ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИЛОЖЕНИЯ WEB 2.0 LEARNINGAPPS.ORG)


ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ
(НА ПРИМЕРЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Web 2.0 LearningApps.org)
На современном этапе развития образования невозможно представить себе учебный процесс без применения компьютера:
компьютер дает студенту возможность стать компьютерно грамотным человеком, без чего сегодня практически невозможно быть конкурентоспособным на рынке труда;
активное использование компьютера при изучении любой учебной дисциплины делает его мощным средством индивидуализации учебного процесса и основным фактором существенного повышения его эффективности;
присоединение компьютера к глобальным информационным компьютерным сетям открывает его пользователям путь к знаниям и опыту всего человечества, что в условиях глобализации служит важнейшим фактором успешности человека и нации. 
принципиально новые возможности для учебно-познавательной деятельности студента создает даже простое использование электронных версий учебников, учебных пособий и текстов лекций, поскольку он может пользоваться ими в любое удобное для него время и самостоятельно дозировать изучаемый материал;
применение компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе создали предпосылки для появления и широкого развития дистанционного обучения.
Дистанционное обучение основано на максимальном использовании возможностей и преимуществ компьютерной техники, открывает возможности предоставления качественных и разнообразных образовательных услуг, в том числе и для организации и контроля самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый студентами без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано, через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее индивидуальную работу студентов в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
СРС включает воспроизводящие творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня СРС:
репродуктивный (тренировочный);
реконструктивный;
творческий, поисковый.
Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков. Использование компьютерной техники на этом уровне СРС весьма целесообразно.
Использование компьютерной техники и современных информационных компьютерных технологий при организации СРС позволяет:
организовать своевременный, свободный и быстрый доступ ко всем необходимым для работы материалам;
повысить внутреннюю учебную мотивацию студентов;
повысить уровень овладение студентами информационными технологиями;
обеспечить коммуникации между студентами и преподавателем во внеаудиторное время;
контролировать выполнение СРС студентами.
Требования к информационному ресурсу, обеспечивающему самостоятельную работу студентов: 
Для студентов: Для преподавателя:
простота использования;
большой по объему и разнообразный материал;
возможность привлечения к поиску внешних ресурсов; 
возможность коммуникации с преподавателем;
возможность проведения самоконтроля выполнения СРС. системность в организации информационных ресурсов;
легкость создания и добавления разработанных материалов в информационную базу;
возможность быстрой проверки выполнения студентами СРС;
 сохранение таблицы результатов выполнения СРС.
Перечисленные требования достаточно легко реализуются при помощи ресурса LearningApps.org. 

Рисунок 1. Главная страница сайта LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. 
LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования г. Берн (Швейцария) в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетов городов Циттау и Герлиц (Германия). Все сервисы предоставляются бесплатно, но без гарантий. Пользователь, создающий электронные учебные материалы с помощью LearningApps соглашается с тем, что другие пользователи могут пользоваться его материалами безвозмездно и без указания ссылки на автора.
Этапы работы с сервисом LearningApps.org:
Регистрация, создание и заполнение аккаунта преподавателя.
Создание преподавателем «Моих классов», аккаунтов студентов, генерация логинов и паролей студентов.
Создание или выбор готовых интерактивных упражнений преподавателем. Добавление преподавателем упражнений в «Папку класса».
Выполнение упражнений студентами. При необходимости, коммуникации с преподавателем.
Просмотр преподавателем «Статистики» выполненных упражнений.

Рисунок 2. Классификация имеющихся упражнений по категориям Задания, имеющиеся на сайте, рассортированы по категориям (дисциплинам), уровням образования (начальная школа, средняя школа, профессиональное образование и повышение квалификации). Имеются ссылки, позволяющие поделиться заданиями и HTML-коды для встраивания на страницу сайта или блога.
LearningApps позволяет реализовать более 30 видов интерактивных учебных элементов: тест на выбор ответа; найти пару и соответствие в сетке; таблица соответствий; классификация; найти на карте; пазл «Угадай-ка»; сортировка картинок; расставить по порядку; хронологическая линейка; викторина с вводом текста; виселица; заполнить пропуски; заполнить таблицу; кроссворд; викторина для нескольких игроков  и др.
Рисунок 3. Виды интерактивных элементов

Рисунок 4. Статистика результатов LearningApps сохраняет результаты выполнения заданий студентами в виде статистической таблицы, с указанием даты выполнения задания и затраченного на это времени.
Использованные источники:
Основы педагогики высшей школы / Товажнянский Л. Л., Романовський О. Г., Бондаренко В. В., Черванева З. О. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2005.
https://learningapps.org/about.php