Конспект урока по матемтике Табличные случаи сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20

Тема. Табличные случаи сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20 (закрепление)

Цели урока. Проверить знание учащимися табличных случаев сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20, знание последовательности и состава чисел в пределах 20, умение решать задачи в два действия; совершенствовать вычислительные навыки, умение работать в парах; развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; воспитывать навыки культуры умственного труда и культуры общения.

Ход урока.

Организационный момент.
Постановка темы и цели урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-смотр знаний по изученной теме: «Табличные случаи сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20». У нас на уроке присутствуют гости. Предлагаем им отправиться вместе с нами в путешествие на улицу Весёлую, чтобы они увидели, как мы усвоили таблицу и состав чисел в пределах 20, научились рассуждать и работать в парах, решать задачи в два действия, выполнять логические задачи. Гости будут нашим жюри.
Устный счёт
У. Ребята, вместе со всадником мы отправляемся на Весёлую улицу (дети подражают цоканью копыт), подъезжаем к домику 11 и останавливаемся. Прочитайте номер этого домика.
Дети. Номер 11.
У. из каких двух однозначных чисел можно составить число 11?
Д. 5+6, 7+4, 8+3, 9+2, 3+8, 4+7, 6+5, 2+9.
У. Отгадайте, кто хозяин этого домика?
Белое, круглое, долго лежало,
Вдруг затрещало: и неживое,
А живым стало.
Д. Цыплёнок.
У. Цыплёнок приготовил для вас карточки, чтобы проверить знание таблицы.
Карточки напечатаны, и учитель показывает их поочерёдно, дети называют результаты.
5 + 8 - 3 =
6 + 9 - 7 =

6 + 4 + 7 =
9 + 8 - 10 =

14 – 6 - 8 =
13 – 7 + 5 =


Закрепление пройденного материала.

У. Теперь отправляемся в гости в следующий домик. Какой номер этого домика?
Д. Номер 12.
У. Просчитайте парами в порядке убывания от 12 до 4.
Д. 12, 10, 8, 6, 4, 2.
У. Кто же хозяин этого домика? Отгадайте?
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Д. Утка.
У. Как называют детёныша утки?
Д. Утёнок.
У. Вот это добрый утёнок хочет посмотреть, как вы научились самостоятельно работать. Он приготовил для вас перфокарты.
Учитель раздаёт перфокарты по вариантам.
Вариант 1 Вариант 2
12 – 8 + 9 =
14 – 5 + 6 =
12 – 7 + 8 =
13 – 6 + 8 =
9 + 7 - 10 =

13 – 8 + 9 =
12 – 7 + 6 =
14 – 8 + 9 =
8 + 6 - 10 =
9 + 6 - 5 =

Члены жюри проверяют самостоятельную работу детей и выставляют оценки фишками: красная – без ошибок, синяя – 1 ошибка, зелёная – 2 ошибки, жёлтая – 3 и более ошибок.
Первый ученик, решивший верно перфокарту, получает приз и звание «Лучший счётчик».
Дети, желающие получить дополнительную фишку, берут у членов жюри карточки с дополнительным заданием.
6 + 6 + * = 15
8 + 9 - * = 7
16 * 8 * 6 = 14


У. Прощаемся с гостеприимным хозяином и продолжаем наш путь в следующий домик. Прочитайте номер домика.
Д. Номер 13.
У. Назовите соседей числа 13.
Д. 12 и 14.
У. Из каких двух одинаковых слагаемых можно составить число 12; 14?
Д. 12 = 6 + 6; 14 = 7 + 7.
У. А теперь узнайте хозяина этого домика.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
Д. Коза.
У. Хозяюшка этого домика хочет узнать, как ребята нашего класса научились работать в парах, рассуждать, слушать своего партнёра.
Пары постоянного состава получают карточки с примерами.

8 + 7 – 10 =
9 + 7 – 6 =
12 – 6 + 8 =

15 – 10 + 9 =
14 – 6 + 5 =
13 - 10 + 9 =


Жюри оценивают работу в парах, вставляют оценки фишками. Первая пара, решившая верно примеры, получает приз и звания «Самая дружная пара».

