Рабочая программа по курсу Литературное чтение 2 класс (на основе авторской программы по предмету:1-4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова: — М.: Вентана-Граф, 2012. — 224 с.- ( Начальная школа XXI века).

Пояснительная записка
к курсу «Литературное чтение» (2 класс)
на 2014/2015 учебный год

Рабочая программа составлена для 2 классов на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования
Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013 ;
Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
Авторской программы по предмету: Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова: - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.- ( Начальная школа XXI века).

Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы:
Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе. Соответствует ФГОС начального общего образования (2009г.). Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Основная цель курса литературного чтения помочь ребенку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы,
обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными
видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать
читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения,
понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать
свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно,
пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,
учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания
литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство»,
соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Результаты освоения курса
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего
последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных
действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Литературное чтение» изучается во 2 классе 4 часа в неделю (136 часов в год).
Количество уроков по разделам за год

Раздел программы
Кол-во учебных часов
Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

«О нашей Родине»
5


«Народная мудрость»
6


«О детях и для детей»
13


«Мир сказок»
6


«Уж небо осенью дышало»
6


«Снежок порхает, кружится»
18
Комплексная контрольная работа (1)

«Здравствуй, праздник новогодний!»
10


«О братьях наших меньших»
12


«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки)
13


«Семья и я»
15


«Весна, весна красная»
24
Комплексная контрольная работа (2)

«Там чудеса» (волшебные сказки)
8


Итого:
136
2


Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Используемые технологии:
Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: игровые (технологии имитационного моделирования), коммуникативные технологии и исследовательские (проблемно-поисковые)
Игровые технологии (технологии имитационного моделирования)
Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения
Ведущий метод - игра
Организационными формами являются деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра.


Коммуникативные технологии
Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации
Ведущий метод - общение
Обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.

Исследовательские технологии (проблемно-поисковые)
Данная технология требует реализации педагогической модели – «обучение через открытие»
Ведущий метод –проблемное обучение; метод проектов.
Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций.
Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал».
Обязательное наличие проблемы или проблемных учебных заданий.
Экспериментирование или моделирование как обучающие приемы.

Здоровьесберегающие технологии
Способствует сбережению здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время
Это рациональная организация урока с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся
Смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток

Виды учебной деятельности школьников
чтение вслух и «про себя»;
формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;
виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
эмоциональный отклик на прочитанное;
обсуждение прочитанного;
составление планов, схем, закладки и выписки, цитаты;
пересказ (полный, сжатый, выборочный);
вопросы и ответы по прочитанному;
коллективная драматизация художественных произведений;
реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»
игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя;
работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);
коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.
Контроль и оценка уровня обученности
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе.
Виды проверочных и контрольных заданий
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения предлагаются задания разных видов:
– комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки); – литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности); – тесты по изученному произведению, теме, разделу; – тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного; – диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности; – тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия); – тексты и задания для проверки навыка чтения молча; – комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия); – итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).
Тексты контрольных работ представлены в Приложении. Критерии оценки разных видов работ соответствуют Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №59».


Содержание курса
2 класс (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.
Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Универсальные учебные действия (УУД):
воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;
овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);
понимать учебную задачу, определять способы её решения;
анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;
отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);
формулировать высказывание (о произведении, о героях);
планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;
использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и авторской принадлежности произведения и книги);
группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;
объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели
(на примере моделирования обложек к произведению).

Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, на-родная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Универсальные учебные действия (УУД):
усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
группировать пословицы и загадки по темам и видам;
характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Универсальные учебные действия (УУД):
понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ);
читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
создавать истории о героях произведений.

Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Универсальные учебные действия (УУД):
искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Межпредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками технологии: изготовление книжек-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

Планируемые результаты обучения
курсу «Литературное чтение» во 2 классе

К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующе возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь на общеприняты моральные ценносати;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
определять тему и лавную мысль текста;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса
Учащиеся должны уметь:
правильно читать текст вслух целыми словами (темп чтения – не менее 50 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 50 слов в минуту);
читать про себя небольшие тексты, темп – не менее 70 слов в минуту;
пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
высказывать своё отношение к поступку героя;
определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
читать выразительно наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заголовок);
пользоваться словарями, книгами-справочниками;
самостоятельно отбирать книги для чтения.

