Урок русского языка Системно-деятельностный подход на уроке русского языка(3 класс)


Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.
Открытый урок русского языка в 3 «Г» классе
Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»
Выполнила: учитель начальных классов
Михайлова Татьяна Анатольевна
Нижний Новгород 2015
Цель:
Предметные:
формировать у учащихся представление о роли в русском языке слов, обозначающих предмет и признак предмета; знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного; развивать у учащихся умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.
Регулятивные:
развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы; развитие умения планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
Познавательные:
формировать умение работать по алгоритму; развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
Задачи:
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разно уровневые задания для повышения самооценки учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Структура урока
Организационный момент.
Сегодня на уроке вас ожидает новое открытие. Сейчас мы отправляемся по дороге знаний, а в дорогу мы возьмём ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
Чистописание.
Послушаем загадку: Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее,
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц ……(март).
Какая первая буква в слове МАРТ?
Прописываем заглавную и строчную буквы Мм, безотрывное написание.
Актуализация знаний
А) Дадим характеристику каждому звуку в слове МАРТ(сколько, букв, звуков и слогов). УСТНО.
Б) К какой части речи относится слово МАРТ?
Докажите, что это имя существительное. Что мы знаем об имени существительном.
Что мы можем определить у слова МАРТ? (род, число).
Составим и запишем предложение со словом МАРТ. Это слово должно быть употреблено в именительном падеже.
Например: Наступил март (дайте характеристику этому предложению).
Измените, предложение так, чтобы оно было распространённым.
Например: Первый весенний месяц – март (над каждым словом укажите часть речи).
В) Выпишите слово, которое обозначает признак предмета.
Слово: ВЕСЕННИЙ.
Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? (прилагательное).
Что мы знаем об имени прилагательном?
Какая орфограмма в этом слове, обозначим орфограмму, найдем проверочное слово. От какого слова и с помощью чего образовалось это слово? (вЕсна-вЁсны-вЕсенний).
Корень: весен-
Суффикс: -н-
Окончание: -ий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Самоопределение к деятельности.
А) Запишите слова в столбик.
Определим часть речи (имя сущ.). Род и число имен существительных.
День (м.р., ед.ч.)
Погода (ж.р., ед.ч.)
Утро (с.р., ед.ч.)
Вспомни, что слово МАРТ – это имя существительное, мужского рода, единственного числа.
Образуем от этого слова имя прилагательное – МАРТОВСКИЙ. Составьте и запишите словосочетание «прилагательное + существительное», выделите окончание у имен прилагательных.
МартовскИЙ день
МартовскАЯ погода
МартовскОЕ утро
Что мы заметили, увидели? Почему окончания имен прилагательных разные? От чего зависит окончание имени прилагательного? (от рода имени существительного).
Значит, как мы можем определить род имени прилагательного?
Сформулируйте тему урока.
РОД ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО РОДУ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (какого рода им. сущ., значит такого рода и им. прилаг.),
Т.Е. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО РОДАМ.
5. Работа по новой теме.
А) Работа с учебником с. 73 работа с таблицей. Окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего родов.
Б) Первичное закрепление с. 72 упр. 124
В) Поиграем!!!!
1 ряд – женский род
2 ряд – мужской род
3 ряд – средний род.
Читаю словосочетания, а дети должны определить род имени прилагательного хлопком в ладоши.
Например: интересная книга (хлопает 1 ряд, т.к. КНИГА-ж.р.). И.т.д.
Г) Работа с карточкой.
Каждому ученику дается карточка, на которой написаны 6 словосочетаний. Нужно самостоятельно определить род имени прилагательного, обозначить окончание, затем обменяться карточками с соседом по парте. Сделать взаимопроверку.
Кто какие ошибки допустил? Почему? Как определить род имени прилагательного? От чего зависят окончания имен прилагательных?
Закрепление изученного.
Каждый ученик получает карточки, где указан род (М. Ж. С.).
Игра «Молчанка».
Я называю словосочетание, все молча определяют род имени прилагательного и поднимают нужную карточку.
Кто ошибается, встает, отвечает устно, почему он так решил, называет род имени существительного, затем определяет род имени прилагательного, называет окончание. Тем самым он исправляет свою ошибку и далее выполняет задание более внимательно.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что мы узнали об имени прилагательном?
Как изменяются имена прилагательные?
Как определить род имени прилагательного (пример)?
От чего зависят окончания имен прилагательных?
Кто сегодня на уроке испытывал трудности? Почему? В чём?
Чему я научился?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
С. 73 таблица, запомнить, упр. 126