, имеют просторечный оттенок, кроме того, они устаревшие, и это придаёт тексту естественность, ведь речь идёт о «мужицком» труде, а следовательно рассказывать о нём нужно просто.
Неотъемлемой частью работы над изложением является выяснение значения некоторых слов. На экране проецируются слова: «ряд», «прокос», «мах», «лезвие», «лязг», и заранее подготовленный ученик объясняет их смысл.
К написанию элемента сочинения мы предлагаем подойти несколько нетрадиционно. Учащимся демонстрируется отрывок из фильма А. Зархи «Анна Каренина», где показан процесс косьбы, после чего предлагается дать ответ на вопрос: «Как удалось режиссёру А. Зархи показать, что в эпизоде косьбы Левина Л. Н. Толстой сумел воплотить своё представление об идеальном устройстве жизни?»
Для анализа отрывка из экранизации романа предлагаются следующие вопросы. (Они также выводятся на экран проектора.)
1.Какие чувства вызывает у вас просмотр данного эпизода?
2.Присутствует ли в данном отрывке голос автора за кадром? Как режиссёр сумел выразить позицию Л. Н. Толстого?
3. Как показан пейзаж, крестьянский труд, какие звуки сопровождают происходящее?
4. Сколько раз предстаёт перед зрителем крупный план (портрет Левина)? Как он одет? О чём это говорит?
5. Какие мысли, возможно, возникают у Левина в процессе приобщения к крестьянскому труду?
После завершения данной работы учитель подводит итоги. Таким образом, в эпизоде косьбы режиссёр А. Зархи, вслед за Л. Н. Толстым, но уже не литературными (отбор деталей, показ портрета героя, пейзажа, внутренней речи; организацией кольцевой композиции, введением лексического повтора) , а кинематографическими приёмами (демонстрация общих и крупных планов, пейзажа, операторское акцентирование на деталях и звуковом фоне) сумел показать представление об идеальном устройстве жизни.
Таким образом, пропедевтический урок по изучению романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» становится первым в системе занятий по этому произведению, которая будет продолжена в X классе. Использование компьютерных технологий даёт возможность активизировать познавательные, мыслительные, коммуникативные, речетворческие умения учащихся на этапе подготовки к написанию изложения с элементами сочинения. Кроме того, школьникам демонстрируется образец проектной деятельности, навыками которой они должны овладеть.
На вводном занятии при знакомстве с творческой историей романа (доклад учащегося по книге Э. Г. Бабаева «Комментарии к роману Толстого «Анна Каренина». - М. - 1982) на экран мультимедийной установки выводится портрет писателя работы Крамского с записанными рядом словами: « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль. Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную…», а затем поступательно подаются обложки разных изданий романа, а для эмоционального настроя в самом начале урока рекомендуется включить записанную на компьютер музыку из фильма (композитор – Р. Щедрин). Сообщение заканчивается постановкой проблемного вопроса: «Почему на всех обложках помещено изображение Анны Карениной и нигде нет Константина Левина – не менее значимого персонажа в системе ценностей Л. Н. Толстого?»
На первом занятии возможно провести тест, проверяющий прочитанность произведения и заостряющий внимание на наиболее значимых эпизодах и деталях текста. На экраны компьютеров выводятся 10 вопросов и по 4 варианта ответов, из которых учащиеся выбирают один верный. Время, дающееся на выполнение работы, – 5 минут.
Тест.
1. Из-за чего «всё смешалось в доме Облонских»?
А) Долги семьи; В) Уход слуг;
Б) Приезд Анны; Г) Измена Стивы.
2. Что произошло на вокзале во время приезда Анны Карениной в Москву?
А) Крушение поезда; В) Убийство;
Б) Смерть сторожа; Г) Воровство.
3. Платье какого цвета было на Анне Карениной на балу?
А) Лиловое; В) чёрное;
Б) Белое; Г) красное.
4. С кем сравнивается Вронский после близости с Анной?
А) С вороном; В) с коршуном;
Б) с палачом; Г) с убийцей.
5. Назовите кличку лошади Вронского?
А) Фру-Фру; В) Ворон;
Б) Гладиатор; Г) Диана.
6. Что предпринял Каренин после того, как узнал об измене жены?
А) Развод; В) Скандал;
Б) Дуэль; Г) Примирение.
7. Что помогло объясниться в любви Левину и Кити?
А) Перо; В) Мел;
Б) Карандаш; Г) Уголёк.
8. В какой праздник состоялось свидание Анны с сыном?
А) Новый год; В) День рождения;
Б) Рождество; Г) Пасха.
9. Где общество выразило своё отношение к незаконной связи Анны и Вронского?
А) На пикнике; В) В театре;
Б) На балу; Г) В письме.
10. Какой образ заключает главу о смерти Анны Карениной?
А) Икона; В) Лучина;
Б) Свеча; Г) Лампада.
