Особенности формирования словарного запаса детей дошкольного возрастаМетодическая разработка


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «Золотой ключик»
Методическая разработка
Тема: «Особенности формирования словарного запаса детей дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель
Аксенова Полина Владимировна
г.Ульяновск-2017
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи (23, 76).Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории .Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так, в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до З-3,5 тысяч. Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В психологии содержание слова также определяется как обобщение или понятие. Л.С.Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности.
По мнению Ф. Сохина одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно-действенного и наглядно- образного характера мышления ребёнок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко (30,85). Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок соотносит слово лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребёнку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы для ребенка обозначает только те часы, которые висят на стене в комнате). По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого мех. Эта же особенность наблюдается у старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. Или же, расширяя значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.
Ещё одна особенность словаря дошкольника - это значительно меньший его объём по сравнению со словарём взрослого, так как объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Эти особенности в развитии словаря, по мнению Е.М. Тихеевой позволяют определить задачи словарной работы (32, 125):
1. Обогащение словаря (количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения).
2. Освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:
а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;
3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и ведение их в практику общения;
4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.
Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших. Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребёнок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями. Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и др.) Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно- разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольёшь, держать себя в руках и т. п.Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребёнку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные - обувь, транспорт и д. р., отвлечённые существительные - красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные - городской, пассажирский, железный и т.д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро). Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Это процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Например, смысл слов первомайский праздник маленький ребёнок воспринимает лишь эмоционально, они означают для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает всенародное значение этого праздника трудящихся. С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учиться выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка- принадлежность для письма, ручка-фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
Активизация словаря. Активизация словаря - это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приёмы активизации словаря должны вызывать у ребёнка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность. Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребёнком. К.Д.Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму из важнейших условий развития дара слова».
Работа над синонимами помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т.д. (холодный - горячий, толстый - тонкий, утро- вечер)
Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прётся и т.д.) В языке есть явление табу некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Например, мы учим детей заменять слова, обозначающие естественные отправления. Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приёмы и методы. В учебном процессе в детском саду выделяются занятия, главной целью которых будет решение какой – нибудь одной конкретной задачи осуществляются попутно. Содержание словарной работы в различных возрастных группах определяется «Программой воспитания в детском саду» (4, 125). В «Программе» словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве. Дети знакомятся с окружающим в быту, в труде, в игре, на занятиях. Следовательно, программные требования по ознакомлению с окружающим даны в соответствующих главах «Программы». Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
1) Овладение словарём в единстве с восприятием предметов явлений в целом;
2) Рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчленённому восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;
3) Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.