Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака Гамлет, 11 класс


Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»

(1890 – 1960)
На интерактивной доске портрет Б.Л. Пастернака и текст его стихотворения «Гамлет»
Восприятие, истолкование оценка.
Стихотворение Б. Пастернака «Гамлет»- своеобразный ключ к пониманию романа писателя «Доктор Живаго». Им открывается 17-я стихотворная глава этого произведения.
Читая это стихотворение, понимаешь, что оно допускает множество взаимосвязанных прочтений. Различные толкования его смысла не противоречат друг другу, а помогают точнее узнать значение стихотворения в структуре книги и оценить роман «Доктор Живаго» как произведения мировой классики.
Прочтение первое.
Название стихотворения, заданная в нем ситуация – неизбежность предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить – говорят о том, что это внутренний монолог Гамлета, датского принца, героя трагедии В. Шекспира «Гамлет».
Прочтение второе.
Стихотворение представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета на сцене перед зрительным залом: «Я вышел на подмостки». «На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси». Слова «замысел», «роль», «распорядок действий», «драма» можно целиком отнести к актерскому ремеслу. По своему положению актер должен до конца довести свою роль в драме.
Прочтение третье.
Вспоминаем известную формулу Вильяма Шекспира: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры». Гамлет – это каждый из нас как человек, всякий день хорошо или плохо играющий свою роль в драме жизни, призванный достойно пройти предначертанный свыше путь. В первых строках стихотворения - начало жизненного пути каждодневной драмы. Как быть достойным своей роли, своего предназначения в этом мире? Чей это «замысел упрямый»? Кто автор «пьесы»? Разумеется, режиссер мира, Создатель, Бог!
Прочтение четвертое.
В стихотворении содержится внутренний монолог Христа – его молитва в Гефсиманском саду: «И говорил Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Евангелие от Марка 14:36.); «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея 26:39.). У Пастернака соответствующая строфа воспринимается почти как дословная цитата:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Прибавим к этому картину звездной ночи, упоминание о фарисействе и одиночестве героя. В таком прочтении жизнь предстает не театром, не драмой и не ролью. Она – искупительная жертва. Что такое личностное бессмертие человека? В чем ценность отдельной личности? Христос сказал миру новое Слово и своей жизнью подтвердил его истинность. Интересно отметить, что мать Юрия Живаго звали Мария, как мать Христа, а фамилия героя как будто была заимствована из Откровения 7:2 – «печать Бога Живаго».
Прочтение пятое.
Будучи включенным в сборник «Стихотворения Юрия Живаго», это произведение воспринимается как созданное главным героем романа, согласно сюжету, оно было переписано и доработано Юрием Живаго за несколько дней до его смерти. Жизненный путь Живаго соотносим с жизнью Гамлета и с жизнью актера, и с жизнью Христа.
Прочтение шестое.
Оно последнее из наиболее очевидных.
Стихотворение принадлежит перу Бориса Пастернака. Жизненные пути героя романа «Доктор Живаго» и его автора соотносятся между собой.
Таким образом, стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет», состоящее всего из двенадцати строк, представляет собой совершенно уникальное произведение, которое свидетельствует об исключительном и неповторимом таланте и высоких духовных стремлений его автора.