Правильный вариант: 1. Г); 2. Б); 3. В); 4. Г); 5. А); 6. А); 7. В); 8. В); 9. В); 10. Б).
По завершении выполнения теста учащиеся тут же получают результаты: на экранах компьютеров выводится соотношение правильных и неверных ответов, в круговой диаграмме даётся их процентное выражение и выставляется соответствующий балл. Учитель таким образом приобретает возможность не только оценить каждого на уроке, но и выяснить уровень прочитанности, внимания и понимания исходного текста.
Ещё одно задание, которое можно предложить учащимся на вводном уроке, - это расположить в хронологическом порядке эпизоды, взятые из отечественного фильма «Анна Каренина» режиссёра А. Зархи. Педагог заранее их отбирает для демонстрации на мультимедийной установке (на каждый не более 10 секунд), нумерует, условно называет, а на экраны компьютеров школьников эти эпизоды выводятся в виде стоп-кадров. Для работы предлагается два блока отрывков из фильма: «Анна» ( 1) роды; 2) скачки; 3) знакомство с Вронским; 4) свидание с сыном; 5) бал) и «Левин» ( 1) косьба; 2) венчание; 3) на катке; 4) Левин видит Кити в карете; 5) ссоры). (Правильный вариант: «Анна» - 3, 5, 2, 1, 4; «Левин» - 3, 1, 4, 2, 5.) На выполнение данного задания отводится не более 5-7 минут. Располагая эпизоды в нужной последовательности, учащиеся не только демонстрируют знание текста, но и обращают внимание на соразмерную значимость двух сюжетных линий для понимания идеи и авторской позиции в романе.
Очень важно на первом уроке обратить внимание школьников на позицию автора. И сделать это тоже можно, используя компьютер. Демонстрируем отрывок из фильма (например, разговор Анны с мужем после её возвращения из театра, когда он пытается предупредить жену о возможных последствиях общения с Вронским), предварив показ вопросом: «Из экранизации изъят авторский голос. Как режиссёр сумел показать позицию автора при оценке данного эпизода?» (Слушая назидания мужа, Анна постоянно находится к нему спиной, ходит по комнатам, отвечает несвязно и ненатурально, суетится, что-то делает, что свидетельствует о её неискренности и испуге. Автор осуждает такое поведение жены (возможно, неверность) по отношению к супругу.) Голос Л. Н. Толстого отчётливо звучит и за ярким страшным образом мужика, что-то делающего над железом (показать отрывок из сна Вронского). «Каких персонажей преследует этот образ? Почему именно их? Что хотел сказать таким образом автор?» (Образ мужика, что-то делающего над железом, преследует Анну и Вронского. Он является им во снах или видениях, символизируя неминуемость расплаты, наказания за совершаемый грех прелюбодеяния, преступления против нравственных, духовных норм. Мужичок, работающий над железом, показывается страшно: в красно-чёрных тонах, в жаре и огне, напоминающем адский огонь; при этом он бормочет что-то непонятное, на французском языке. Этот образ напоминает Бога-отца, судящего и карающего. Таким образом автор говорит о неминуемости наказания за преступные мысли и дела, совершаемые людьми.)
В центре внимания Л. Н. Толстого – жизнь нескольких семей, их история. Но в противовес идиллическому представлению о «семейном счастье», автор исследует явление семейного несчастья. И на экран выводится знаменитая фраза, открывающая роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (31, с. 3). После чего следует обсуждение-анализ положения вещей в семьях Облонских, Карениных, Левиных, лжесемье (что, впрочем, можно сказать и о каждой из выше названных семьях) Анны – Вронского. При этом используются кадры из фильма (Левин – Кити, Каренин – Анна, Вронский – Анна) и видеофрагменты (разговор Стивы и Долли Облонских о невозможности примирения, упрёки Анны Вронскому о том, что он охладел к ней, Кити и Левин в первые месяцы брака). Демонстрируемые кадры уместно будет сопроводить фразами из текста. Например, об Облонских: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских» (31, с. 3); о Левиных: «На каждом шагу он /Левин/ находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование» (31, с. 417). «Вообще тот медовый месяц, то есть месяц после свадьбы, от которого, по преданию, ждал Левин столь многого, был не только не медовым, но остался в воспоминании их обоих самым тяжёлым и унизительным временем их жизни. Они оба старались в последующей жизни вычеркнуть из своей памяти все уродливые, постыдные обстоятельства этого нездорового времени, когда оба они редко бывали в нормальном настроении духа, редко бывали сами собою» (31, с. 420). После этого уместно будет задать вопросы: « Почему разрушается семья Карениных и на чём держатся браки Облонских, Левиных?» и «Возможно ли было счастье в семье, выйди Анна замуж за Вронского?» И всё же Толстой надеется на возможность возрождения семейного начала, и идеал свой он рисует на примере жизни патриархального крестьянства. На экран выводится эпизод текста (часть 3, глава XI):
- Последнюю, что ль? – крикнул он на малого, который, стоя на переду тележного ящика и помахивая концами пеньковых вожжей, ехал мимо.
