Открытый урок по литературному чтению на тему: В. Катаев «Цветик-семицветик»


Урок литературного чтения во втором классе Тема урока В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
Цель:  учить анализировать прочитанное и делать выводы
Задачи урока: Обучающие:  Учить воспринимать и анализировать содержание сказки.  Учить составлять образ, выделять основную мысль.  Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность.
Развивающие:  Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог.  Развивать мышление.
Воспитательные:  Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.  Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.  Прививать интерес к чтению, к книге. 
Ожидаемый результат: ученики умеют исследовать поступки, чувства и разумность желаний героя произведения, делают выводы, обсуждают заданные вопросы и делают выводы, учатся дебатировать, знают, чем сказка отличается от рассказа, умеют выразительно читать диалоги, умеют составлять кластер и защищать его, умеют работать в группе.
Ресурсы:
Учебник литературного чтения 2 класс,  презентация к уроку,  на доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дела»,  лепесточки цветка для работы в группах, таблица. 
Ход урока
I. Организационный момент. 
Создание эмоционального настроя: упражнение «Я-дрозд»Мотивационный момент.
Слайд1: внимательный аккуратный самостоятельный любознательный активный рассеянный веселый модный рассудительный
Рядом со словами – портрет ученика.
-Какие качества отнесём к ученику, который пришел на урок за знаниями? -Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными, и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным. 
II. Стадия вызова. Актуализация знаний. 
Определение темы урока.
Слайд2- Расшифруйте текст. ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ
-Что это за слова? ( Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”)Слайд 3
Целеполагание.
-Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Ознакомление с творчеством ---– , работа над ----– сказки ---– умение делать ---– , чему---– -----.
(Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка) 
III. Осмысление. Работа по теме урока. 1. Беседа об авторе. Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с одним замечательным человеком. Посмотрите на экран. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.
– А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока. 2. Работа над названием сказки. Работа по приему « Дерево предсказаний» -О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ) -Почему сказка с таким необычным названием?
( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).
3.Мозговой штурм. - А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? Составление кластера
исцеление больного мальчика волшебница волшебный цветок приключения чудеса
4. Словарная работа.
(Для работы используются карточки со словами и выражениями).
а) Объясните значение выражений: – по сторонам зевать; – галдели, как попугаи; – взяла досада. б) Подбери близкие по смыслу слова:
Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….
в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ? Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует. Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь . 
5. Работа над выяснением смысла пословицы.
-Как вы понимаете пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»? 6. Работа по содержанию сказки.
а) Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).
б) Выразительное чтение по ролям диалога старушки с Женей.
В) Инсценирование «Встреча Жени со старушкой».
-Что сказала волшебница по секрету Жене?
-Давайте произнесём волшебные слова.
Работа в группах. Тест на память. Исследование Жениных желаний, чувств и поступков
-Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. На столе имеются лепестки. Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик - семицветик. Заполнить таблицу с лепестками – желаниями. ( Во время заполнения таблицы учитель работает с каждой группой поочерёдно).
лепесток желание чувство разумное или нет 
желтый  красный  синий  зеленый  оранжевый  фиолетовый  голубой В итоге получается следующая таблица:
лепесток желание чувство Разумное или нет
Жёлтый вернуться домой радость разумное
Красный склеить вазу облегчения разумное
Синий попасть на полюс страха Глупое
Зелёный вернуться с полюса радости разумное
Оранжевый иметь все игрушки испуг глупое
Фиолетовый отправить игрушки облегчения разумное
голубой вернуть здоровье радость разумное
-Какой вывод можно сделать о девочке Жене, о её желаниях?
7. ФизминуткаЗвучит весёлая музыка
-Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок. Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Вот подул вдруг ветерок, Закружился снежок, Пляшут все снежинки, Белые пушинки. 8.Беседа – дебаты
-Кто считает, что Женя глупая, злая и завистливая девочка занимает правую половину класса. Кто считает, что Женя девочка неглупая и добрая, займите левую сторону класса. Давайте проведём дебаты. Кто знает, что такое дебаты?
Дебаты – это публичный обмен мнениями, обсуждение какого- то вопроса, спор по какой - то теме.
- Сейчас мы выслушаем все мнения и решим:
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
IY. Итог урока.
-Женя загадала целых 7 желаний! А какое из этих 7 желаний можно отнести к нашей пословице «Жизнь дана на добрые дела»? Почему?
-Чему же учит эта сказка? 
-Значит получается, чтобы совершать добрые и разумные поступки, нужен цветик -_семицветик?
- Что же должен иметь человек, чтобы помогать другим?
Дети высказывают свои суждения. Подводят итог:
-Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. 
V. Домашнее задание.
-Написать «эссе» Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик? 
V. Рефлексия.
-Зачем нам нужен был этот урок?
-За что ты можешь похвалить себя?
-За что можно похвалить своих одноклассников?
- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.
Самоанализ
открытого урока по литературному чтению во 2 «В» классе
учителем Некрасовой Н.П.
Целью данного урока было учить учеников анализировать прочитанное и делать выводы. В задачи для этого урока входило: - Учить воспринимать и анализировать содержание сказки.  -Учить составлять образ, выделять основную мысль.  -Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность.
-Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог. - Развивать мышление.
-Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя. - Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания. - Прививать интерес к чтению, к книге. 
По окончании этого урока я ждала от своих учеников, что они покажут, как они умеют исследовать поступки, чувства и разумность желаний героя произведения, делают выводы, обсуждают заданные вопросы и делают выводы, учатся дебатировать, знают, чем сказка отличается от рассказа, умеют выразительно читать диалоги, умеют составлять кластер и защищать его, умеют работать в группе.На данном уроке использовались следующие модули:
Новые подходы в обучении и образовании (организация групповой работы + диалогическое обучение)
Обучение критическому мышлению
Оценивание для обучения
Использование ИКТ
Обучение талантливых и одарённых детей
Преподавание в соответствии с возрастными особенностями
Управление и лидерство в обучении
Для создания благоприятной психологической обстановки использовалось упражнение «Дрозд», для повышения мотивации учения упражнение «Выбор качеств настоящего ученика»
План урока построен по технологии критического мышления. Добиться поставленной цели на этапе вызова мне помогли такие задания как определение темы и цели урока детьми.
Для осмысления были выбраны такие методы и приёмы, как беседа об авторе с показом слайдов, составление кластера «сказка», позволивший детям понять, что же сказочного происходило в сказке, словарная работа, которая расширила лексику детей, работа над пословицей заставила задуматься над вопросом «зачем дана человеку жизнь», исследовательская беседа помогла детям разобраться, какие чувства испытывала Женя, желая одно или другое, и какие поступки повлекли за собой эти желания и чувства. Данная работа заставила детей размышлять, анализировать, делать выводы, высказывать собственную точку зрения, т.е. обучала детей критическому мышлению. Физминутка сняла напряжение после мыслительной деятельности. Беседа-дебаты «Женя- добрая, Женя – глупая» возвратила ребят к философскому вопросу «Зачем дана жизнь человеку», и они смогли самостоятельно объяснить пословицу «Жизнь дана на добрые дела».
Домашнее задание: написание эссе «Моё желание» после проделанной исследовательской работы, заставит задуматься над собственными желаниями.
Рефлексия в виде ответов на вопросы :
-Зачем нам нужен был этот урок?
-За что ты можешь похвалить себя?
-За что можно похвалить своих одноклассников?
навела учащихся на размышление о собственной деятельности, о деятельности
одноклассников, о том, какие знания они получили на этом уроке.
Цель достигнута. Задачи выполнены. Можно двигаться дальше.