Конспект урока по окружающему миру В феврале зима с весной встречается впервой


Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема: В феврале зима с весной встречается впервой
Цель: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым, когда в народе отмечали первую встречу весны; смогут приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
- Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
- Приведите примеры невидимых нитей в зимнем лесу.
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды в стихах.
На дворе карусель —
То метель,
То капель,
То мороз,
То опять
Надо шубу снимать.
На дворе карусель —
То январь,
То апрель.
Никуда не пойдешь,
А пойдешь —
Пропадешь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка смотреть. В. Степанов
- К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз? (Ответы учеников.)
- Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе? (Ответы учеников.)
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим корень в словах «межень», «межа», «между» и попробуем объяснить значение слов «межень» и «межа».
(Учитель пишет слова на доске, опрашивает детей, затем один из учеников выполняет задание на доске.)
- Как вы думаете, может ли выделенный нами корень быть отдельным словом? В каком случае? Приведите пример. Может быть, кто-то вспомнит народную загадку, где корень «меж» равен целому слову?
(Если ученики затрудняются, учитель подсказывает загадку: «Меж двух светил я в середине один». Спрашивает мнение класса о том, какая отгадка подходит к этой загадке. Еще раз произносит загадку, дотрагиваясь при этом до глаз и носа. Дети повторяют за учителем слова и движения.)- Вот мы и отгадали загадку. (Нос.)
- Но как это слово «меж» связано с февралем и февральской погодой? (Ответы учеников.)
- Может быть, нам поможет название темы сегодняшнего урока. Кто хочет прочитать ее?
(Один из учеников читает вслух название темы на с. 40 учебника.)
- Значит, если переделать нашу загадку и посвятить ее февралю, то между какими «светилами» он оказывается? (Между зимой и весной.)
Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля.
Сегодня на уроке будем говорить о феврале, когда зима с весной встречается.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 40 учебника.)
Да, вы совершенно правы: февраль — последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря.
- А теперь познакомимся с еще одной особой чертой февраля. Оказывается, у некоторых народов год только начинается в феврале. Вот послушайте.
(Учитель читает текст на с. 40 учебника, посвященный восточному календарю.)
- Какой год по восточному календарю сейчас идет? (Ответы учеников.)
- А в какой год по восточному календарю вы родились? (Ответы учеников.)
Новый год по восточному календарю.
Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным Новым годом для тех, кто живет по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей по планете, больше узнать о мире. Но некоторые народы нашей страны, исповедующие буддизм (помните, мы уже говорили с вами, что есть разные религии, и одна из них — буддизм), Новый год отмечают в феврале. Послушаем рассказ об этом событии.
- На какой месяц приходится Новый год по восточному календарю?
- Как отмечают праздник белого месяца в Бурятии?
— Сравните между собой настроение и некоторые особенности празднования Нового года по общегражданскому календарю и по старинному восточному. (Примерный ответ. Когда читаешь о празднике белого месяца, становится понятным, что у всех народов больше всего ценятся гостеприимство, дружба, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, здоровье, долголетие. Все любят праздники, веселье, забавы. Это общая черта празднования Нового года у всех народов на Земле.)В праздник белого месяца люди желают друг другу: «Пусть пребудут в вашем доме пять видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почет и богатство». Вот как об этом празднике написал поэт.
Праздник белого месяца
Я встречаю на родине.
Небо ясное светится,
Ветки снежные трогает.
На печурке дымится
Солнечный саламат.
До земли поклониться
Землякам моим рад!
В праздник белого месяца,
Так у нас повелось,
Людям надо встретиться,
Чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя,
Чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем
Голубело всегда... '' Б. Дугаров- Каким веселым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? (Масленица - проводы зимы.)
- Какие вы знаете масленичные традиции?
- От какого слова происходит название этого праздника?
- Кто знает пословицы о Масленице?
- Масленица без блинов, именины без пирога не бывают.
- Масленица- объедуха — деньгам приберуха.
- Как вы думаете, о чем говорится в пословице: «Не все коту масленица, придет и Великий пост»? (О том, что после масленичных гуляний приходят строгие дни поста, когда люди стараются ограничивать развлечения, чтобы подготовиться к весеннему празднику - празднику праздников - Пасхе.)
Но пока шумят масленичные гулянья, и мы поучаствуем и проводах зимы.
(Прочитать текст на с. 42 учебника, посвященный Масленице.)- Песенка о блинах, которые пекут на праздник. Давайте ее вместе споем.Слайд.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть —
Сотен пять, наверно, есть.
Ох, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
На поднос блины кладет
И сама к столу несет.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте все здоровы!
Вот блины мои готовы.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
- В праздник обязательно играли. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Заря»
Ученики встают в крут, руки держат за спиной, а один из играющих — «заря» — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
С последними словами водящий кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.
- Зиму проводили Масленицей. Но ведь февраль — встреча весны с зимой. Когда же по народному обычаю первая встреча весны? (В самой середине месяца, 15 февраля.)
- Теперь подробнее узнаем об этом дне. Слово «Сретение», наверное, кажется вам непривычным. А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, т. е. встречи святого Симеона с Младенцем Христом.
Как только прошло 40 дней после рождения Христа, Божья Матерь вместе со святым Иосифом пришла в храм. По традиции, родители должны были приносить в церковь своих детей, чтобы посвятить их Богу. Долго ждал Симеон встречи — Сретения с Девой и ее Младенцем — согласно преданию он жил 300 лет. Так произошла встреча человечества с Богом.
Сретение Господне отмечают и православные, и католики, и лютеране.
Этот день был очень важным в православном календаре, запоминающимся в жизни людей. Поэтому он стал для земледельцев днем погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы уже с вами говорили. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.
- Давайте проверим сретенскую примету: «На Сретение снежок — весной дожжок». Эту примету я запишу в календарь, на страницу последнего месяца весны. Какой это месяц? Вот в мае мы и проверим, верна ли примета.
2. Работа по учебнику С. 42-43
- Что говорится в народной примете на урожай о погоде 15 февраля? Найдите подсказку в учебнике на с. 42.
(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 43 учебника.)
- На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Может быть, кто-то знает, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на зиму текущего года?
- Как провожают зиму на Масленицу?
- Какие традиции проводов зимы на Масленицу вам больше всего нравятся?
- Как вы относитесь к появлению в нашей стране новых новогодних обычаев, связанных с китайским народным календарем?
Хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать нельзя! В них душа, сердце народа!
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 22)
- Прочитайте, выполните задание.
Задание 2 (с. 22)
Ответ: сосулька.
VII. Рефлексия
- Что на уроке показалось вам наиболее интересным?
- Что оказалось трудным?
VIII. Подведение итогов урока
- На какой месяц приходится начато нового года по восточному календарю?
- Как провожают зиму на Масленицу?
- Прочитайте вывод на с. 43 учебника.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 40-43), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 43).
2. Выполнить задания 3, 4 (с. 23) в рабочей тетради.