- Последнюю, батюшка! – прокричал малый, придерживая лошадь, и, улыбаясь, оглянулся на весёлую, тоже улыбавшуюся румяную бабу, сидевшую в тележном ящике, и погнал дальше.- Это кто же? Сын? – спросил Левин.
- Мой меньшенький, - с ласковой улыбкой сказал старик.
- Какой молодец!
- Ничего малый.
- Уж женат?
- Да третий год пошёл с Филипповок.
- Что ж, и дети есть?
-Какие дети! Год целый не понимал ничего, да и стыдился, - отвечал старик. – Ну, сено! Чай настоящий! – повторил он, желая переменить разговор.
Левин внимательнее присмотрелся к Ваньке Пармёнову и его жене. Они недалеко от него навивали копну. Иван Пармёнов стоял на возу, принимая, разравнивая и отаптывая огромные навилины сена, которые сначала охапками, а потом вилами ловко подавала ему его молодая красавица-хозяйка. Молодая баба работала легко, весело и ловко. Крупное, слежавшееся сено не бралось сразу на вилы, всовывала вилы, потом упругим и быстрым движением налегала на них всею тяжестью своего тела и тотчас же, перегибая перетянутую красным кушаком спину, выпрямлялась и, выставляя полную грудь из-под белой занавески, с ловкою ухваткою перехватывала руками вилы и вскидывала навилину высоко на воз. Иван поспешно, видимо, стараясь избавить её от всякой минуты лишнего труда, подхватывал, широко раскрывая руки, подаваемую охапку и расправлял её на возу. Подав последнее сено граблями, баба отряхнула засыпавшуюся ей за шею труху и, оправив сбившийся над белым, незагорелым лбом красный платок, полезла под телегу увязывать воз. Иван учил её, как цеплять за лисицу, и чему-то сказанному ею громко расхохотался. В выражениях обоих лиц была видна сильная, молодая, недавно проснувшаяся любовь (31, с. 238 – 239).
А дальше следует система вопросов для анализа эпизода.
1. С чьей точки зрения и почему так рисуется молодая крестьянская семья?
2. Как эпизод с погрузкой сена раскрывает характер взаимоотношений между Ванькой Пармёновым и его женой?
3. Какие повторяющиеся слова и детали позволяют судить о незамысловатой гармонии, царящей в этой семье?
4. С какой целью Л. Н. Толстой вводит описание этой семьи в ткань повествования? Что составляет основу нормального человеческого общества? На чём основана истинная любовь и настоящая «живая» жизнь?
После анализа этого эпизода учащиеся должны получить ясное представление о позиции автора в произведении, о его взглядах на семью. (Семья – это общность людей, основанная на любви, доверии, уважении друг к другу; семья освещается таинством брака, требующего соблюдения верности и искренности, честности, доверительности в отношениях, умения прощать. Несоблюдение этих негласных правил, ложь, неверность подвергаются резкому осуждению автора. Взаимоотношения и люди, идущие вопреки нравственному закону, изображаются Толстым если не безобразно, то с какой-то «червоточинкой», браки, одухотворённые нравственной красотой, идеально поэтизируются писателем.) Подводя итоги урока, учитель предлагает старшеклассникам письменно в тетрадях дать ответ на вопросы: «В чём суть размышлений Л. Н. Толстого о семье на страницах романа «Анна Каренина»? Какой художественный приём положен в основу сопоставления дворянских и крестьянских семей?» и записать в качестве вывода слова Л. Н. Толстого: «Брак, семья, жизнь» - «труднейшее и важнейшее дело жизни», «мудрёнейшее дело на свете», выведенные на экране проектора рядом с портретом писателя. Таким образом, с точки зрения технического исполнения урок приобретёт замкнутую композицию и завершённый вид.
На занятиях, посвящённых анализу текста, также можно использовать компьютерные возможности. Так, в ходе работы над образом Константина Левина учащимся могут быть предложены следующие виды заданий. На экран компьютера выводятся одновременно портрет Л. Н. Толстого, изображение К. Д. Левина и такое критическое суждение: «В «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», нет лирических, философских или публицистических отступлений. В этом романе выразителем авторской позиции чаще всего является Левин» (13, с. 317). После чего предлагаются вопросы: «В чем схожи фамилия героя и имя писателя? Что таким образом хотел сказать автор?»
Неотъемлемой частью анализа художественного образа является работа с портретом персонажа. Сделать это можно, используя компьютерные возможности. На экран проектора выводится стоп-кадр из отечественного фильма, где показан Константин Левин в исполнении Б. Голдаева, и рядом помещаются следующие задания:
Найдите в тексте описание портрета Левина (ч. I, гл. V). Похож ли Левин на людей высшего света, к коему относился по происхождению? Почему «… худощавый чиновник, приостановившись, неодобрительно посмотрел на ноги бегущего…».
