Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики

Проблемное обучение как способ повышения
мотивации учения на уроках математики

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». Эти слова известного российского историка Ключевского Василия Осиповича актуальны для современной школы.
Научить ученика мыслить самостоятельно, нестандартно, развивать в нём активность, инициативу, творческое отношение к делу и самостоятельность в процессе обучения – основная задача, которая стоит перед школой.
Одним из способов решения данной задачи является проблемное обучение, способствующее формированию УУД.
Слайд 1
Тема моего выступления «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики».
Актуальность использования проблемного обучения обусловлена тем, что, во – первых, в Стандартах второго поколения содержатся учебно – практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем, умения принимать решения в ситуации неопределённости;
во – вторых, существуют противоречия:
-учащиеся имеют прочные знания, но применять их в реальной жизни не могут;
- дети общительны, а речь развита плохо;
- растут требования к качеству знаний со стороны родителей, социальных
заказчиков, но снижается интерес к учёбе.
Слайд 2
Целью моей работы является обобщение опыта по применению проблемного обучения для повышения мотивации на уроках математики.
Задачи:
- рассмотреть возможные методы реализации проблемного обучения на уроках математики;
- представить систему способов и приёмов метода проблемного изложения;
- показать результативность данного опыта.
Слайд 3
Проблемное обучение - это не новое педагогическое явление. История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами
С. Л.Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным. Серьёзно этими вопросами занимались Д. В. Вилькеев, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителями педагогической науки: Г.К. Селевко, Е. Л. Мельниковой.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению:
Г. К. Селевко считает, что «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей».
Слайд 4
Существует три метода проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский.
Слайд 5
В своей деятельности я использую все методы, но в системе применяю метод проблемного изложения, обоснованный Е. Л.Мельниковой, которая говорит, что «проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы :
1. Постановка проблемы. (формулирование вопроса для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока, а бывает, и совсем с ней совпадает)
2. Поиск решения (поиск ответа на сформулированный вопрос, завершающийся открытием (пониманием) нового знания)
3. Выражение решения (развёрнутое словесное определение, которое можно заменить опорным сигналом или художественным языком );
4. Реализация продукта и его оценивание (сравнение с работами других ребят или готовым образцом; обсуждение продукта с опорой на критерий (точность).
Итак, первый этап – постановка проблемы. Классический путь к учебной проблеме” лежит в создании проблемной ситуации.
Слайд 6
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемым требованием.
Цели создания проблемных ситуаций представлены на слайде.

Дидактические цели создания проблемных ситуаций
привлечь внимание ученика к вопросу, задаче; учебному материалу; пробудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность; поставить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности; помочь ему определить границы актуализации усвоенных знаний и указать
я применяю в своей работе представлены на слайде.
При создании проблемных ситуаций я использую специальные методические приёмы.
Слайд 7.


.
Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставятся перед учащимся до изучения нового материала. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. 6 класс. Тема «Сравнение обыкновенных дробей» 8 класс. Тема: «Свойств арифметического квадратного корня».
10 класс. Тема «Формулы сложения».
Слайд 8. 10 класс. Тема «Формулы сложения».
Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях) 5 класс. «Объём тела». Тема « Движение» 9 класс
Обязательным элементом проблемной ситуации являются возможности учащихся, т.е. имеющийся у них уровень знаний и интеллектуальные способности.
Вопрос или задачу можно поставить перед учащимися в различных формулировках От формулировки вопроса, задачи зависит не только проблемность, но и посильность проблемы для самостоятельного ее решения учеником. Например : «Что такое окружность?» и «Какая геометрическая кривая линия будет называться окружностью». Здесь оба вопроса для учащихся VI класса проблемны. В данном случае вторая формулировка делает проблему посильной для учащихся,
·она дает им больше фактического материала для анализа и обобщений, не сковывает их мысли. В первом вопросе не содержится указания направления поиска, во втором же оно имеется в словах «геометрическая кривая линия». Вдумываясь в значение этих слов, анализируя и синтезируя обозначаемые ими понятия и их связи с другими известными им геометрическими понятиями, учащиеся самостоятельно находят ответ на проблемный вопрос.
2 этап – поиск решения “Классический” путь поиска решения лежит через выдвижение и проверку гипотез. Учащиеся высказывают предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка.
Решение проблемных практических познавательных задач. (Столкновение противоречий в практической деятельности) Они возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений. 7 класс. Темы: «Построение треугольника по трем элементам», «Неравенство треугольника».
Слайд 9. Теорему о неравенстве треугольника вводим при изучении темы «Построение треугольника по трем элементам», решая задачу на построение треугольника по трем его сторонам. Предлагаем ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см; в) 1см; 2см; 3см; г) 3см; 4см; 10см. Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в последних двух примерах не удается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон». Доказываем полученную теорему. Например, при изучении темы «Сумма внутренних углов треугольника». Перед изучением темы можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам 1)90, 60, 45 градусов; 2) 70, 30, 50 градусов; 3) 50, 60, 70 градусов». При построении становится понятным, что только в третьем случае получается треугольник с заданными углами. Можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника.
Задания на сравнение, сопоставление, обобщение, классификацию. 8 класс. Тема «Четырёхугольники». (Сравнение, сопоставление, классификация, обобщение). Тема «Уравнения».
Слайд 10 Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частыми вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования. . «Сложение и вычитание отрицательных чисел» «Решение прямоугольных треугольников», « Комбинаторные задачи» Тема: «Площадь трапеции». При выводе формулы для вычисления площади трапеции учитель предлагает учащимся воспользоваться ранее изученными формулами для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей. Ребята предлагают различные способы: а) провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников; б) провести две высоты и найти площадь трапеции как сумму площадей прямоугольника и двух прямоугольных треугольников; в) провести прямую, параллельную боковой стороне трапеции и найти площадь трапеции как сумму площадей параллелограмма и треугольника.
Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, использования задач с избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее рациональных, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения. 7 класс. Тема: «Формулы сокращенного умножения». При изучении формулы квадрата суммы двух выражений используем два способа доказательства: алгебраический или геометрический. 6 класс. Тема «Решение задач на проценты». 8 класс. Тема Решение квадратного уравнения» Рассмотрение проблемных познавательных задач.
3. Этап воспроизведения учащиеся передают мысль словами, формулируя правило, определение, делая вывод, создают опорные сигналы, схемы, рисунки, модели, что способствует развитию логического и творческого мышления, пространственного воображения.
Слайд 11.
Слайд 12.
4. Способы оценки продукта: – сравнение с работами других ребят или готовым образцом; – обсуждение продукта с опорой на критерий (точность).
Результативность опыт
Использование в работе проблемного обучения позволили мне улучшить следующие результаты: 1. Повышение качества знаний.
Слайд 13
2.Положительная мотивация к учению,
Слайд 14
Слайд 15
3.Одним из важнейших результатов я считаю освоение и применение исследовательского метода проблемного обучения. Разработаны и проведены Уроки – исследования: «Решение треугольников» (9 класс), «Решение квадратных неравенств» (9класс), «Площадь трапеции» (8 класс), «Решение прямоугольных треугольников», «Урок одного уравнения» (8 класс) и др.
К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала, т. к. проблемное обучение связано с исследованием; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт; при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что возникновение проблемной ситуации от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода, кроме того, применение метода проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени.
Таким образом, т.к. особенность проблемного обучения состоит в его направленности на самостоятельную учебно-поисковую деятельность, в отказе от передачи и усвоения  готовых знаний и опыта, то данный метод обучения я считаю развивающим, творческим и перспективным.




















Заголовок 1 Заголовок 215