Технологическая карта по русскому языку по теме Именительный и винительный падежи имён существительных









Технологическая карта урока русского языка в 4 Б классе на тему
«Именительный и винительный падежи имен существительных»

·
·
· Составила : Кустова Ольга Владимировна
учитель начальных классов Кадетской
школы Липецкой области

Основная часть
Характеристика темы урока: «Именительный и винительный падеж имен существительных», урок ОНЗ
Цель проекта: разработка технологической карты урока русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных», на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование знаний обучающихся об отличительных признаках имен существительных в именительном и винительном падежах; умения по тексту определять падеж имени существительного и его роль в предложении; навыков работы в паре, поиска и анализа информации по заданной проблеме.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков.
Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных» на основе Образовательной системы « Школа 2100».
Планируемые результаты.
Предметные : научатся: определять именительный и винительный падежи имен существительных, имеющих одинаковое написание, в контексте;
Метапредметные :
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – планирование, контроль, коррекция.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Место и роль темы в курсе.
В разделе « Изменение имен существительных по падежам» предусмотрено 10 уроков, данный урок №4 в теме.
Уровень изучения и усвоения материала – урок открытия новых знаний (ОНЗ), базовый уровень.
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
На изучение данной темы отводится 1 час, с закреплением на последующих уроках.
Ресурсы:
- книгопечатная продукция - учебник «Русский язык» 4 класс в двух частях, часть 1, под редакцией Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. ;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентации или слайды к уроку;







Технологическая карта урока русского языка (Образовательная система «Школа 2100») в 4 Б классе по теме
«Именительный и винительный падежи имен существительных»

N
п/п

Этап урока
и вид деятельности

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся
Форма организации
учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.
Организационный момент.



- Спать вам вовсе неохота?
- Взвод готов начать работу?
-Ну тогда старайтесь все
Узнать больше о языке!

Замкомвзвода сдаёт рапорт
Настраиваются на продуктивную работу на предстоящем уроке



коллективная

Личностные
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.
Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Какую работу можете провести с этими словами?
- Определите падеж этих имён существительных.
-Составьте предложения с этими словами.
-Определите падеж существительного «Взвод»
- Что вы заметили?
-Какой вопрос возникает?


- Сформулируйте тему урока, цели, которые поставим перед собой.
-все имена существительные, мужского рода
- Разобрать как часть речи, по составу, составить с ними предложение. Изменить по падежам.


Слово «взвод» стоит в И.п. и В.п. Но форму имеет одну и ту же.
-Знаем ли мы, чем отличаются слова в именительном падеже от слов в винительном падеже?
Учиться определять падеж слов, имеющих одинаковое написание. (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?)
Дети вместе с учителем составляют план работы на уроке.
1 Названия падежей
2 Отличительные особенности сущ. Им.п, В.п.
3 Как определить падеж сущ

фронтальная





·



На доске слова: Взвод, отряд, командир, кадет.



Командир построил взвод.
Взвод приготовился к работе.

Регулятивные
Прогнозировать предстоящую работу
Коммуникативные
1. Развиваемж умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


3.
Актуализация знаний
-Выпишите из словаря существительные мужского рода неодушевленные.
- Определите падеж этих существительных.
- В чём возникла сложность?
Правильно списывают в рабочую тетрадь слова, проверяют написанное;

Невозможно определить падеж без контекста
индивидуально
Словарная работа
Карнавал, ремонт, костёр, металл, карниз.



Регулятивные
1.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и понимать других.

4
Открытие новых знаний.

1)подготовительная работа






























2)Определяем основной вопрос урока


3)Решаем проблему, открываем новые знания

– Что вы знаете об именительном падеже?
– Почему именительный падеж получил такое название?
– Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос.
– На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где появилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? )











Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое предположение о правильном ответе на вопрос.
Делают вывод о роли слов, стоящих в именительном падеже, в предложении.
(Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.)
Приводят примеры употребления имён существительных в именительном падеже.

Делают промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.)
Подчеркивают подлежащее и сказуемое.

Отвечают на вопросы из упражнения
Списывают предложения; подчеркивают в них главные члены; указывают падеж выделенных существительных;
Делают вывод; высказывают предположения.

коллективная



Беседа после чтения
Учебник
1) с. 116 упр 130 (представлено происхождение названия «именительный» падеж)




2)с 117
Упр 131 учебник

Учебник с 118 упр 132 (устно)



Учебник с 119 упр 133 (2-3 предложения)
















Диалог о споре героев учебника о том, кто прав в определении падежа


Регулятивные
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу .
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.


5.
Первичное закрепление во внешней речи





Делают вывод самостоятельно;
Читают авторский вывод по учебнику;
Сравнивают свой вывод с авторским;

Работа по учебнику
С. 120




6.
Физминутка*
Интерактивная доска
Выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения спины, глаз.
коллективная



7.

Включение нового знания в систему знаний и повторение






Учебник
С.121 упр 135






Учебник с 120
Списывают четверостишие из учебника;
Надписывают над существительными падеж

Вывод
И.п.нет предлоговподлежащее
В.п.предлоги в,на,за,под,про,черезвторостепенный член предложения

Индивидуальная,+запись на доске
Князь (И.п) пошел, забывши горе (В.п),
сел на башню (В.п) и на море (В.п)
Стал глядеть он. Море (И.п) вдруг Всколыхалося вокруг
(Пушкин А.С)



8.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Учебник,




доска эл.
Самостоятельно списывают по вариантам (1в-2в по 4 строки), вставляют пропущенные буквы, подчеркивают изученные орфограммы и определяют падеж выделенных слов; Проверяют по эталону, поменявшись тетрадями (образец на слайде со всеми выполненными заданиями)

Индивидуальная







парная
Упр136. 1в. Нахмурилась елка (Ип), и стало темно.
Трещат огоньки догорая.
И смотрит из снежного леса (Рп) в окно(Вп)
Сквозь изморозь (Вп) елка (Ип) другая.
2в. Лесная дикарка (Ип) стучится в стекло (Вп),
Нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом ее занесло,-
Она и под снегом (Тп) живая!(С.Маршак)
ЛУУД

9.
Рефлексия


1)рефлексия деятельности на уроке;





2)рефлексия содержания материала
Рабочая тетрадь с записями
Смотрят на свои записи в тетради и отмечают наиболее удачную запись;





Дописывают несколько слов в выбранное предложение

индивидуальная
-Внимательно посмотрите на свои записи в тетради за урок. Выберите три строки, которые вам кажутся красиво написанными и поставьте на полях звездочки.
-Допишите предложения, наиболее точно выражающие ваше состояние:
* Сегодня я узнал(а)..
*Я научился (научилась)..
*Было интересно узнать, что .
*Меня удивило, что..
*Было трудно ..
ЛУУД самоанализ

10.
Домашнее задание
Учебник, дневник
1)стр. 135. упр 4 (из раздела «Упражнения для работы дома»
Читают задание к этому упражнению и выясняют ,что им необходимо сделать дома.(При возникновении вопросов учитель на них отвечает, поясняет)
2)Уметь передать содержание правила с опорой на схему (с. 120).
















13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1Заголовок 2,H2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915