Конспект занятия Как эвенки достали солнце


План-конспект открытого занятия
«Изготовление панно «Как эвенки достали Солнце»
Цель занятия:
Познакомить с основными видами деятельности объединения «Ая омни» через создание панно по мотивам эвенкийской сказки.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить с разными видами техники изготовления поделок и сувениров
2. Познакомить с культурой эвенкийского народа посредством декоративно-прикладного искусства.
Развивающая:
1. Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук
2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, память, воображение, внимание
Воспитательная:
1. Воспитывать художественный и эстетический вкус
2. Способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия
3. Способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения в окружающей природе.
Оборудование для педагога: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, наглядно-демонстрационный материал, презентация.
Для детей: плотный картон, фломастеры, шаблоны зверей из кожи, технологическая карта, двусторонний скотч.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
3. Озвучивание темы и постановка цели
4. Изучение нового материала. Практическая часть
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, дети! Меня зовут Бадлуева Евгения Баировна. Я педагог дополнительного образования, работаю в Районном центре дополнительного образования, являюсь руководителем объединения «Ая омни».
«Что же такое ая омни?». «АЯ» в переводе с эвенкийского языка означает «Хороший», а «ОМНИ» означает «Мастер». А теперь скажите, как переводится это название на русский язык?
Ответ детей
Педагог: Такое название было выбрано не случайно. Занимаясь в объединении, ребята учатся мастерить, изготавливать поделки и сувениры в различных техниках:
– бисероплетение;
– пластилинография;
– бумагопластика;
– кожа и мех.
Также занимаясь в объединении, ребята изучают культуру эвенкийского народа.
2. Актуализация знаний.
Педагог: Вот мы и познакомились с работой объединения «Ая омни». А сейчас нас ждет увлекательное занятие. Мы с вами будем делать панно. Что такое панно? Панно – это картина, которую не рисовали, а создали с помощью аппликации.
Педагог: Что же мы изобразим на нашем панно? Мы узнаем об этом, ответив на следующий вопрос: где можно встретить животных, птиц и растения, которые говорят на человеческом языке?
Обучающиеся: В сказке.
Педагог: Верно! Только в сказке животные, птицы, растения могут разговаривать. Значит, сегодня мы будем делать панно по мотивам сказки. Вы когда-нибудь слышали эвенкийские сказки?
Ответы детей
3.Озвучивание темы и постановка цели.
Педагог: Сегодня я вам расскажу эвенкийкую народную сказку «Как эвенки достали Солнце» и по ее мотивам мы изготовим панно. Изготавливая панно, вы познакомитесь с теми видами работ, которые используются на занятиях объединения «Ая омни».
Перед вами на столах лежат все необходимые материалы: фломастеры, бисер, разные заготовки и лист бумаги, оформленный эвенкийским орнаментом. На листе мы видим чум и стоящего рядом с ним человека. Чум – это жилище эвенков.
4. Изучение нового материала. Практическая часть
Педагог: Итак, сказка начинается.
Однажды злые духи похитили у эвенков Солнце. Солнце по-эвенкийски Дылача. Давайте произнесем это слово на эвенкийском языке.
В вечном мраке жили теперь люди, звери и птицы, с трудом отыскивали себе пищу. И вот они собрали большой совет, на который прибыли посланцы из всех родов. Старый эвенк Бэркэн, которого все считали мудрым, предложил на этом совете отправить за Солнцем самого храброго и сильного из всех родов – богатыря Чакулая из рода Чолкогиров. Эвенки всех родов поддержали совет мудреца.
Так Чакулай, недолго думая, отправился в путь, чтобы добыть и вернуть у похитителей Солнце.
Идет Чакулай, видит – пожар в тайге, лисята не могут убежать от пожара. Лиса по-эвенкийски Сулаки. Повторим слово.
Схватил он лисят и спас.
– Мы тебе поможем, – сказали лисята. Чакулай спас лисят
Практическая работа.
Давайте мы изобразим лису на нашем панно. Для вас уже приготовлены заготовки, вам нужно снять пленку от скотча, приклеить в любом удобном для вас месте лису. Вы заметили, у лисы не нарисована мордочка. Проявив свою фантазию, рисуем мордочку.
Педагог: Идет дальше Чакулай, торопится. Смотрит – медвежата попали в яму- ловушку. Медведь по-эвенкийски Амакан. Повторим слово.
Вытащил он медвежат из ямы.
– И мы тебе поможем, – сказали медвежата. Чакулай спас медвежат.
Практическая работа.