Левин считал себя некрасивым: «Кити не могла любить такого некрасивого, каким он считал себя, человека», и вследствие этого был не уверенным в себе человеком: «смеялся Левин несамоуверенно», на лице его часто было «злое выражение, происходившее от усилия преодолеть свою застенчивость», он часто краснел. Почему писатель наделил столь симпатичного для него персонажа столь непривлекательной, весьма заурядной внешностью?
И в качестве промежуточного вывода на экране появляются слова исследователя творчества Л. Н. Толстого В. А. Ковалёва: «Внутренний мир героя раскрывается через его внешние проявления, в поступках и действиях, а также посредством кратких авторских ремарок» (16, с. 96).
Наиболее полное представление о герое складывается и из сравнения его с другими персонажами. Посмотрев эпизод фильма (разговор Левина со Стивой в ресторане гостиницы «Англия») и прочитав отрывок из произведения («Левин был почти одних лет с Облонским… а Левин не самоуверенно и иногда сердито» ч. I, гл. V), выделите главные критерии, по которым автор сравнивает своих героев, подберите цитаты, иллюстрирующие их. Это задание подаётся через компьютер, и после предположений учащихся ответы высвечиваются на экране и оформляются в виде таблицы, которую десятиклассники переносят в тетрадь:
Таблица 1.
Критерии сравнения Стива Облонский Константин Левин
Внешность «… красивая, светлая наружность, блестящие глаза, чёрные брови, белое и румяное лицо…» «… сильно сложенный широкоплечий человек с курчавой бородой» и «умным мужественным лицом…»
Взгляды на жизнь «…был ленив…», легкомыслен, вёл разгульную жизнь, жил сегодняшним днём. Был трудолюбив, постоянно искал дело для рук и пищу для ума. Находился в постоянном поиске смысла жизни.
Среда обитания «…родился и жил в среде тех людей, которые стали сильными мира сего». Изредка выезжая, в основном жил в Москве. Чаще всего его можно было увидеть в деревне, «где он что-то делал…», по крайней необходимости выезжал в Москву.
Отношение к служению «…занимал почётное и с хорошим жалованьем место начальника в одном из московских присутствий». Служил ради получения денег, был «…совершенно равнодушен к тому делу, которым он занимался…» Не служил, так как считал это бесполезным занятием, не идущим на пользу ни ему лично, ни государству.
А далее следуют вопросы: «В чём смысл сопоставления этих героев? Какой художественный приём положен автором в основу их сравнения?»
Любимые персонажи Л. Н. Толстого всегда идут неизведанными дорогами. Перед учащимися высвечивается схема возможных путей Константина Левина: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке?» (31, с. 240). Куда последует герой? К какой правде жизни он придёт? – ответы на эти вопросы десятиклассники дают после прослушивания сообщения заранее подготовленного учащегося.
Работа над историей взаимоотношений Левина и Кити может быть организована как пересказ-анализ подготовленными школьниками связанных с этими образами ключевых эпизодов, сопровождающийся демонстрацией отрывков из фильма и комментариями учителя. Необходимо взять эпизод на катке (ч. I, гл. IX), Левин после работы в деревне случайно видит проезжающую в карете Кити (ч. III, гл. XII), объяснение в любви (ч. IV, гл. XIII), венчание (ч. V, гл. IV), жизнь после женитьбы в деревне (ч. V, гл.XIV).
На разных этапах своей жизни Левин видит смысл жизни в разном. Ищущий любимый герой Л. Н. Толстого не может равнодушно относиться ко всякому делу: идёт ли речь о служении или о личном счастье. «А я-то думал, что до женитьбы жизнь так себе, кое-как, не считается, а что после женитьбы начнётся настоящая. А вот три месяца скоро, и я никогда так праздно и бесполезно не проводил время» (31, с. 423). Левин думал, что счастье после женитьбы придёт само собой, и не предполагал, что совместная жизнь – это серьёзное испытание, каждодневный труд над созданием тёплой атмосферы и семейного счастья. В голове героя звучали слова священника, венчавшего его с Кити: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его». Левин, неверующий человек, с иронией относящийся к церковным обрядам, с удивлением обнаруживает, что слова молитвы дают ответ на его внутренние мысли. Но «радости земной жизни омрачаются сознанием неизбежной конечности человеческого существования» (13, с. 47). Мысли о смерти всё чаще возникают в голове Константина Левина: «Я работаю, я хочу сделать что-то, а я и забыл, что всё кончится, что – смерть!» « Не нынче, так завтра, не завтра, так через тридцать лет, разве не всё равно?» «… придёт смерть и всё кончится, что ничего не стоило начинать…» (31, с. 304). «Зачем всё это делается? – думал он… И её закопают, и пегого мерина этого очень скоро… и Фёдора подавальщика с его курчавой, полною мякины бородой и прорванной на белом плече рубашкой закопают… И главное, не только их, но меня закопают, и ничего не останется. К чему?» (31, с. 686). (Все эти цитаты выводятся на экран проектора). Что же даёт Левину силы продолжать жить дальше, когда смерть ходила так близко с ним («уход» брата Николая, роды Кити, известие о самоубийстве симпатичной ему женщины Анны Карениной)? После ответов учащихся, основанных на тексте, даётся учительский комментарий: «В финале 8 главы мы видим, что «разрешение сомнений Левина … уже готово в его душе». Герой обретает смысл жизни, и он в вере, в общем благе: «Не для нужд своих жить. А для Бога. Для какого Бога? Для Бога? И что можно сказать бессмысленнее того, что он сказал? Он сказал, что не надо жить для своих нужд … а надо жить для чего-то непонятного, для Бога, которого никто ни понять, ни определить не может» (31, с. 688).
