Программа по художественному эстетическому воспитанию для студентов техникума


Программа по художественно-эстетическому воспитанию учащихся
Наименование: Программа по художественно-эстетическому воспитанию студентов .Разработчик Программы: Рафальская Светлана Николаевна
Цели: - воспитание гармоничной личности студента
- воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса

Задачи - формирование образного мира студента,
- приобщение студентов к выступлениям в художественной самодеятельности в техникуме,развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное.
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования студента, самореализации его творческих способностей;
- обучение этическим нормам и правилам

Сроки реализации: 2,5 года
Основные направления Программы: - Система работы по художественно-эстетическому воспитании;
- Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;
- Проведение регулярных тематических мероприятий
Оценка результатов: - Промежуточные результаты будут оцениваться по исполнению плановых мероприятий
- На завершающем этапе будут подведены итоги реализации Программы и ее эффективности.
Эффект Программы в долгосрочной перспективе: - создание благоприятных условий для развития творческой природы учащихся,
Считаю, что жизнь студентов в техникуме и группе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что студентов должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы студенты были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры).
Пояснительная записка.
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически». (Ф. Шиллер)
Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса.Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь студентам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.Художественно-эстетическое образование и воспитание – одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания студента особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".Задача художественно-эстетического образования - развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а с точки зрения творческой самореализации учащихся.Искусство - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа представляет собой единый, неразрывный процесс. Основная направленность работы по художественно-эстетическому воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей студента (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) - формирование творческой личности, что является конечной целью программы. Целью Программы :является воспитание гармоничной личности студента, воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса.Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - формирование образного мира студента;
- развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования студента, самореализации его творческих способностей;
- обучение этическим нормам и правилам.


Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2,5 года. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания студентов, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.Основные направления реализации ПрограммыКомплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех студентов группы.
- Развитие форм и методов художественно-эстетического воспитания на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания. Участие группы в программеИндивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности студента и сплачивает коллектив. Благодаря творчеству студент выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности студента, стимулирует осуществление студентом дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принципы художественно-эстетической деятельности
1.     Принцип развития 2.     Принцип индивидуальности3.     Принцип творчества и успеха4.     Принцип поддержки и доверия5.     Принцип ответственности
Возможных форм работы с детьми
Участие в проведении праздников:
- 1 сентября
- день учителя
- Новый год
- 23 февраля
- 8 марта
- День космонавтики
- 9 мая
- Выпускной
Диспуты:
- «Можно ли изменить свой характер?».
- «Что значит владеть собой?».
- «Что такое духовность человека?».
- «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
- «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
- «Надо ли любить всех?».
Игры-доказательства:
- «Суд над пороками людей».
- «Суд над наркоманией».
- «Суд над алкоголизмом».
- «Суд над воровством».
Вечера:- «Молодость наших бабушек».
- «Орден твоего деда».
- «Моя малая Родина».
Викторины:- «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».
- «Братья наши меньшие».
Беседы:
- «Расскажи мне обо мне».
- «Что значит быть хорошим сыном?».
- «В дружбе - сила».
- «Чтобы иметь друга, надо быть им».
Встречи с интересными людьми:
- «Защитники Родины у нас в гостях».
- «История глазами моих родственников».
Конкурс сочинений
- «Что значит быть человеком?».
Творческие конкурсы:
- Юных фотолюбителей.
- На лучшую праздничную стенгазету.
- На лучший реферат о вреде курения.
- Команд КВН.

Ожидаемые результаты
Воспитывая красотой, мы учим студентов тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы студента, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития студентов. Считаю, что жизнь детей в группе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы студенты были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать для студентов средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства и литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок, должны стать в группе традиционными. Список литературы:1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание / Н. Варкки // – 2003. - №6. - С.57-67.
Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.
Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание : Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 1985.–128с.
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.17-29.
Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н.Леонтьев. – М.: Тарту, 1994.
Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.
Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1997.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.
Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
План мероприятийпо художественно-эстетическому воспитанию студентов
.№ Название мероприятия дата ответственный
1. День Знаний 1.09 Рафальская С.Н.
2. Участие в подготовке концертной программы, посвященной Дню Учителя 5.10 актив группы
3. Участие в конкурсе:фотографий «Лучший фотосюжет о маме» посвященных Дню матери ноябрь Рафальская С.Н.
4. Участие в конкурсе «Нет наркотикам!» ноябрь актив группы
5. Акция «Я выбираю жизнь!»- конкурс стихотворений 1-5 декабря актив группы
6. «Новогодний калейдоскоп!»
- Оформление кабинета
- Подготовка номеров художественной самодеятельности
15.12 -30.12.
Актив группы
Рафальская С.Н.
7. 8. Викторина к 23 февраляУчастие в подготовке концертной программы к 8 марта Февраль март Рафальская С.Н.Рафальская С.Н.
9. Литературно-музыкальная гостиная «Защитники Отечества» февраль Рафальская С.Н.
Синдяева Л.А.
10. Участие в конкурсе стихов «Я выбираю жизнь!» март Рафальская С.Н.
11.
12. Участие в празднике, посвященном Дню Книги
Викторина ко дню космонавтики
К 9 мая
Братья наши меньшие
март
апрель Рафальская С.Н.
Синдяева Л.А.
Рафальская С.Н.
13. «Живи и помни!»- конкурс рисунков и плакатов«Война глазами студентов» - участие в конкурсе стихотворений, посвященных Дню Победы
- встреча с ветеранами 1-9 мая Рафальская С.Н.
Актив группы
14.Принять участие в подготовке выпускного вечера Рафальская С.Н.
15. Проведение классных часов :«Хорошие манеры»«Поговори со мною мама»Диспуты
- «Порядочный человек. Кто он такой?»
- «Можно ли изменить свой характер?».
- «Что значит владеть собой?».
- «Что такое духовность человека?».
- «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
- «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
- «Надо ли любить всех?».
Игры:
- «Суд над пороками людей».
- «Суд над наркоманией».
- «Суд над алкоголизмом».
- «Суд над воровством».
Творческие конкурсы:
- Юных фотолюбителей.
- На лучший реферат о вреде курения.
- Команд КВН.
В течение всего срока Рафальская С.Н.