Давайте изобразим медведя на нашем панно. Для вас опять же приготовлена заготовка медведя. Но на этот раз мы видим, что нужно собрать пазл. Справитесь? Собрав пазл, не забудьте приклеить на панно.
Педагог: Давайте немножко отдохнем и поиграем
ФизминуткаПедагог: Чакулай подходит к озеру большому – карась лежит на песке, задыхается. Карась по-эвенкийски Колимтэ. Повторим слово.
Толкнул он карася в озеро. Карась обрадовался и поблагодарил Чакулая:
– И я тебе помогу, – сказал ему карась. Так Чакулай спас карася.
Практическая работа.
Нам нужно добавить в свое панно рыбу. Видим, что хвостик оторвался, а без него рыба не сможет поплыть. Приклеиваем хвост и фиксируем рыбу на панно.
Педагог: Идет наш богатырь дальше. Впереди гора. Гора по-эвенкийски Урэ. повторим слово.
– Как пройду гору? – думает Чакулай.
И тут прибежали лисята, превратились в оленя. Олень по-эвенкийски Орон. Повторим слово.
Практическая работа.
Нужно закрасить рога оленя в коричневый цвет, и убрав с обратной стороны пленку двустороннего скотча, прикрепить оленя на панно.
Педагог: Сел на оленя Чакулай и дальше поехал. Едет да едет. Лес непроходимый. Колодник, камни большие. Ехать невозможно.
Но тут прибежали медвежата, превратились в орла и понес на крыльях Чакулая. Орел по-эвенкийски Киран. Повторим слово.
Практическая работа.
Соберите орла и приклейте на панно.
Педагог: Опустили его на широкой поляне. Идет он дальше. Озеро большое. Берега не видать.
Как перейду? - думает Чакулай. Тут появился карась и перевел Чакулая через озеро и пошел дальше.
Шёл, шёл и вот наконец далеко впереди заметил светлое пятнышко. Стал Чакулай к пятнышку приближаться и увидел: яркие лучи пробиваются из-под земли сквозь узкую щель. Заглянул Чакулай в щель и видит: в большом сосуде из белого камня лежит огненный шар и яркие лучи его освещают подземелье, а в другом углу подземелья на мягких оленьих шкурах лежат злые духи.
Спустился Чакулай в подземелье, выхватил огненный шар из каменного сосуда и выскочил с ним наружу
Всполошились злые духи, вслед за Чакулаем погнались. Чакулай бежит во весь дух, но злые духи уже совсем близко. Тогда Чакулай изо всех сил ударил рукой по огненному шару – она взлетела к небу и превратилась в Солнце. Как светло вдруг стало на земле!
Практическая работа.
Давайте добавим солнце на наше панно, используя бисер. Проявив свою фантазию, изобразите свое солнце.
Педагог: Злые духи, ослеплённые светом, скрылись в подземелье и с тех пор не появлялись на земле. А звери и птицы каждую весну устраивали в честь Чакулая солнечный праздник и радостно кричали:
– Слава нашему Чакулаю, добывшему Солнце!
Вспомним, как будет на эвенкийском языке Солнце.
Обучающиеся: ДылачаПедагог: Давайте покажем наши работы гостям. Посмотрите, у каждого получилось своя сказка на панно. А вот такое панно мы делали с ребятами на занятии объединения. (Показывает готовое панно).
Педагог: А теперь, ребята, у меня есть для вас сюрприз. Сейчас мы сделаем покетмод – карманную книжку «Как эвенки достали Солнце».
Практическая работа. Изготовление покетмода.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, как вы думаете, о чем эта сказка?
Ответы детей
Педагог: Человек, помогая природе, помогает себе. Мы с вами должны беречь и любить нашу природу.
Свое панно вы можете забрать с собой и оставить себе на память о нашем сегодняшнем занятии.
Ребята, вам понравилась сегодняшнее занятие? Давайте оценим наше занятие.
Перед вами на доске изображено солнышко без лучей. Я сейчас вам предлагаю расположить лучи:
1. Жёлтые лучи означает «мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации»;
2. Синие лучи – «занятие не интересное, оно мне не понравилось».
Я прошу вас, чтобы каждый выбрал луч и разместил его вокруг солнца.
Ну что ж ребята, посмотрим на наше Солнышко. Она сверкает ________ лучами, значит наше занятие прошло _______.
Я всеми вами сегодня очень довольна. Все трудились хорошо. У нас получилось замечательные панно. Занятие закончено. Всего Вам Доброго. До новых встреч!
Я всеми вами сегодня очень довольна. Все трудились хорошо. У нас получились замечательные панно. Занятие окончено. Всего Вам Доброго. До новых встреч!