Урок русского языка в 3 классе по теме Творительный падеж имён существительных (Школа РОссии


Сыйразова Хамдия Галихановна,
учитель начальных классов высшей кв. категории
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Русский язык. 3 класс
Урок 86.
Тема: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного
в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и
предлогу.
Задачи:
Обучающие:
актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
дать представление о творительном падеже имён существительных;
Развивающие:
развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.
Воспитательные:
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор;
электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс;
презентация к уроку;
учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности (Слайд 2.)
- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.
Личностные результаты:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательности)
ΙΙ. Актуализация знаний.
Слайд 3.
Проверка домашнего задания.
У: Скажите, легко или трудно было определить падеж существительного конь в каждом предложении?
Почему?
Д: конь – существительное м.р., имеет одинаковое окончание в р.п. и в.п.Что вам помогло распознать падеж?
Д: помогло существительное ж.р. лошадка
Минутка чистописания.
–Ребята откройте тетради и запишите число.
–Напишите: «Классная работа».
Запись строчной буквы п
У: Сегодня мы с вами напишем полстрочки букву п и новое словарное слово пятница
Словарная работа
Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание).
У: Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница.
У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница?
У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?
Д: Слышится звук [э].
У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе.
Как вы понимаете смысл? О ком так говорят?
Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.
Что мы знаем об имени существи-тельном? Слайд 4.
- Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.
Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)Сколько… ( падежей в русском языке?)
Как … ( изменяются имена существительные?)
На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?)
Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)
Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)
Определи падеж по признакам. Слайд 5–6.
Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет
Член предложения: подлежащее
Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про
Член предложения: второстепенный
Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из
Член предложения: второстепенный
Построили теремок …
Пришёл волк …
Выглянул из окошка …
Подошёл к волку … Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формулирование темы и постановка учебной задачи.

Введение в тему урока. (Слайд 7.)
Работа в группах.
Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки,
под лес_ницей, с тр_пинкиУ.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?
Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.
У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне, 2 группе – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными
А ещё по какому признаку можно группировать эти существительные?
Д: по падежам.
У.: Как определим падеж у имён существительных?
Д.: по вопросу и по предлогу
У.: На какие группы разделили существительные по падежам?
Д.: на Р.п и В.п.
Проверка (Слайд 7.)
У.: Что заметили?
Д.: под лестницей не относится к этим падежам
У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Д.: Творительный падеж имён
существительных.
(Открывается тема урока. Слайд 8.) У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным
Надо всё теперь понять
В падеже творительном. ( Т. Рик)
- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?
Д.: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…
У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении)
(открывается на доске) Регулятивные УУД:
прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;
Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
Развитие умения извлекать информацию из текста.
На основе анализа объектов делать выводы.
IV. Построение проекта учебных действий.

Фронтальная работа с классом
Слайд 9.
У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?
Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении) Упр.94, с.52
Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
4-ое предложение разберите по членам:
Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)

Сделайте вывод.
Продолжите предложение:
Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.
Физкультминутка. Регулятивные УУД:
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
Развитие умения слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.. ениемо..113а полях тетради.граммой:буквы нужно писать на месте пропусков. ым звуком оглушается
Познавательные УУД:
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
 Обобщать и классифицировать по признакам.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Фронтальная работа.
Упр. 96 (устно)
– Назовите имена существительные в творительном падеже?
– Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?
Слайд 10.
2) Работа в парах с проверкой
а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п.
б) Выделите окончания существительных
присмотреть за … сестра
остановился перед … река
повстречался с … ручей
зашла за … вода
пролетели над … тропа
прополз под … мост
голова
гнездо
молоко
конь
Слайд 11.
У.: Откройте рабочую тетрадь,
3) Упр.81,с.38.
Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п. и впишите вопросы в карточку
Д.: вопросы: кем? чем?
Предлоги: перед, под, над
Вспомогательное слово: доволен Познавательные УУД:
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
Регулятивные УУД:
выполнять действия по намеченному плану;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
слушать собеседника и понимать речь других;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками):
Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила. Познавательные УУД:
пользоваться знаками для решения учебных и практических задач;
обосновать свой выбор;
VII. Обобщение знаний о творительном падеже.
У.: Ребята, давайте сделаем вывод. (Слайд13) Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.
Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер. Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
слушать собеседника и понимать речь других;
VIII. Рефлексия Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
Как вы думаете, достигли мы цели?
Как можно определить падеж имён существительных?
– Всё ли получалось сегодня у вас?
– В чём испытали затруднения?
Оцените себя цветными магнитами.
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
Домашнее задание Упр. 95, с.53, правило.