Тема урока: Пословицы и поговорки


Темаурока:  ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы:  выразительное  чтение,  аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Нашу  работу  по  фольклору  продолжат  малые  формы  –  пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику.
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.
3. Беседа по вопросам.
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «Без труда…», о проведении времени – «Делу время…», питать на кого-то надежду – «На Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «Не плюй в колодец…», «Не рой яму другому…», о хвастовстве – «Не хвали себя…», об отношении к животным – «Не гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорках.
5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
IV. Закрепление темы.
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I                        Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща. Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.
Пословица  представляет  собой  простое  предложение  с  инверсией(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей:  у  них  общие  привычки, вкусы и т. п. Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В  ней  может  содержаться  упрек (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала.
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе. Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
– Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учителя.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание