Творчество как способ положительной мотивации учения

Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников

Современные дети стали более информированы, многие владеют компьютерами, основная масса, придя в школу, уже читают, конечно же, дети стали другими по сравнению с теми, кто обучался 10-15 лет назад
А изменился ли учитель? Соответствует ли материальная база школы современному уровню обучению? Это очень больной вопрос, но что-то учитель может? Делаем мы ежедневно, ежечасно что-нибудь, что бы продвинуть ребенка дальше. Можем ли мы соперничать с видео- и телепередачами, которые ярко представят и пустыню, и Антарктиду...
Современная педагогика предлагает учителю выбор. Если же он не воспользуется им, то поезд времени унесет всех далеко вперед, оставив того, кто не смог старые традиции обогатить новыми.
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно, творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь реализовывать свои возможности.
Успех и уверенность в обучении зависят от того как учитель сможет помочь раскрыть инд. способности, качества и таланты каждого, и здесь большую помощь могут оказать себе сами дети, если они будут больше знать о себе, об особенностях своего внимания, памяти, об умении общаться в решении данной проблемы может помочь комплекс творческих заданий, выполнение которых требует инд. решений, умения реализовать свое « я».
Такие творческие задания можно выполнять на любых уроках, а так же во внеурочное время, дома.
Главное в педагогике творчества – «не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» в душе ребенка, школьника, начинающего мастера» (Л. Н. Толстой). В деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями « способности», «развитие», «личность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности:
- ускоренное умственное развитие;
- ранняя специализация интересов, интеллекта: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, иностранными языками, конструированием;
- активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость, умение двигаться к поставленной цели ( достигать ее)
- хорошая память, развитые познавательные умения;
- готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Еще Дарвин говорил, что « всякий орган от тренировки развивается». Всякий раз необходимо проводить «зарядку ума» - разминку, « смазку», механизмов анализа и синтеза. Это могут быть интересные задания, рассчитанные на быстроту реакции. Например, ребусы, шарады, загадки.
В основу творческих способностей лежат психологические механизмы: память, внимание, воображение – их следует тренировать и развивать.

Например: записано семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлссон, Тортилла, Пятачек.
Дети читают три раза, отвечают на вопросы:
- есть ли среди персонажей один и тот же герой?
- каких имен больше: женских или мужских?
- какие персонажи явл. героями сказки «Золотой ключик»?
- кто автор сказки, героиня о которой была второй по счету;
- в написании, каких имен есть удвоенные согласные?

Выделяют два основных направления развития способностей: игровая деятельность, творческое сочинительство
Тема «Небылицы» (гармошка)
Кто это? Как выглядел? Куда пошел? Кого встретил? Что сказал? Что ответил? Что ему сделали? Что он сделал? Чем история закончилась? Вывод и мораль.
« Снежный танец» Первый снег.
Вчера, когда я вышла на улицу, снежинки танцевали свой первый танец земли, они медленно кружились и плавно опускались на землю. Большая снежная простыня всю землю укрыла, все вокруг бело, словно пух, а на самом деле это просто маленькие снежинки, которые падают с небес, как маленькие ангелы сходят на землю. Снежинка очень красивая, пушистая и липкая с красивым тонким узором. Снежный танец очень удивительный.
Сочинение Загадок
Основные правила:
- предмет не называется
-называется другой похожий на него
- показываются важные признаки предмета,
- рифма.
Например: в белом ящике на кухне дед мороз, он продукты бережет жужжит, урчит, мусор убирает, в себя все кладет

Работа со словарными заданиями
Разбить по темам: транспорт, животные, урожай
Составление карточек, сочинительство, использование игровых моментов
Упражнение по рифмовке слов
-дополни слоги до слов ( СА СА СА )
- придумай рифму к слову ( доска сосна треска)
-чистоговорки ( СА СА СА прилетела к нам оса) ( ец ец ец, Вовка молодец)
Игры типа «доскажи словечко»
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок
Синеглазый(василек).
Загадай предмет, опиши его в стихах с помощью прилагательных:
Красное, гладкое, круглое, сладкое (яблоко)

Михаил Ростиславович Львов, доктор педагогических наук, профессор, в своей книги «Школа творческого мышления» говорит:
«Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую он дает и ученику, и учителю».
15