Роман заканчивается размышлениями Левина. «Жизнь моя теперь, - думал Левин, - вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута её – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в неё!» (31, с. 706). В этом «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, в этом оптимизм всего его романа.
Принципиально важный проблемный вопрос «Кто виноват в самоубийстве Анны Карениной?» ставится во главу угла четвёртого урока по изучению романа Л. Н. Толстого. Занятие рекомендуется построить в форме семинара, когда учащиеся по заранее (за две недели) данным вопросам готовятся дома (выбирают из текста эпизоды для прочтения, пересказа, анализа; работают с критической литературой, при необходимости подключают аудио- и видеоматериалы, иллюстрации). Учитель предоставляет иллюстративный и видеоматериалы (готовые эпизоды из фильма), рекомендует критическую литературу, проводит предварительные консультации, а также формулирует проблемные вопросы к каждой теме, ответы на которые будут являться выводами из выступлений учащихся. Условие, которое должны соблюсти старшеклассники при подготовке, – представить своё выступление в виде презентации в программе PowerPoint (не более 5 слайдов). Задача, стоящая перед учащимися, непростая, ведь речь идёт о текстовом воплощении и проектном оформлении работы, поэтому в каждой группе должно быть не менее двух человек.
Задания.
История Анны до знакомства с Вронским. Семья Карениных. Возвращение в Петербург. (Можно ли считать семейные отношения между Анной и Карениным воплощением идеального представления Л. Н. Толстого о браке?) (4 мин.)
Приезд Карениной в Москву. Встреча с Вронским. Трагический случай на вокзале. (Что символизирует несчастный случай, произошедший с вокзальным сторожем, последовавший сразу после знакомства Анны с Вронским?) (5 мин.)
Как открывается Анна в эпизодах примирения Долли с мужем, в эпизодах с Кити, с детьми Долли? (Можно ли считать отрицательным персонажем героиню, способную расположить к себе детей, утешить уязвлённое самолюбие, поддержать юношескую несамоуверенность?) (5 мин.)
Каренина на балу. История Анны и Вронского (обзор) (Могла ли Анна Каренина стать счастливой с Вронским, выйди она за него замуж?) (12 мин.)
Свидание с сыном (работа с картиной М. А. Врубеля «Свидание Анны с сыном») (Была ли Анна Каренина хорошей матерью?) (4 мин.)
Самоубийство Анны Карениной (Был ли у Анны дугой выход?)(5 мин.)
Литература:
Абаева Е. Эпизод смерти в романе «Анна Каренина» // Первое сентября (Литература). – 2001. - № 31.
Бабаев Э Г. Комментарии к роману Толстого «Анна Каренина». М. - 1982.
Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. 70-е годы. – М., 1987.
В ходе четвёртого выступления можно провести стилистический эксперимент, направленный на заострение внимания учащихся на своеобразие поэтики Л. Н. Толстого. Для этого на экраны компьютеров выводится отрывок из романа (описание внешности Анны на балу) с пропущенными эпитетами и даётся задание впечатать подходящие по смыслу слова.
«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в чёрном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем её … , как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и … руки с тонкой … кистью. На голове у неё, в чёрных волосах, своих без примеси, была … гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. <…> Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти … короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На … … шее была нитка жемчугу» (ч. I, гл. XXII).
После этого «щелчком мыши» учащиеся выводят на экраны исходный вариант, сравнивают его со своим и пытаются объяснить, почему именно такие слова отобрал Л. Н. Толстой, какой авторский замысел таким образом воплощён в образе героини.
«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в чёрном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем её точёные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкой крошечною кистью. На голове у неё, в чёрных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. <…> Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу».
(Л. Н. Толстой хочет показать крохотность, хрупкость и уязвимость героини на фоне стихии светского бала, сплетен, порождающихся высшим кругом. Неотвратимость трагедии прочитывается из эпитетов, роднящих Анну с лошадью Вронского Фру-Фру: «точёные», «своевольной», «крепкой». Во время красносельских скачек Алексей неудачно приземлился на круп лошади, опускаясь на седло, и сломал ей спину. Фру-Фру было решено пристрелить. Так и сломанная судьба Анны подобна участи несчастного животного.)После выступлений подготовленных учащихся вопрос о том, кто виноват в самоубийстве Анны Карениной, становится предметом для домашнего обдумывания и оформляется в виде сочинения - размышления в тетрадях.
При организации урока в форме семинара преподаватель выступает не транслятором готового знания, а консультантом и координатором учебно–познавательной деятельности учащихся. Роль учителя на уроке – после объявления цели направлять деятельность школьников, следить за соблюдением регламента и давать краткие комментарии, связанные со стилем писателя.
Заключительное занятие должно быть связано прежде всего с выявлением особенностей индивидуального авторского стиля Л. Н. Толстого в его творчестве конца 70 – х годов XIX века, в частности, в романе «Анна Каренина». Ведущим принципом построения и отбора материала в произведении является приём контраста, когда лексика, синтаксис, изобразительно-выразительные средства (сравнения, анафоры, антонимы, лексические повторы оксюмороны, эпитеты), образный ряд, композиция, детали, символы, внесюжетные элементы (сновидения, внутренние монологи), речь персонажей, пейзаж подчиняются этому главенствующему методу. И тема последнего урока – «Антитеза как основополагающий приём в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Работу на данном уроке мы предлагаем организовать следующим образом. В течение занятия необходимо повторить и проиллюстрировать цитатами из монографии И. Ю. Лученецкой – Бурдиной «Парадоксы художника» и примерами из текста тринадцать литературоведческих понятий: антитеза, образный ряд, композиция, фабула, символ, детали, внутренние монологи, пейзаж, сравнения, анафоры, антонимы, оксюмороны, эпитеты. Определение «антитезы» выводится учителем на экран мультимедийной установки после объявления цели урока: « Объяснить, почему именно антитеза стала ведущим приёмом в организации разных уровней повествования в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Три группы учащихся (по два человека) получают индивидуальные исследовательские задания (см. задания № 7, 8, 9; они выведены на экраны персональных компьютеров), которые выполняются в течение 10 минут, а остальные школьники работают вместе с учителем. Следуя от толкования теоретико-литературного понятия, которое они находят в справочниках по литературе и выписывают в тетрадь, учащиеся выбирают из монографии И. Ю. Лученецкой-Бурдиной «Парадоксы художника» суждение исследователя по этому вопросу, а затем последовательно выполняют указанное задание. На этот вид деятельности отводится 23 минуты. Учитель вправе охватить не весь предлагаемый материал, а выбрать те вопросы, с которыми учащиеся смогут справиться за данное время. По окончании выполнения индивидуальных заданий работавшие в группах присоединяются к классу и начинают сотрудничать с ним, при этом им даются в напечатанном виде определения терминов из трёх уже разобранных вопросов (они их вклеивают в тетрадь). Выступления этих ребят следуют после завершения коллективной работы (12 мин.). Задания последовательно подаются на экран мультимедийной установки.
Задания:
Образный ряд (19, с. 113). («В общем строе толстовского произведения определяющую роль играет закон «сцепления противоречий». Образный ряд романа выстраивается на контрастах: языческого – христианского, рационального – эмоционального, столицы – провинции, города – деревни, господского – крестьянского…» )(22, с. 35). Подтвердите данное суждение примерами из текста.
Композиция. Фабула (20, с. 246, 239). ( «Перед читателями развёртываются два романа, две истории, внешне, казалось бы, не связанные между собой. Современники упрекали Толстого в композиционной неуравновешенности романа… В ответ на это писатель возражал: «Я горжусь, напротив, архитектурой – своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался. Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи»). Толстой разрушает в своём романе традиционный фабульный тип связи, в основе которого единая сюжетная интрига, но сохраняет внутреннюю целостность произведения за счёт особой авторской позиции. Он, Толстой, по-прежнему творец мира, обладающий всеобщим знанием. Однако это знание раздвоилось как жизнь и смерть, «красота духовная» и «красота плотская». («Повествовательные перспективы «двух романов» противоположны по своему направлению и стилевым доминантам. Сюжетная линия Анна – Вронский ориентирована на античную культурную традицию… а линия Кити – Левин разрабатывается в русле христианской культурной традиции». «И возникла необходимость сделать выбор ») (22, с. 35). Докажите справедливость этих слов.
Детали (19, с. 44). («При разработке сюжетной линии неплатонической любви для создания представления о её физической стороне Толстому оказываются необходимы… живописные детали. … Преобладающая черта в описании внешнего облика Анны – красота, но красота греховная, соблазняющая от избытка чувственной радости жизни. … Для разрушения иллюзорной притягательности неплатонической любви писатель использует контрастные переходы и противопоставления в изображении внешнего облика персонажа. … Портретная прорисовка образа Левина практически отсутствует…. Автор сосредоточивает внимание на его внешней реакции, которая проявляется в том, что он постоянно краснеет») (22, с. 42 – 44). Для чего автор так подробно описывает внешность Анны (назовите постоянные детали в её облике) и почему в описании Левина большее место занимают психологические детали, характеризующие его внутреннее состояние?
