Статья на тему: Музыкант. Музыкант? Музыкант!


МУЗЫКАНТ. МУЗЫКАНТ? МУЗЫКАНТ !!!
Тутолмин А.В.
Жизнь музыкантов причудливо преломляется в их творчестве, экзистенциальном взаимоотношении с социумом и окружающей их действительностью, изнуряющем до изнеможения репетиционном режиме экзерсисов, этюдов и упражнений и, в то же время, катарсическом воодушевлении и вдохновении в счастливые моменты концертного выступления на публике, которую удалось тронуть до глубины души своей транскрипцией исполняемой музыки.
Мои «семнадцать мгновений памятных встреч» с удивительной, обаятельной, талантливой и многоликой Музой музыкального факультета Еленой Игнатьевной Московкиной отличались совершенно непредсказуемыми ситуациями: мудрой поддержкой в студенчестве, житейской юмориной, профессиональными мастер-классами, душевной мудростью и проницательностью.
На вступительных экзаменах на музфак нас – «народников», выпускников музыкальных училищ ожидало непредвиденное испытание, а именно – исполнение вокального произведения или, на худой конец, песни. Прислушиваясь к тому, как за дверьми в экзаменационном музыкальной классе абитуриенты - выпускники музыкально-педагогических училищ и музыкальных школ- бойко и достаточно выразительно исполняли подготовленный к экзамену, в соответствие с требованиями, разнообразный вокально-песенный репертуар, мы не на шутку приуныли. И было от чего! Последний раз мы пробовали свои «вокальные данные» на занятиях «Крумуз» в Пермском музыкальном училище, когда озвучивали «Кармину Бурана» Карла Орфа. Да попытки копировать популярных «Битлов», что в те «совковые времена» было под строжайшим запретом.
Неожиданно, своеобразным «Ангелом-хранителем» для нас – музучилищной «троицы» выступила молодая преподаватель-экзаменатор. Это была Елена Игнатьевна Московкина. Вероятно, она тонко уловила-почувствовала (кстати, через дверь из экзаменационного класса) наши лихорадочные метания от одного абитуриента к другому, чтобы сориентироваться в том, что петь!!! Выйдя из класса, она вежливо и даже деликатно побеседовала с нами и для выравнивания конкурсных условий предложила нам исполнить любую популярную песню. Аккомпанемент она гарантирует. Несмотря на всю трагикомичность ситуации именно благодаря Елене Игнатьевне, которая сходу, на слух так выразительно и виртуозно исполнила на фортепьяно «Подмосковные вечера» В.П. Соловьёва-Седого, под наш «вокальный аккомпанемент», что мы, к своему удивлению не только не завалили благополучно экзамен, а напротив – получили вполне сносные проходные «четыре балла» на каждого. Помнится, мы даже, как следует в таких случаях, не отблагодарили её.
Поступив в институт мы стали усердно заниматься своим народным музыкальным инструментом «Баян», как это делали в музучилище. Обучение давалось нам достаточно легко. Многие музыкальные дисциплины мы уже на профессиональном уровне изучали в музыкальном училище. Уже на первом курсе мы слишком возгордились своей исключительностью. Снисходительно помогали однокурсницам «школьницам» по теории и истории музыки, гармонии, полифонии и другим музыкальным дисциплинам. В общем зазнались. Поставила нас на место, как вы догадываетесь, Елена Игнатьевна! Притом очень занятным способом. На переменах мы не всегда почтительно, а иногда и совсем по непонятной причине вообще «забывали» здороваться с преподавателями, чинно-важно шествуя «крейсерской скоростью» неизвестно куда. Как-то раз, меня неожиданно кто-то окликает в коридоре 4 этажа 1 учебного корпуса института. Обернувшись, я увидел Елену Игнатьевну. Она с лукавым гневом отчитала меня за то, что я прошествовал мимо неё не поздоровавшись. Я был ошеломлён и обескуражен! Ну не может такого быть, чтобы не заметить такую привлекательную женщину, да ещё преподавателя!!! Однако богемная спесь и чванство мигом слетело с меня. Это был очень хороший урок. И не только для меня. Оказывается таким педагогическим приёмом Елена Игнатьевна воспитала не одно поколение «музучилищных профессионалов».
Однако, что меня поразило и поражает до сих пор – это то, что многие студенты, выпускники и даже коллеги по работе знали и знают Елену Игнатьевну как замечательного хормейстера, талантливого преподавателя хорового дирижирования. Я же восхищался её талантом преподавателя игры на фортепьяно. Уже на первом курсе я обратил внимание на глазастую девушку–сокурсницу Маргариту Печеницыну (впоследствии ставшей моей супругой – Тутолминой-Линдт М.И.). А заинтересовался я, поначалу, её отменной игрой на инструменте. Подумать только – на вступительных экзаменах эта девочка, окончившая ДМШ г. Глазова играла Концерт № 3 в 3-х частях Д.Б. Кабалевского, прелюдию и фугу «a-moll» из ХТК И.С. Баха и т.д. И даже не в репертуаре было дело. Исполнение Маргариты отличалось цепкостью, глубокой выразительностью «туше». Инструмент звучал необыкновенно красиво, сочно. Он «пел», завораживал обертоновым колоритом.
Оказалось, что за год, до поступления в вуз Елена Игнатьевна Московкина «поставила руки» и научила Маргариту играть Музыку. Впоследствии (в вузе и после) Елена Игнатьевна научила Маргариту искусству концертмейстера. Работая в классе хорового дирижирования Е.И. Московкиной, Маргарита переиграла множество виртуознейших клавиров опер и хоровых произведений зарубежных и отечественных композиторов. Студенты, дирижировавшие такими произведениями, как «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина ", романс в переложении для хора «Весенние воды» С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева в классе и на концертах, приходили в восторг от ошеломляющей своей слаженностью, музыкальной выразительности игры хоровой партитуры преподавателя – Елены Игнатьевны и клавирного переложения оркестровой партитуры концертмейстера – Маргариты Ивановны.
Надо заметить, что легенды о концермейстерском мастерстве Елены Игнатьевны были наслышаны все, приезжавшие в наш город артисты столичных филармоний. Скрипачи, альтисты, виолончелисты, вокалисты, концертные программы которых умещались в толстенные нотные папки, смело приезжали без концермейстеров, зачастую по соображениям чисто экономическим, уверенные в том, что в самом «музыкальном городке» Глазове всегда найдётся классный концертмейстер, изумительно играющий любые аккомпанементы «с листа». И это, конечно, выпускница московской «Гнесинки» - Елена Игнатьевна Московкина. Кстати многогранность инструментального музицирования у Елены Игнатьевны не ограничивалась «классикой». Она превосходно исполняла современные диксиленды с заезжими джазменами. А один из могочисленных её учеников А. Гаевский стал известным в стране мастером фортепианной импровизации.
Первые годы своей работы на кафедре хорового дирижирования стали ещё одной незабываемой встречи с Еленой Игнатьевной, которая стала для нас с Маргаритой и коллегой, и мудрой наставницей во всех хитросплетениях вузовского образования. Этот опыт неоценим. И именно поэтому мы, благодарные ученики, всегда и везде благодарим судьбу за встречу с Еленой Игнатьевной на своём жизненном пути и от всего сердца желаем ей здоровья, оптимизма, радости, мажорного весеннего настроения и Счастья!!!