Перечень учебно-методического обеспечения
(Материально-техническое обеспечение образовательного процесса)
Технические средства обучения и оборудование:
персональный компьютер учителя
интерактивная доска
мультимедиа проектор
обучающие диски
средства цифровой фото- аудио – видеофиксации

Печатные средства обучения:
Список литературы
Для учителя:
Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: программа: 1 – 4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 224 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 272 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 208 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 2. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 416 с.

Для учащихся:
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. – 6-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 176 с. : ил. – (Начальная школа XXI).

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. – 6-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 176 с. : ил. – (Начальная школа XXI).

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 2-е изд.,дораб. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 160 с. : ил. – (Начальная школа XXI).

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с. : ил.


Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 112 с. : ил.

Электронные образовательные ресурсы:
Литературное чтение. 1 – 4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л. А. Ефросинина)


Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Литературное чтение», 2 класс.

п/п
Наименование разделов и тем программы




Календарные сроки
Основное содержание
Тип, вид урока
Оборудование, контрольно-измерительные материалы
Примечание



Плани-
руемые
Факти-
ческие






«О нашей Родине» (5 ч)







1.
Стихотворения о Родине.
Ф. Савинов «Родина»


Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторского отношения
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы, сборники стихотворений о Родине


2.
Стихотворения о Родине.
И. Никитин «Русь»


Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


3.
Рассказы о Родине.
С. Романовский «Русь»


Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Понятие «диалог».
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
иллюстрации


4.
Произведения о Родине.
С. Романовский «Слово о Русской земле»


Слушание. Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов «летописец», «летопись». Работа с книгой.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь, иллюстрации по теме


5.
Стихи русских поэтов.
С. Прокофьев «Родина»


Упражнения: чтение вслух, «про себя», выразительное чтение. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



«Народная мудрость» (6 ч)







6.
Произведение фольклора. Русская народная песня
«Я с горы на гору шла»


Восприятие на слух текста песни, чтение «в слух», выразительное чтение.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь, сборник УНТ


7.
Загадки народные


Чтение загадок, определение темы, выделение ключевых слов для поиска отгадки.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


8.
Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал»


Слушание. Беседы: былина и былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
иллюстрации


9.
Былины. «Три поездки Ильи Муромца»


Анализ былины. Работа с текстом. Составление плана
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
книги с былинами


10.
Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы


Выразительное чтение. Объяснение смысла пословиц. Сравнение различных жанров фольклора.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь, сборники УНТ


11.
Обобщение по теме.
«Проверь себя»
Рубрика «Книжная полка»


Презентация самостоятельно прочитанных книг. Проверка уровня обученности. Самоконтроль и самооценка.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь, сборник произведений УНТ



«О детях и для детей»
(13 ч)







12.
Стихотворения о детях.
А. Барто «Катя»


Выразительное чтение. Сравнение произведений о детях. Самостоятельная работа с новым произведением.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
книги А. Барто


13.
Произведения о детях.
С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах»


Слушание. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям. Самостоятельная работа с новым произведением.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


14.
Рассказы о детях.
С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»


Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий. Сравнение произведений.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


15.
Произведения о детях.
Е. Пермяк «Смородинка»


Слушание. Работа с текстом: деление на части, составление плана.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


16.
Произведения о детях.
Н. Носов «Заплатка»



Слушание. Работа с текстом. Определение главной мысли. Самостоятельная работа с новым произведением.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


17.
Разножанровые произведения для детей.
Г. Сапгир «Рабочие руки».
Скороговорки.


Чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Понятие «скороговорка». Упражнения в произношении скороговорок.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


18.
Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Л. Толстой «Страшный зверь»


Работа с басней, её структурой и формой.
Работа с басней, её структурой и формой. Сравнение басен И. Крылова и Л. Толстого
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


19.
Рассказы о детях.
М. Зощенко «Самое главное»


Слушание. Анализ произведения. Чтение вслух по частям. Составление плана.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


20.
Сказки о детях.
В. Сутеев «Кто лучше?»