Пейзаж (20, с. 255). «Природный мир изображается Толстым как неотъемлемая часть жизни героев. Включение в этот мир или, наоборот, отчуждение от него помогает автору прояснить внутреннее состояние персонажей. В развитии сюжетной линии Анна – Вронский природа предстаёт как стихийная и неуправляемая сила, разрушающая, но не созидающая душу. … Внешний мир в сюжетной линии Кити – Левин эмоционально созвучен настроениям персонажей» (22, с. 49). Приведите примеры наиболее значимых природных зарисовок в романе. Каково при этом состояние персонажей, включенных в пейзажное описание?
Сравнения (20, с. 265). («Используя сравнения, Толстой психологически и этически обосновывает сближения сопоставляемых явлений или ситуаций. …Сравнения становятся средством характеристики и самохарактеристики персонажей. Так, Анна во время скачек после падения Вронского сравнивается Толстым с пойманной птицей. По контрасту с этой сценой писатель сравнивает Кити с птицей, которая вьёт своё гнездо») (22, с. 52). Что хочет сказать автор, сравнивая Анну с сорванным цветком, тонущим человеком, голодным человеком, Алексея Александровича с убившимся ребёнком, прыгающим, чтобы заглушить свою боль, Вронского с голодным животным?
Оксюмороны. Эпитеты (20, с. 273; 266-267). («Сопоставительно – противительные конструкции могут иметь характер оксюморона («Весь ужас метели показался ей ещё более прекрасен теперь»; « Этот прекрасный ребёнок внушал ему только чувство гадливости и жалости». «Слово Толстого нередко достигает вершин изобразительности благодаря поэтической сгущенности, благодаря такой неожиданной ёмкости определений, какие встречаются только у величайших стихотворцев (8, с.80.). Эту мысль наглядно иллюстрируют характерно толстовские эпитеты») (22, с. 60). В приведённых отрывках найдите «контрастно сопоставленные или парадоксально сближенные ряды однородных эпитетов, которые создают многоаспектный образ и выражают авторскую оценку персонажа или события» (22, с. 60 – 61).
« То, что для Анны было невозможною, ужасною, и тем более обворожительною мечтою счастия, - это желание было удовлетворено». « Светлая и задумчивая, вся исполненная изящной и сложной внутренней, чуждой Левину жизни, она смотрела через него на зарю восхода. <…> Это была Кити». Кити «была испуганная, робкая, пристыжённая и оттого ещё более прелестная». «Но не только холодный, злой взгляд человека, преследуемого и ожесточённого блеснул в его глазах, когда он говорил эти нежные слова».
Символ (20, с. 269). («Художественное изображение страсти и философское постижение истины соотнесены Толстым с разработкой мотивов мрака и света. Их соотношение как обозначение света – символа жизни и темноты (мрака) – символа смерти становится сквозным поэтическим образом, организующим повествование в романе «Анна Каренина». Мотив темноты, мрака, разгула стихии становится важнейшим в развитии сюжетной линии Анна – Вронский. … Доминирующий мотив в изображении платонической любви Левина – Кити – обретённый свет, истина») (22, с. 40 – 41). Каково художественное значение горящей или гаснущей свечи в понимании образов Анны и Левина?
Внутренние монологи (20, с. 254). («Толстому не было присуще представление о целостности человеческого Я. Он показывает сложность сознания, несводимого к непротиворечивому целому. … Наиболее очевидно ощущение раздвоения, утраты целостности Я передают внутренние монологи Анны Карениной», в коих «конструкции противопоставления выражают внутреннюю раздвоенность персонажа». Но «если чувственное познание (сюжетная линия Анна – Вронский) сопряжено с выражением и передачей ощущений героини, то духовное осмысление мира (сюжетная линия Кити – Левин), совершаемое Константином Левиным, ориентированно преимущественно на передачу мыслительной работы. … Внутренние монологи Левина демонстрируют стремление рационализировать чувство. … Алогический, синтаксически не упорядоченный строй внутренних монологов, присущий Анне Карениной, сменяется при разработке образа Константина Левина внутренним монологом логического типа…») (22, с. 44 – 45, 47 – 48) Сравните предсмертный монолог Анны Карениной (ч. 7, гл. XXX: «Моя любовь всё делается страстнее… и я выхожу замуж за Вронского») и финальный монолог Левина (ч. 8, гл.XIX: «Это новое чувство не изменило меня… который я властен вложить в неё!»). Как наличие – отсутствие логики в размышлениях героев отражается в синтаксическом строе предложений?
