Программа по изучению ненецкого языка для взрослого населения «Ненэй ненэциена” вадавна лаханава”!»- «Давайте говорить на языке моего народа!»


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа – интернат имени Володи Солдатова»
Программа
по изучению ненецкого языка
для взрослого населения
«Ненэй ненэциена” вадавна лаханава”!»-
«Давайте говорить на языке моего народа!»
Автор:
Езанги А.Н.,
учитель английского языка
(с правом преподавания ненецкого языка)
2016 г.
Пояснительная записка
Согласно Конституции русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации. Согласно основному закону, человеку и гражданину предоставлено право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Конституция также гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Ненецкий язык занесен в Красную Книгу ЮНЕСКО и Красную Книгу языков народов Российской Федерации.
В Генеральной Ассамблее ООН создана рабочая группа по вопросам коренных народов мира. По этому поводу проводятся дополнительные праздники и мероприятия, в основном затрагивающие народную культуру и традиции. Сам язык оказался «задвинут» громкими лозунгами на «нейтральную» полосу, перестал связывать детей с опытом родителей и целого народа.
Актуальность программы
Проблема изучения родного ненецкого языка в школе детьми коренной национальности с каждым годом становится все острее.
Во-первых, нет заинтересованности в изучении, т.к. знание родного языка не востребовано в социуме (дома в основном говорят на русском языке, в селе подавляющее большинство жителей говорит на русском).
Во-вторых, нет языкового пространства;
Программа «Ненэй ненэциена” вадавна лаханава”!» («Давайте говорить на языке моего народа!») актуален для села Салемал и Салемальской школы-интерната. Реализация программы позволит создать языковое пространство в социуме и сформировать потребность в обучении ненецкого языка.
Цели:
популяризация ненецкого языка;
привлечение взрослого населения к изучению и сохранению ненецкого языка и культуры.
Задачи:
изучение опыта преподавания ненецкого языка как неродного;
подбор учебного и дидактического материала для обучения взрослого населения (не владеющих или слабо владеющих ненецким языком);
формирование группы учителей-единомышленников для организации и реализации проекта.
Ожидаемые результаты освоения курса «Ненэй ненэциена” вадавна лаханава”!» («Давайте говорить на языке моего народа!»).
В результате освоения предмета обучающиеся научатся:
- читать и писать на ненецком языке;
- переводить тексты (со словарем) на повседневные темы;
- вести беседу на ненецком языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах;
- использовать русско-ненецкий и ненецко-русский словарь.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать основные значения изученных лексических единиц;
- применять основные нормы речевого этикета;
- различать основные признаки изученных грамматических явлений в ненецком языке.
Структура и содержание учебной дисциплины
Объём образовательного курса по изучению ненецкого языка «Ненэй ненэциена” вадавна лаханава”!» («Давайте говорить на языке моего народа!») рассчитан на 35 часов.
Основное содержание проекта
Тематически план
Название раздела, темы Количество часов
Раздел «Основные сведения о ненецком языке» (3 ч)
Некоторые сведения о ненцах и ненецком языке. 1 ч
Особенности ненецкого алфавита. 1 ч
Особенности ненецкой грамматики. 1 ч
Раздел «Морфология» (9 ч) Имя существительное 2ч
Глагол 2ч
Имя числительное 2ч
Имя прилагательное 1ч
Послелог 1ч
Раздел «Синтаксис» (2 ч)
Особенности словосочетаний 1ч
Особенности предложения 1ч
Раздел «Знакомство» (6ч)
Знакомство. Слова приветствия и вежливости. Лексика, используемая при знакомстве. 1 ч
Просьба. Обращение. 1 ч
Вопросительные слова и выражения. 1 ч
Разговорная лексика. 1 ч
Практическое занятие. 1 ч
Проект «Едем в чум!» 1ч
Раздел «Продукты питания» (6ч.)
Продукты питания. Слова, обозначающие продукты питания, фрукты, овощи, ягоды. 1ч
Лексика, необходимая для общения в продуктовом магазине. 1 ч
Посуда. 1 ч
Некоторые виды обозначения модальности. Работа в парах, составление диалогов. 1 ч
Практическое занятие. 1 ч
Проект «Чай в этнопедагогическом чуме» 1ч
Раздел «Моя семья» (4ч)
Местоимения. 1 ч
Семья. Слова, обозначающие родственные отношения. Генеалогическое древо. 1 ч
Дидактическая игра «Кого не стало?» 1 ч
Разучивание колыбельной песни «Сеӈгакоця» 1 ч
Раздел «Окружающий мир» (3ч.)
Экологический календарь ненцев 2 ч
Погода. 1 ч
Составление описаний. Знакомство с животными. 1 ч
Раздел «Повторение изученного» (2ч.) Практическое занятие по теме «Ненэця’ вадавна лаханадм’» 1 ч
Проект «Ждем гостей» 1 ч
ИТОГО 35 часов
Перечень ресурсов:
Ненецко-русский этнопедагогический словарь;
Русско-ненецкий разговорник;
Ненецкий язык в таблицах;
Грамматика ненецкого языка в таблицах.
Интернет ресурсы:-ЧУМотека http://www.chumoteka.ru/p/onao.html