Работа с новым произведением до чтения. Чтение молча, ответы на вопросы. Чтение по ролям.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь


21.
Произведения о детях и для детей.
А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы»


Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Деление рассказа на части по готовому плану. Объяснение смысла пословиц.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


22.
Сказки для детей.
Л. Пантелеев «Две лягушки»


Восприятие произведения. Чтение по абзацам. Подробный пересказ сказки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


23.
Произведения и книги о детях. В. Беспальков «Совушка»


Слушание. Изучающее чтение вслух по частям. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Проверка о оценка своей работы.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


24.
Произведения
В. Сутеева для детей. «Снежный зайчик»



Чтение рассказа по частям. Составление плана.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



«Мир сказок» (6 ч)







25.
Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики»


Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Чтение молча. Чтение текста по абзацам вслух.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь


26.
Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики».



Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Сравнение бытовой сказки с волшебной. Выполнение заданий в хрестоматии.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь, сборники сказок



27.
Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки»


Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Чтение молча. Чтение текста по абзацам вслух.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


28.
Литературные сказки.
Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»


Чтение сказки вслух и по частям. Определение вида сказки. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


29.
Литературные сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов»


Работа со сказкой. Выделение жанровых и национальных особенностей сказки. Чтение. Сравнение сказок с похожими сюжетами.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


30.
Обобщение по теме.
Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя»


Работа с книгами по теме - выбор, название, презентация. Повторение. Соотнесение иллюстраций с эпизодами из сказок.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



«Уж небо осенью дышало» (6 ч)







31.
Произведения об осени.
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Г. Скребицкий «Осень» (отрывок)


Слушание стихотворения. Работа с иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь, иллюстрации картин природы


32.
Произведения об осени.
Э. Шим «Белка и Ворон».
Е. Трутнева «Осень»



Самостоятельная работа со сказкой. «Белка и Ворон» -чтение молча, определение темы и жанра, моделирование обложки. Чтение по ролям. Соотнесение текста с иллюстрацией. Сравнение произведения Э.Шима и Е.Трутневой.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


33.
Произведения об осени.
Н. Сладков «Эхо»


Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Сравнение произведений разных жанров: рассказа и сказки
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


34.
Разножанровые произведения о природе.
Н. Рубцов
«У сгнившей лесной избушки» Загадки.
М.Пришвин «Недосмотренные грибы»


Самостоятельное чтение стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий под руководством учителя. Повторение и объяснение понятия загадка.
Чтение рассказа М.Пришвина. Обучение пересказу.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


35.
Произведения о природе.
Э. Шим «Храбрый опёнок»
К. Бальмонт «Осень»


Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради, объяснение ответов. Чтение молча, моделирование обложки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


36.
Обобщение по разделу
Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя»


Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г. Скребицкого,
М. Пришвина, Э Шима
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



«Снежок порхает, кружится» (18 ч)







37.
Произведения о зиме.
З. Александрова «Зима»


Знакомство с новым разделом. Восприятие стихотворения. Обучение выразительному чтению с использованием памятки, моделирование обложки.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


38.
Научно-познавательные и художественные произведения о природе.
С. Иванов «Каким бывает снег»


Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


39.
Рассказы о природе.
И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»


Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


40.
Сказки о природе.
Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен»


Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко, реальные и сказочные события.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь, книги- сборники сказок


41.
Народные сказки.
«Дети Деда Мороза»


Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Пересказ по плану. Сравнение народных сказок.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь


42.
Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин «Деревья в лесу»


Работа с рассказом- самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


43.
Стихотворения о зиме.
И. Суриков «Детство» (отрывок)


Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


44.
Литературные сказки.
В. Даль «Девочка Снегурочка»


Слушание. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь


45.
Литературные сказки
В. Даль «Девочка Снегурочка»


Творческая работа: пересказ от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


46.
Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка»


Работа со сказкой - чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


47.
Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка»


Творческая работа: сочинение сказки о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


48.
Произведения о детях.
Н. Некрасов «Саша»


Выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


49.
Произведения о детях.
Н. Некрасов «Саша»


Сравнение произведений (отрывок Н.Некрасова «Саша» и стихотворения И.Сурикова «Детство»)
Работа с книгами Н.Некрасова. Выразительное чтение
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь


50.
Рассказы о животных
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»


Чтение рассказа про себя. Сравнение произведений о природе
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