Анафоры (20, с. 272). Антонимы (19, с. 17). («Для стиля Толстого характерны анафорические конструкции. Они позволяют писателю на минимальном пространстве текста дать максимально полное представление о состоянии персонажа (например, описание переживаний Левина во время встречи с братом Николаем). … Части текста противополагаются друг другу как абстрактное знание и конкретное видение. … Необъяснимые душевные порывы Толстой стремится прояснить с помощью антонимов. Они служат для уточнения мысли, состояния, ощущения, показывая их динамику») (22, с. 59). Проанализируйте эпизод из главы «Смерть» (ч. 5, гл. XX), найдите в нём анафоры, антонимы, лексические повторы и объясните смысл их включения в текст.
В оставшиеся 10 минут учащиеся выполняют задание найти в спроецированном на экранах компьютеров тексте разные уровни реализации приёма антитезы (выделить курсивом, в скобках впечатать наименование средства художественной выразительности и объяснить значение использования их в тексте), проверяющее уровень осознанности полученных в процессе исследования знаний.
Текст для анализа (ч. III, гл. XII):
Перед утренней зарёй всё затихло. Слышались только ночные звуки неумлокаемых в болоте лягушек и лошадей, фыркавших по лугу в поднявшемся пред утром тумане. Очнувшись, Левин встал с копны и, оглядев звёзды, понял, что прошла ночь.
«Ну, так что же я сделаю? Как я сделаю это?» - сказал он себе, стараясь выразить для самого себя всё то, что он передумал и перечувствовал в эту короткую ночь. Всё, что он передумал и перечувствовал, разделялось на три отдельные хода мысли. Один – это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний, от своего ни к чему не нужного образования. Это отреченье доставляло ему наслажденье и было для него легко и просто. Другие мысли и представления касались той жизни, которою он желал жить теперь. Простоту, чистоту, законность этой жизни он ясно чувствовал и был убеждён, что он найдёт в ней то удовлетворение, успокоение и достоинство, отсутствие которых он так болезненно чувствовал. Но третий ряд мыслей вертелся на вопрос о том, как сделать этот переход от старой жизни к новой. И тут ничего ясного ему не представлялось. … Впрочем, я не спал всю ночь, и я не могу дать себе ясного отчёта, - сказал он себе. – Я уясню после. Одно верно, что эта ночь решила мою судьбу. Все мои прежние мечты семейной жизни вздор, не то, - сказал он себе. – Всё это гораздо проще и лучше…»
«Как красиво! – подумал он, глядя на странную, точно перламутровую раковину из белых барашков-облачков, остановившуюся над самою головою его на середине неба. – Как всё прелестно в эту прелестную ночь! И когда успела образоваться эта раковина? Недавно я смотрел на небо, и на нём ничего не было – только две белые полосы. Да, вот так-то незаметно изменились и мои взгляды на жизнь!» (31, с. 240 – 241).
И завершается урок прочтением эпиграфа: « В индивидуальном стиле Толстого обнаруживается стремление к обладанию миром в его целостности и противоречивости, что предопределило использование основного конструктивного закона этого мира – закона сцепления противоречий», который «организует все уровни произведения – от сюжетно-композиционного до лексико-синтаксического» (22, с. 63); эпиграф также «выплывает» постепенно на экране проектора.
В ходе заключительного занятия посредством поисково – исследовательской деятельности учащиеся не только исследуют своеобразие поэтики Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина», но и подойдут к ответу на проблемный вопрос о том, почему именно приём антитезы стал основополагающим при создании произведения.
Таким образом, на изучение романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» было предложено выделить пять учебных занятий, в том числе одно опережающего характера, проводимое в IX классе. При отборе материала для разбора мы исходили из главных, первостепенных проблем произведения. Исследуемые вопросы было предложено рассматривать с точки зрения новых взглядов на понимание позиции Толстого и своеобразия писательского стиля. В методических рекомендациях было показано, как на разных этапах уроков по-разному возможно использовать современные компьютерные технологии в сочетании с традиционными формами и приёмами литературного преподавания.
В ходе внедрения в процесс преподавания современных форм, связанных с использованием компьютерных технологий, для учителя и ученика открываются новые возможности при проведении и подготовке к уроку. Педагог овладевает навыками компьютерной грамотности, при этом имея перспективу её развить и приумножить. Учитель становится в позицию диалога, когда проектная деятельность предполагает равнозначное участие в нём школьников и наставника, а это означает явный отход от традиционной приоритетной функции педагога на занятии.
Качественно новый подход к оценке роли ученика на уроке даёт использование компьютерных технологий. Иначе могут быть проверены знания, даны домашние задания, проанализирован текст, поставлены и решены задачи обучения. Учащийся будет осознавать, что знания, получаемые им на занятии и при подготовке к нему, он добывает сам в процессе исследовательской деятельности. А это очень важно и ценно с точки зрения эффективности проводимой учителем работы.