Программа работы с одаренными детьми по музыке Детский хор «Хуторок».


МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Спасского муниципального района
Республики Татарстан
Программа работы с одаренными детьми по музыке
Детский хор «Хуторок».
Составила: Баландина Ирина Федоровна,
учитель музыки
2016 г
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
В нашем государстве существует большое количество самобытных и самодостаточных в этническом отношении культурных явлений. Это конечно же связано с многонациональным составом нашего народа, со взаимным этно-культурным и сословным влиянием друг на друга различных социальных групп и общностей. Одним из богатейших в этом отношении культурных пластов является казачья культура. Казачество, как особое военное сословие на службе у Российской Империи, окончательно сформировалось к концу 17 века. Зачастую, являясь передовыми отрядами на новых границах растущего государства, казаки перенимали все лучшее у новых соседей и в культурном, и в бытовом, и в военном плане. Это неотвратимо сказалось на языковых особенностях, одежде, обрядах и музыке казаков. Конечно же и сами казаки различались между собой в зависимости от географического проживания. Но всегда были и остались особые черты этого сообщества отличающие его от других этно-сословных групп. Это патриотизм, преклонение перед воинской славой, удалью и отвагой, особое отношение к «казачьей» воле, исключающей страх перед новым и неизведанным. Все это особенно явно выразилось в казачьей музыкальной культуре, в песнях, танцах и музыкальном оформлении народных казачьих обрядов. И с целью сохранения этих традиций и ознакомления с ними, в нашей школе был создан детский казачий ансамбль «Хуторок». В него вошли ребята из первого, третьего и шестого класса, они с удовольствием изучают казачью культуру. Уже сейчас видны плоды данной деятельности, ребята стали дисциплинированней, проявляют интерес к изучению истории казачества, поют казачьи песни и уже ни раз выступали перед широкой аудиторией.
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Программа рассчитана на 33 учебных недели с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание программы составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
Участие (активное) детей в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
Создать условия детям для реализации их личных творческих способностей в процессе исследовательской и поисковой деятельности.
Выявление способных и одаренных детей.
Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
Воспитывать сознательного гражданина России, патриотов своей страны.
Ожидаемые результаты
Творческая самореализация детей.
Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
Формирование навыков творческого саморазвития.
Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности ребенка.
Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
Создание банка данных одаренных детей.
Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.
Этапы реализации программы:
Диагностический
Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников.
На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:
Музыкальные способности;
Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальных занятиях.
Развивающий
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Занятия интегрированного типа.
Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться вопределенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.
Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.
Формы творческих заданий:
Восприятие музыки.
Импровизация.
Пластическое интонирование.
Инструментальное музицирование.
Вокально-хоровое музицирование.
Музыкальный фольклор.
Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
Графическое, цветовое моделирование музыки.
К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:
Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия:
– эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
– позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности;
– образ Родины, представление о ее богатой истории, героях_защитниках, о культурном наследии России;
– устойчивое положительное  отношение к урокам музыки;
 -интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
– представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Предметные ууд – воспринимать и понимать музыку разного эмоционально - образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
– различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
– понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
– эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
– понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
– передавать в музыкально - творческой деятельности художественно - образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Метапредметные ууд:
Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально исполнительскую,
задачу, понимать смысл  иструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
– выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
– осуществлять контроль и самооценку  своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
– осуществлять поиск нужной ин
формации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
– самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
– передавать свои впечатления
о воспринимаемых музыкальных произведениях;
– использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
– выбирать способы решения исполнительской задачи;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; – соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
– исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст
Коммуникативные универсальные учебные действия: – выражать свое мнение о музыке
в процессе слушания и исполнения,
используя разные речевые средства
(монолог, диалог, письменно);
– выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
– понимать содержание вопросов
и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
– контролировать свои действия
в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
– понимать важность сотрудничества
со сверстниками и взрослыми;
– принимать мнение, отличное
от своей точки зрения;
– стремиться к пониманию позиции другого человека.
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
№ месяц тема Музыкальный репертуар
1. сентябрь - введение, знакомство с голосовым аппаратом;
- использование певческих навыков;
- знакомство с различной манерой пения;
- вокальные навыки.
- знакомство с казачьей культурой
упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево».
Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос».
Проверка осанки, направленности выдоха.
Выполнение упражнений для разминки губ - «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы».
Для разминки языка - «уколы в щеки», «ириска», «жало».
2. Октябрь - певческая позиция;
- использование элементов ритмики;
- артикуляция и дыхание;
- осенние песни;
- русские народные песни.
Выступление на осеннем празднике музыкальные игры и загадки.
Презентация «Календарные песни»
Игра «звукоподражания»
Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.)
Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»
Песня «Ах, какая осень» слова и музыка З.Роот.
3. Ноябрь - вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве;
- детский фольклор;
- раскрепощение певца;
- весёлый калейдоскоп.
- разучивание казачьих песен
Участие в республиканском конкурсе «Я люблю тебя Россия» Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой»
«Казачата» песня.
«Мы с тобой казаки» песня.
4. Декабрь - формы и жанры вокальной музыки;
- детские песни в исполнении эстрадных певцов;
- песни о зиме.
- казачий быт
Выступление на новогоднем утреннике Упражнение «Громче-тише» М. РаухвергераРазучивание песни “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А.АОстровского, Сл.З.Петровой.5. Январь - «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»;
- «Улыбка-это здорово!»
- Встреча с казачьим атаманом станицы «Спасской»
Участие в отборочном туре республиканского конкурса «Созвездие» Дыхательные упражнения - звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы»
«Будет горка во дворе» Т. Попатенко«Порушка Параня» песня
6. Февраль - «Волшебная страна звуков»;
- «Добрым быть совсем не просто…»;
Выступление на празднике, посвящённому дню защитника отечества Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко»
«Голубые санки»( муз. М. Иорданского, сл. М.Клоковой)«Мой дед казак» песня
7. Март - детский фольклор;
Выступление на празднике «масленица», 8 марта «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.
Р.н.п «во поле берёза стояла»
Русская народная прибаутка « Бай, качи-качи» в обр. М.Магиденко«Мамонька» песня
8. Апрель - «Настроение нежности и веселья»;
- «Музыкальная прогулка»;
Дыхательные упражнения- звукоподражания «комарики»
Упражнение на дыхание «мартышки»
«Песенка друзей» В. Герчик9. май - «Краски музыки и голоса»;
- «Необычные звуки и голоса»;
- Выход на казачью конюшню.
Выступление на концерте посвященному Великой Победе и выпускном празднике «Весенняя песенка» муз. А.Филиппенко, сл. Г.Бойко«Сколько нас?» сл. Хромушкин О.Н, музыка Куклин Л.
«Едут по Берлину наши казаки» песня
Используемая литература
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: С. 26-44.- 200 с. - М.,1983. -Мышление. Технология. Творчество
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.48.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. 190 с.- М.,1983.
Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа, 33 с.- N 3. -51990.
Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, 31 с.- N 3. -6. 1990.
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с84.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
М.К. Акимова, Борисова Е.М. Одаренные дети // Психологическая служба школы. / /Под ред. И.В. Дубровиной М.,1995.
Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Л.: 1980.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. 35 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1997.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса М.: Изд. «Академия», 1996.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей М.: Педагогика, 1988.
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. 328 с. Т.1. М.: Педагогика,1985.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения,мнения. М.: Интерпракс,1994.
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.