51.
Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»


Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


52.
Произведения для детей. В.Одоевский «Мороз Иванович»


Слушание. Выполнение заданий к тексту. Групповая работа: чтение по частям («Рукодельница» и «Ленивица»)
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


53.
Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»


Проектная деятельность (работа в группах). Презентация проекта: рассказ о проекте, демонстрация.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


54.
Комплексная контрольная работа


Выполнение комплексной контрольной работы с использованием учебника, хрестоматии, словаря-справочника.
КР
Рабочая тетрадь,
индивидуальные задания
Приложение [2], с. 75-84


«Здравствуй, праздник новогодний» (10 ч)







55.
Произведения о новогоднем празднике.
С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»


Слушание. Упражнение в чтении. Выполнение заданий к тексту. Сравнение строф. Комментирование текста.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


56.
Сказки Х.-К.Андерсена. «Ель»


Слушание произведения, моделирование обложки. Работа с текстом произведения.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


57.
Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге»


Слушание и чтение рассказа по частям, беседа по содержанию...
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


58.
Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге»


Работа с текстом. Деление текста на части и составление плана. Пересказ по плану.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


59.
Стихотворения о Новом годе.
С. Маршак «Декабрь»


Чтение молча. Беседа по содержанию после чтения. Рисование иллюстрации к стихотворению.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


60.
Произведения о Новом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы»


Самостоятельное чтение. Моделирование обложки. Выразительное чтение.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


61.
Обобщение по теме. Проверь себя.


Выполнение заданий в учебнике и тетради
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
новогодние загадки


62.
Стихи о природе.
Рубрика «Книжная полка»


Работа по рубрике «Книжная полка». Конкурсное чтение подготовленного стихотворения.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


63.
Книги о Новом годе для детей.


Подбор книг на заданную тему. Выставка книг.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


64.
Здравствуй, праздник новогодний!


Выставка творческих работ учащихся.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



«О братьях наших меньших» (12 ч)







65.
Произведения о животных. Народная песня «Бурёнушка»
В. Жуковский «Птичка»


Выполнение заданий в тетради. Сравнение изучаемых произведений. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


66.
Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский «Кот Васька». Считалка, загадки.
Е. Благинина «Голоса леса»


Моделирование обложки. Упражнение в выразительном чтении считалки и загадки. Сравнение их, выделение особенностей.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


67.
Рассказы и стихотворения о животных.
М. Пришвин «Старый гриб».



Слушание чтения учителя. Анализ содержания. Чтение вслух по абзацам, поисковое чтение.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


68.
Рассказы о животных.
К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
П. Комаров «Оленёнок»



Чтение текста-описания, определение отношения автора. Выразительное чтение. Моделирование обложки.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь


69.
Произведения о животных. В. Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки


Самостоятельное чтение, определение жанра и темы. Работа со словарём, чтение вслух по абзацам. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


70.
Присказки и сказки.
М. Дудин «Тары-бары»


Самостоятельное чтение текста, выполнение заданий к тексту.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


71.
Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот»


Слушание. Целостное восприятие. Условно-схематическое моделирование. Работа со словарём.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


72.
Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля»


Самостоятельное чтение. Анализ текста сказки. Краткий пересказ.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


73.
Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей»


Знакомство со сказкой до чтения. Работа с текстом и иллюстрацией
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


74.
Авторские сказки.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»


Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведении. Определение особенностей построения сказки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


75.
Народные сказки. Русская народная сказка «Белые пёрышки»


Чтение. Характеристика героев. Сравнение народных сказок
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


76.
Сказки о животных (библиотечный урок). Рубрика «Книжная полка»


Работа в библиотеке. Выбор книг со сказками о животных. Классифицирование изученных произведений по жанрам
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь



«Лис Миккель и другие» (13 ч)







77.
Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок»


Знакомство с новым разделом, определение учебной задачи. Формирование полноценного восприятия произведения.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


78.
Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок»


Работа с текстом сказки: моделирование обложки, анализ формы текста и его особенностей.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


79.
Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»


Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


80.
Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»


Сравнение с русской сказкой «Зимовье зверей». Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


81.
Сказки народов мира. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»


Чтение весёлых историй. Образы героев сказки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


82.
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»


Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение со сказками других народов.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


