Конспект урока по познанию мира в начальных классах на тему Растения и животные лесов и тугаев

ТЕМА: Растения и животные лесов и тугаёв.
ЦЕЛЬ: формирование знаний учащихся о природных зонах Казахстана.
ЗАДАЧИ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаёв. 2. Развивать речь, познавательную активность, логическое мышление учащихся, умение работать с учебником, умение сравнивать и делать выводы, творческие способности 3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение друг к другу Тип урока – урок формирования новых знаний
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, презентация, иллюстрации растений и животных лесов и тугаёв, карточки с заданиями, бланки для диспетчеров, маркеры ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Как настроение? - Итак, если у вас хорошее настроение, то все мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш урок, а если не очень хорошее, то постараемся улучшить его. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.
2. Объявление цели и задач урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, будем проезжать и останавливаться на станциях. Каждая команда будет получать маршрутные листы с заданиями, которые должны выполнить. Будут у нас и диспетчеры, которые будут заносить результаты команд в путевые листы и подводить итоги.
Вот карта нашего маршрута. Итак, в путь!
- Мы отправляемся от станции «Повторялкино», где вспомним материал прошлого урока. Деление на группы стратегия «Мозаика». Картинки животные и растения.
Слайд
СТАНЦИЯ «ПРОВЕРЯЛКИНО»
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
3. Проверка дом. Задания
1 группа «Растения» составляет постер – растения пустынь, 2 группа – животные пустынь.
ПОЛУСТАНОК «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
б) Мозговая атака. (каждой команде по очереди 4 вопроса)
ВОПРОСЫ:
1. Пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность скудная. Пустыня.
2. Овраги, заросшие травой балки
3. Ровное безлесое пространство, покрытое растительностью. Степи.
4. Основные обитатели луга насекомые
5. Верхний плодородный слой земли почва
6. Водяной строитель бобр
7. Из какого растения ткут полотно лён
8. Возвышенность высотой 300 м холм

4. Постановка задачи урока. - Что же станет предметом исследования в нашем путешествии, вы скажете сами. Учитель загадывает загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
Итак, наш класс отправляется в путешествие по лесной зоне и тугаям.
- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с живот- ным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
СТАНЦИЯ «АССОЦИАЦИИ»
а) Ассоциации к слову «лес». Работа с кластером. - Какие ассоциации у вас вызывает слово «лес»? (дети записывают на кластере)
5.Формирование новых знаний и умений.
СТАНЦИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ»
Работа по карте Где можно встретить леса? (учитель показывает лесные зоны на карте). В поймах рек Сырдарьи Или, Чу, Чилик раскинулись леса - тугаи (показ ).
Тугаи – это небольшие приречные и приозёрные леса в пустынной и полупустынной зонах.
- А где в Казахстане есть леса? * - Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боровое. *- В Карагандинской области – Каркаралинск. * - В Павлодарской области – Баян-аул. * - В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай.
- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует росту растений в лесах и тугаях? - Сейчас вы откроете учебник на стр. 84 - 85, найдёте ответы на вопросы, выполните задания, защитите свою работу, выбрав, кто её будет защищать, а остальные будут внимательно слушать и запоминать, т.к. это новый материал и вы все его должны усвоить.
Задания для групп
1. Определить вид леса и произрастание в них деревьев
2. Определи по описанию дерево.
3. - Давайте посмотрим и запомним ярусы леса.
Теперь сами верно соотнесите ярусы леса.
Просмотр презентации.
СТАНЦИЯ «ОТДЫХАЛОЧКА» Физминутка
Работа по учебнику. СТР. 85- 86, 86-88
4. Подпишите названия растений и животных леса и тугаёв.
5. Разгадай кроссворд «Лесной дом» про животных
СТАНЦИЯ «ИТОГОВАЯ» - О чём мы сегодня говорили? - Что такое тугаи? Бор? - Где в Казахстане встречаются леса и тугаи? - Какие деревья растут в лесах и тугаях? - А какие ещё растения? - Какие животные водятся в лесах и тугаях? - Почему мы должны охранять лес? - Что даёт нам лес? - Какие правила мы должны соблюдать в лесу? - Был ли полезен для вас этот урок? - Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?
Подведение итогов, оценки.
8. Рефлексия
- Выберем настроение урока. (2 мордашки - смайлики: весёлый, грустный) - Ребята, какую бы вы выбрали мордашку после нашего урока, которое соответствует нашему настроению?
9. Домашнее задание.
1) Стр.84-88 пересказ
2) Желающие могут продумать и написать правила поведения на природе или нарисовать их знаками

15