Решение задач
У. Хозяюшка осталась довольна вашей работой, но у неё свои дела. А нам пора отправляться в гости к новому домику.
Прочитайте номер следующего домика.
Д. Номер 14.
У. Ребята, узнайте, кто хозяин нашего домика.
Ничего не болит, а всё стонет,
Пятачок есть, а не покупает.
Д. Свинья.
У. Как называют детёныша свиньи?
Д. Поросёнок.
У. Наш друг Пятачок интересуется, как вы научились работать с учебником, решать задачи. Откроем задачу №3 на с.79.
Сколько девочек из младших классов
·занимались фигурным катанием?
Д. Шесть девочек.
У. А сколько девочек из старших классов?
Д. Нам неизвестно.
У. Что нам о них сказано?
Д. Их было на 2 меньше, чем девочек из младших классов.
У. Назовите главный вопрос задачи.
Д. А сколько всего девочек занималось фигурным катанием?
У. Как ещё можно сформулировать главный вопрос?
Д. Сколько девочек из младших и старших классов занимались фигурным катанием?
У. Какие главные слова вы выберете для записи краткого условия задачи?
Д. Младшие и старшие.
Учитель записывает на доске краткую запись с помощью детей, дети не записывают.
младшие – 6 д.
? д.
старшие - ? д., на 2 д. меньше


- Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?
Д. На главный вопрос мы ответить не можем.
У. Почему?
Д. Потому, что мы не знаем, сколько было девочек из старших классов.
У. А можем ли мы узнать, сколько было девочек из старших классов?
Д. Да, это мы можем узнать, потому что мы знаем, что девочек из младших знаков было 6, а из старших – на 2 девочки меньше.
У. Решаем задачу.
Один ученик записывает решение задачи у доски с комментированием.
Д. Записываю так:
1) 6 – 2 = 4 (д.) – из старших классов.
В краткую запись над первым вопросительным знаком пишу число 4. Теперь мы знаем, что девочек из младших классов было 6, а из старших – 4.
Значит, мы можем ответить на главный вопрос: Сколько всего девочек занимались фигурным катанием?
Записываю так:
2) 6 + 4 = 10 (д.) – всего девочек.
Ответ: 10 девочек занимались фигурным катанием.
Жюри отмечает ответ ребёнка, выдаёт красную книжку.

Физкультминутка

Решение задач ( продолжение)

У. Сейчас я прочитаю условие задачи, вы должны его запомнить и поставить главный вопрос к задачи, чтобы она решилась в два действия.
Мама купила 8 кг груш, слив – на 2 кг больше.
Поставьте вопрос к задачи.
Д. Сколько всего слив и груш купила мама?
- Сколько всего фруктов купила мама?

Работа над условием задачи и анализ решения учитель ведёт по аналогии с первой задачи. Краткая запись на доске записывается учителем походу работы над условием и анализом задачи.
На доске.
груши – 8 кг
? кг
сливы - ? кг, на 2 кг больше


Дети самостоятельно записывают решение задачи. Осуществляется проверка.

8 + 2 = 10 (кг) – слив.
10 + 8 = 18 (кг) - всго.
Ответ: 18 кг фруктов всего.


Жюри оценивает работу детей над задачей. Первый ученик, решивший верно задачу получает приз.
Дети поднимают наборные полотна с фишками. Учитель видит, как дети справились с решением задачи.
У. Мы долго гостили с вами у Пяточка. А хозяйка последнего домика нас заждалась. Скорее отправляемся в путь. Прочитайте номер домика.
Д. Номер 15.
У. Назовите, сколько единиц и сколько десятков в этом числе.
Д. 5 единиц и 1 десяток.
У. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядки.
Д. Лисичка.
У. А вы знаете загадку про лису?
Д. Да.
У. Загадайте её.
Д. Рыжая плутовка,
Хитрая воровка
Курочку стащила,
К норке засеменила.
У. Лисонька очень умная и хитрая. И хочет проверить наших ребят на сообразительность
На доске.
7 * 8 * 10 = 5
6 * * * 5 = 13


- Вставьте пропущенные знаки и числа.
Дети выполняют задания.
- Что у вас получилось ?
Д. +, -: +2,+.
Жюри проверяет работы детей, выставляет фишки. Затем у доски дети объясняют устно свой выбор действий и числа.

Итог урока
Дети определяют, как работали на уроке, какие темы повторили. Жюри поздравляют ребят с окончанием смотра, благодарит за хорошие знания, умения, показанные на уроке, и вручает призы
IX. Домашнее задание