Технологическая карта урока литературного чтения, проведенного в 3 «Б» классе И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Валуйки Белгородской области
Технологическая карта урока литературного чтения, проведенного в 3 «Б» классе
И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Подготовила
учитель начальных классов:
Шаварина О.В.
Валуйки, 2015
Название раздела: Русская литература 19 века.
Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи урока:
формировать  умения определять басню как жанр литературного произведения по характерным её признакам ( аллегоричность, мораль, поучительность);
учить читать басню по ролям; различать слова автора и героев басни;
расширять словарный запас;
развивать слуховое и зрительное восприятие;
развивать память ,логическое мышление, умение делать выводы;
воспитывать интерес к литературному чтению;
воспитывать нравственность , умение правильно оценивать поступки людей, которые стали прототипами басни.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
- работать с содержанием текста произведения;
- рассказывать об особенностях басни как литературного произведения;
- определять мораль басни;
- проводить исследование текста басни и оформлять результаты в устной форме;
Метапредметные УУД
Познавательные:
- раскрывать значение слова «басня», «мораль» и использовать их в активном словаре;
- раскрывать значение выражения «с ним была плутовка такова», «всё не в прок», «Бог послал» и использовать их в активном словаре;
- отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение;
- определять главную мысль и мораль басни и обосновывать свое мнение;
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;
- выполнять корректировку учебного задания;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;
- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Личностные УУД
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание читать басни;
- осознание успешности при изучении темы.
Методы работы на уроке:
     1.Объяснительно-иллюстративный;
     2.Частично-поисковый
     3. Наглядный;
     4. Практический;
Формы работы на уроке:
      1.Фронтальная;
      2.Подгрупповая ( в парах)
3. Групповая
      4. Индивидуальная
Материально-техническое обеспечение:
       1.Учебники по литературному чтению для  3 класса авт. Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России)
2. Иллюстрация к басне
       3.Индивидуальные карточки – словари
       4.Материал для групповой работы;
       5. Мультимедийная установка, экран, компьютер.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика  Формируемые УУД
I. Организационный этап.

Языковой анализ - Дети, у нас сегодня много гостей. Посмотрите на них поприветствуйте и улыбнитесь как радушные хозяева.
Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.В страну басен попадём.
Присаживайтесь, начнем наш урок.
Работа над скороговоркой
Внимание на экран, вы видите скороговорку. Сейчас каждый прочтите ее про себя «Проворонила ворона воронят». Прочтем скороговорку хором в медленном темпе. Какие звуки чаще всего повторяются? Прочтем чуть быстрее, выделяя звук [р]. Теперь прочтем быстро.
Как понимаете смысл этой скороговорки? Обратим внимание на глагол, как вы его понимаете?
Кто главные действующие герои? Теперь прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией/ восклицательной, теперь грустно, весело, с осуждением. Прочитайте скороговорку делая логическое ударение на словах, которые будут ответом на мои вопросы.
- Кто проворонил воронят?
- Кого проворонила ворона?
- что сделала ворона?
Почему именно об этих птицах мы говорили, вы поймете дальше. Приветствуют учителя и гостей
Самоопределение
Читают скороговорку
Отвечают на вопросы
Читают скороговорку по заданию Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Р.: мобилизация сил и энергии.
К: выслушивают разные точки зрения
К., умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой
II.Актуализация знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверка домашнего задания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Посмотрите на слайд, прочитайте высказывание «Каждый видит в басне что-то близкое и знакомое именно ему». Как вы понимаете эти слова?
- На прошлых уроках вы познакомились с жанром «басня», кто напомнит, что обозначает этот термин?
Назовите  ее  характерные признаки:
Кто обычно является героями басни?
Какие пороки (плохие качества) высмеиваются в басне?
Как называется итог или вывод в басне?
Послушайте стихотворение
(М. Исаковского ) и скажите о каком баснописце мы будем говорить.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
- Верно. Сегодня состоится очередная встреча с замечательным поэтом-баснописцем И. А. Крыловым.
  Из какой басни эти строки:
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума,
оборотиться?»
- Кто герои басни? Что вы можете о них сказать?
- Какова мораль этой басни? Чему она учит?
Кто готов рассказать басню наизусть?
-Кто подготовил чтение по ролям?
-Кто прочитал выразительнее всех? 
-Как вы сами оцените свою работу?
 
 
   Читают,
высказывают свое мнение
 Басня-небольшое             произведение в стихах
или в прозе;
Уч-ся  называют признаки басни
1.Персонажи
   -животные;
 2 Глупость, лень, невежество и т.д 3. Мораль;
Читает ученик
   
 
 
 Отвечают на вопрос
 
Отвечают на вопросы
 
 
 
 Читают басню наизусть или по ролям
Дают само и
взаимооценку 
П.: формируем навык анализа прочитанного
 
К.: умение слушать
и слышать,
правильно отвечать на  поставленный вопрос
П.: умение отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение;
 
 
 
 
 
 
Л:ориентация в нравственном содержании
произведения
Р.: способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке; 
К: умение слушать и слышать
партнера, правильно  читать роль
III.
Постановка цели и задач урока.
 
