Методическая разработка Критериальная система оценивания


Секерина Алена Анатольевна, учитель химии
Критериальная система оценивания учащихся по химии.
Условно все системы оценивания можно разделить на традиционную и «современную».
Современные способы оценивания учащихся
1.Рейтинговая система
2. Самооценка
3. Безотметочное
4. Тестирование
5. Портфолио
6. Система +
У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами:
• изначально различные способности учащихся;
• неодинаковые условия обучения;
• расхождение целей субъектов образовательного процесса.
Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они не сопоставимы для разных коллективов преподавателей и для разных учебных заведений.
Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно – исследовательской работы.
Вот уже второй год я пытаюсь научить и пытаюсь адекватно оценить учащихся, которых приняо называть «учащиеся с особыми образовательными потребностями». Для них современные методы оценивания применить сложно.
Школьные оценки относительны. Если в классе 80% учащихся можно оценить только на «3», то оценка перестанет показывать, у кого знания лучше, у кого хуже.
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.
Откорректировала для данного класса и своего предмета критерии оценивания (таблица №1), где каждую абсолютную оценку разделила на 5 относительных (своеобразная рейтинговая система , а точнее критериальная). Ознакомила учащихся. Сказала что буду ставить 3, если будет прирост от триместра к триместру. Результаты приведены в таблице 2.
Критериальная система оценивания знаний позволяет:
развивать умения самостоятельно применять знания на практике с учетом уровней усвоения материала, развивать умения анализировать, сравнивать;, способностей к оценочной деятельности;
определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний.
Таблица №1. Критерии оценивания учащихся.
Отметка (абсолютная успешность) Баллы
(относительная успешность) КРИТЕРИИ
«5» 95 - 100 Может самостоятельно формулировать вопросы и составлять задачи по теме задания. Использует знания по химии на других предметах естественнонаучного цикла. Имеет полное представление о взаимосвязи явлений

85 - 94 Оригинально и нестандартно применяет полученные знания на практике, предлагает нестандартные пути решения задач, оперируя полученными знаниями для решения задач повышенного уровня сложности.
75 -84 Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя теорией. В своих ответах характеризует межпредметные связи. Решает задачи стандартными методами, не умеет решать задачи нестандартными методами
«4» 51 - 55 Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность знаний, проявляет способность к самостоятельным выводам. Составляет уравнения химических реакций, решает расчетные задачи, подобные рассмотренным ранее образцам.
Не умеет самостоятельно осуществлять цепочку превращений, допускает ошибки в расстановке коэффициентов в уравнениях реакций. Не владеет в совершенстве методом электронного баланса.
56 - 60 Логично и легко излагает теоретический материал, владеет терминологией предмета, хорошо видит связь теории с практикой, объясняет суть явлений и процессов. Решает расчетные задачи при предварительном обсуждении хода решения с помощью наводящих вопросов. Осуществляет цепочку превращений, свободно расставляет коэффициенты методом электронного баланса, записывает уравнения в ионном виде, дает характеристику элемента в Периодической системе. Не может самостоятельно найти ошибки в выполненном задании.
61 - 65 Демонстрирует полное понимание сути изученной теории, выполняет почти все практические задания легко, исправляет самостоятельно допущенные ошибки. Свободно решает расчетные задачи после объяснения и разбора подобных задач. Самостоятельно ставит цель и формулирует выводы. Не умеет в ответах характеризовать межпредметные связи.
«3» 25 - 30 Ведет аккуратные записи в тетради, выполняет задания, связанные с работой по тексту, может находить в тексте понятия и законы. Имеет представление о химии на бытовом уровне. Не умеет различать химические процессы, не может использовать ранее полученные знания и выполняет задания только после непосредственного напоминания теоретических положения.
31 – 35 Отличает один процесс от другого, один класс веществ от другого только при непосредственном сравнении, не может использовать ранее полученные знания и выполняет задания только после непосредственного напоминания теоретических положения. Знает правила обращения с лабораторной посудой и соблюдает технику безопасности при работе. Затрудняется с выполнением простейших тестовых заданий. Не умеет определять причинно-следственную связь.
36 – 40 Запомнил теорию, но не может применить ее при выполнении практических заданий. Понимает, о каких понятиях идет речь, узнает отдельные положения и законы. Выполняет простейшие тестовые задания. Отмечает причинно-следственную связь. Затрудняется в решение задач даже по образцу.
41 - 45 Демонстрирует полное воспроизведение основных понятий и законов по теме, отличает классы соединений, процессы, но ничего не может объяснить. Решает некоторые задачи по алгоритму. Практические умения сформированы на уровне проводения наблюдений.
46 - 50 Объясняет отдельные положения рассмотренной теории, но не может объяснить сути процесса. Решает задачи с помощью учителя только с применением образца, выполняет простейшие цепочки превращений. При выполнении практических заданий обращает внимание на технику проведения эксперимента, правильно оформляет записи и рисунки.
«2» 0-24 Неаккуратно работает в тетради, не прослеживается система работы в тетради, выполнение домашних работ также носит непостоянный характер. Работа с текстом затруднена, не может выделить главную мысль. Имеет представление о химии на бытовом уровне.
Таблица № 2
Диагностика успешности обучающихся
Класс 9 «г» Учебный год 2010-2011
ФИО учащихся Критический
уровень «2»
(0-24 баллов) «3» «4»
25-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61-65 66-75
Бичевский Е. Буракова К. Давлетбаева А. Каримов В. Каргаполов Н. Крутикова А. Нестерова К. Овчинникова Упорова Л. Филинов Ф. Фролов А.

Условные обозначения
ноябрь
февраль
апрель