83.
Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты»


Слушание. Беседа (песенка, образы героев).
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


84.
Братья Гримм «Бременские музыканты»


Выполнение заданий в учебнике и тетради
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


85-86
Сказки народов мира. Английская сказка «Сказка про трёх поросят»


Самостоятельное моделирование обложки (авторская принадлежность, жанр, заголовок). Чтение сказки по частям.
Работа в парах-чтение диалогов Волка и поросят. Сравнение с русской сказкой С.Михалкова «Три поросёнка»
ИНМ

ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь
Интернет-ресурсы











87.
Зарубежные сказки (повторение изученных сказок)


Повторение изученного, работа со схемой. Оценивание героев и их поступков
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


88.
Дорогами сказок (библиотечный урок). Рубрика «Книжная полка»


Работа в библиотеке. Рассматривание со сказками (по группам), чтение сказки, презентация.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


89.
Проверка уровня обученности. Рубрика «Проверь себя».


Литературная игра. Классифицирование изученных произведений по жанру. Презентация любимой сказки.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



«Семья и я» (15 ч)







90.
Произведения о семье.
Л. Толстой «Лучше всех»



Слушание рассказа. Знакомство с жанром рассказ-быль. Словарная работа.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


91.
Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня «Колыбельная»


Чтение произведений разных жанров о семье. Работа над образами мамы, дочери, сестры. Творческая работа.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


92.
Авторские колыбельные песни М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»


Развитие эстетического восприятия художественного текста. Определение главной мысли песни: отношение матери к сыну.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


93.
Рассказы о детях. Е.Пермяк «Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра»


Целостное восприятие текста. Формирование личностных нравственных установок через поступки героев.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


94.
Произведения о детях.
В. Осеева «Сыновья». Пословицы


Самостоятельное чтение. Выполнение заданий под руководством учителя. Пересказ по плану.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь, сборник пословиц


95.
Авторская колыбельная песня А. Майков «Колыбельная песня».
Пословица.


Целостное восприятие текста. Выразительное чтение диалога матери и ветра. Сравнение изученных колыбельных песен.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


96.
Произведения о семье.
Л. Толстой «Отец и сыновья»


Слушание. Чтение молча. Самостоятельная работа с новым произведением. Выполнение заданий.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


97.
Разножанровые произведения о семье.
А. Плещеев «Дедушка». Л. Воронкова «Катин подарок»


Самостоятельное чтение. Работа с текстом произведений. Моделирование обложки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


98.
Стихотворения о семье.
Ю. Коринец «Март».
А. Плещеев «Песня матери»


Самостоятельная работа со стихотворением, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение колыбельных песен.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


99.
Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры»


Первичное слушание сказки. Беседа. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


100.
Произведения о семье. С.Михалков «А что у вас?»


Слушание. Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


101.
Стихотворения о семье.
В. Солоухин «Деревья»


Выполнение заданий в учебнике и тетради. Упражнение в выразительном чтении.Творческая работа: сочинение «Мой дедушка»
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


102.
Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей»


Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Работа с иллюстрациями
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


103.
Произведения ко Дню Победы.
С. Баруздин «Салют»


Упражнение в выразительном чтении. Творческая работа.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


104.
Обобщение по теме.
Рубрика «Проверь себя».


Выполнение заданий в учебнике и тетради
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь



«Весна, весна красная» (24 ч)







105.
Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!»



Выразительное чтение народной песни. Творческая работа: сочинение закличек о солнце, дожде, хлебе
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


106.
Произведения о весне.
А. Чехов «Весной».


Слушание рассказа, моделирование обложки, чтение вслух и молча. Выполнение заданий.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


107.
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»
Г. Скребицкий «Весна-художник»


Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Сравнение произведений о весне.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


108.
Произведения о природе. Н. Сладков «Снег и ветер»


Слушание. Упражнение в чтении. Выполнение заданий в учебнике и тетради
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


109.
Разножанровые произведения о весне.
С. Маршак «Весенняя песенка». Э. Шим «Чем пахнет весна»


Выразительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самостоятельное чтение рассказа. Сравнение жанров произведений
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


110.
Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»


Самостоятельное чтение. Беседа. Выполнение заданий в учебнике и тетради
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


111.
Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»


Выразительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Поиск в учебнике информации об авторе.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


112.
Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец»


Слушание. Анализ. Чтение по частям. Составление плана. Выполнение заданий в учебнике и тетради
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


113.
Произведения о природе.
Н. Сладков «Апрельские шутки»


Самостоятельная работа с новым произведением. Выполнение заданий к тексту. Самопроверка и самооценка.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь


114.
Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель»


Восприятие произведения, выделение ключевых слов. Выразительное чтение
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь


115.
Рассказы о природе.
Г. Скребицкий «Жаворонок»


Первичное чтение рассказа, выражение своего отношения. Моделирование обложки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


116.
Произведения фольклора. Заклички-веснянки.


Работа с новым произведением. Подготовка выразительного чтения.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь


117.
Произведения фольклора.
Закличка. Загадки.


Упражнение в выразительном чтении. Определение понятия закличка, сравнение изученных закличек. Чтение загадок, определение тем. Сочинение загадок о птицах.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы, сборник загадок


118.
Разножанровые произведения о природе.
В. Жуковский «Жаворонок»


Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Заучивание наизусть
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


119.
Разножанровые произведения о природе.
О. Высотская «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг»



Слушание произведений. Сравнение произведений о весенней природе. Поисковая работа: поиск и чтение информации об одуванчиках.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы, иллюстрации


120.
Произведения о родной природе.
П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»


Слушание. Работа со сказкой. Выполнение заданий. Составление плана
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


121.
Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам».
А. Барто «Воробей»



Ознакомительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Словарная работа. Сравнение произведений по теме и жанру.
КУ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


122.
Произведения для детей.
М. Пришвин «Ребята и утята»


Чтение рассказа по частям, озаглавливание каждой части. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


123.
Сказки о животных.
Б. Заходер «Птичья школа»


Слушание. Беседа по содержанию. Подготовка выразительного чтения
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


124.
Произведения о природе.
К. Ушинский «Утренние лучи»


Слушание сказки. Моделирование обложки. Выполнение заданий в учебнике и тетради
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


125.
Стихотворения о природе. А. Барто «Весна, весна на улице»


Упражнение в выразительном чтении. Повторение стихотворений А.Барто.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
книги А. Барто


126.
Комплексная контрольная работа.


Выполнение комплексной контрольной работы.
КР
Рабочая тетрадь,
индивидуальные задания
Приложение [1], с. 107-110

127.
Книги о родной природе (библиотечный урок)


Работа с книгами о природе. Группирование по темам, жанрам, авторской принадлежности. Титульный лист и аннотация.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
книги о природе


128.
Обобщение. Рубрика «Проверь себя».


Самостоятельное выполнение работы «Проверь себя».
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



«Там чудеса «(волшебные сказки) (8 ч)







129.
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»


Слушание. Чтение вслух по частям, составление плана.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


130.
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка»


Чтение. Работа с литературоведческими понятиями: волшебная сказка, зачин, присказка.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


131.
Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»


Чтение сказки по частям. Моделирование обложки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


132.
Сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»


Работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


133.
Волшебные сказки.
Ш. Перро «Кот в сапогах»


Чтение сказки вслух по частям. Определение вида, главной мысли сказки.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


134.
Волшебные сказки.
Ш. Перро «Кот в сапогах»


Работа с текстом. Выполнение заданий. Творческая работа: рассказ о Коте в сапогах.
ЗУН
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы


135.
Обобщение. Рубрика «Проверь себя». «Книжная полка»


Работа с книгами. Аннотирование книги по образцу. Классифицирование сказок. Творческая работа. Оформление дневника читателя.
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь, сборники волшебных сказок


136.
Мир сказок и чудес.
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Летнее чтение.


Слушание сказки. Чтение вслух по очереди. Оформление дневника летнего чтения.
ИНМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы



137-140.

Резервные уроки по теме «Повторение изученных произведений»



Презентация любимой книги, проверка знания книг и произведений писателей из круга чтения
ОПМ
Учебник,
рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы




Приложение

Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: программа: 1 – 4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 224 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 208 с.


Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 2. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 416 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с. : ил.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 112 с. : ил.









13PAGE 15


13PAGE 142715




Заголовок 3 Заголовок 415