  И.А. Крылов написал более 200 басен. Отгадайте загадки и предположите название басни, с которой будем работать сегодня на уроке. 
Носит серенький жилет,Но у крыльев – чёрный цвет.Видишь, кружат двадцать парИ кричат: - Карр, карр, карр. (ворон)
Хвост пушистый,Мех золотистый,В лесу живёт.В деревне кур крадёт. (лиса)
 
 Кто уже догадался, о какой басне мы будем говорить?
Назовите тему нашего урока.
Какова цель урока?
Что мы будем делать н уроке, чтобы достичь цели?
1.Определить жанр произведения;
2.Понять смысл  всего произведения и отдельных слов;
3. Дать характеристику героев и оценить их поступки; высказывать свое мнение;
4. Читать произведение по ролям;
5. Расширять словарный запас.Отгадывают загадки
Определяют тему урока.
 Называют цель и задачи, делают предположения  
Р.:, планирование, целеполагание, саморегуляция;
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
 
П: строят речевое высказывание
К: выслушивают разные точки зрения
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
IV. Работа по теме урока
Первичное усвоение новых знаний
Первичное закрепление
Словарная работа
Беседа по содержанию
.А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной. - Понравилась вам басня?- Какая же история приключилась с Вороной?
- Кто из героев басни вам понравился больше? Почему?Повторное чтение. (читают 3 ученика)
В тексте вам встретились слова, понимание, которых могло вызвать у вас затруднение.
Давайте определим их значение.
Я буду называть слово, а вы, используя словарь называть его значение.
- Какое по размеру это произведение?
-Как написано? В стихах или в прозе?
Можно ли его назвать басней?
Кто нашел сыр?
-Что ворона собиралась сделать?
-Удалось ли ей позавтракать?
Почему?
-Как Лисица отвлекла внимание
Вороны от сыра?
-Какая просьба Лисицы оставила Ворону без завтрака? Слушают басню 
Отвечают на вопросы
Работают с текстом, следят по учебнику
Читают незнакомые слова ,отыскивают  значение новых слов в индивидуальных словарях
Отвечают развернутой фразой, правильность которой контролирует учитель К.: умение слушать
и слышать,
правильно отвечать на  поставленный вопрос
П: строят речевое высказывание
 
 
П.: раскрывают понятие слов, используя словари
Л: Определяют конкретный смысл понятий.
К.: согласовывают позиции с партнёром и находят общее решение;
П: строят речевое высказывание
V. ФизминуткаА сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз. Выполняют движения Работа в группе Подготовьтесь к работе в группах.
Капитаны подойдите за заданием.
Выберите того, кто будет защищать вашу работу. Делятся на группы, выполняют задание, защищают свою работу П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
К: инициативное сотрудничество в группах.
Характеристика героев и их поступков
 
 
 
 
 
- Найдите мораль басни, прочитайте ее.- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
Как называют человека, который любит слушать льстивые слова в свой адрес?
(тщеславным)
А качество называется – тщеславие
Кто в басне был тщеславен?- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? - Опишите внешний вид лисы. Какая она? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.- Опишите, какова Ворона по внешнему виду - Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? - А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? - Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? - Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
-Каким голосом говорила лисица?  Находят мораль, читают 
Отвечают на вопросы
Знакомятся со словом тщеславие
 
 
 
(в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) 
 
(Нет). 
 
(Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какиe перышки! какой носок!) 
 
 
 
   К: умение  слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос
 
 
VI.
Применение
освоенных знаний в практической деятельности   Сейчас в парах подготовьтесь к чтению басни по ролям. 
Какие действующие лица в басне? Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.
-Чтение какой пары вам понравилось больше?
-Кто смог вжиться в роль?  Работают в парах. Читают басню по ролям.
Анализируют чтение друг друга
   Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
К: учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;  
 VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Домашнее задание на выбор:
-чтение басни наизусть
- чтение басни в лицах
-выразительное чтение басни 
 
   Слушают задание, делают пометки по выполнению домашнего задания 
 
   Р.: умение принимать учебную задачу
 К: умение  слушать и слышать
  
  VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
 
 
 
 
 
 Наш урок подходит к концу, давайте вернемся к задачам нашего урока, удалось ли нам их все выполнить?
Достигли мы цели урока?
 А сейчас подумайте как вы чувствовали себя на уроке.
-Кому было комфортно, все понятно и справился со всеми поставленными задачами, подойдите к иллюстрации и прикрепите веточку ели на верх ели.
- Кому было не совсем комфортно и что-то не понятно, но не удалось решить все задачи, прикрепите веточку на среднюю ветку.
- те кто сегодня на уроке чувствовал себя некомфортно, все было непонятно- на нижнюю ветку.
Посмотрите на ель, какой вывод можем сделать?
Спасибо за урок.  Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.
Оценивают свою работу н уроке (саморегуляция) 
Выполняют задание Р: осуществляют итоговый контроль
Л: оценивают результат учебной деятельности.
Р:соотносят полученный результат с поставленной целью.