Урок русского языка по теме Именительный и винительный падежи имён существительных(4 класс).

Тема урока: Именительный и винительный падежи имён существительных
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-практикум
Цели урока:
1. Образовательные: совершенствовать умения учащихся различать существительные в именительном и винительном падежах, формировать навык употребления их в речи.
2.Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, в группе; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.


Этапы работы
Содержание этапа

1
Организационный момент, включающий:
цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой учащихся, овладеть активным вниманием.
Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обучение младших школьников совместному решению задач; очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.
Динамично помогает начать урок такой метод, как «Улыбнёмся друг другу». Этот метод способствует установлению контакта между учениками.
Организационный момент
1.Приветствие.
- Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнёмся, друг другу и начнём урок.
Садитесь, проверьте осанку. Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите число, классная работа.

2. работа с пословицей.
- Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.



2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: определять правильность написания безударного падежного окончания имени существительного, осознанно использовать способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных, определять падеж и склонение.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: проверить умения по осознанному применению способов проверки безударных падежных окончаний имён существительных, определению падежей и склонения существительных.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Приём использования сигнальных карточек позволяет проконтролировать усвоение учащимися теоретического материала.
Критерием достижения целей и задач данного этапа урока является правильность выполнения задания, повторение алгоритма правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Мотивационная форма – работа с фразеологизмами. Они способствуют развитию внимания, товарищества и взаимопомощи.
Методы: Беседа и устный опрос.
Форма работы: фронтальная.
1.Проверка домашнего задания.
- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания? Давайте проверим.
Приготовьте сигнальные карточки.

Вставь пропущенные окончания в именах существительных, определи падеж, склонение.

Лежать на солнышк, дойти до пристан, купаться в мор, туфли из кож, растет в Тундр,
шел по деревн, показались на проталинк, встать с постел, ехал на верблюд, гостить у бабушк ( Слайд )
( Дети дают ответ с помощью сигнальных карточек.)

- Чему вы учились, выполняя это домашнее задание?
- Как определить правильность написания безударного падежного окончания имени существительного? (слайд 1)

2. Вспомним алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
3. Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Давайте вспомним правила работы в группе.
1.Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
2.Не перебивай отвечающего.
3.Относись к ребятам так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Что такое фразеологизмы?
- Какие вы знаете фразеологизмы на тему «Дружба»?
«Ушки на макушке» - (внимательно слушай товарища)
«Чувство локтя» - (чувство взаимной поддержки)
«Стоять горой» - (Защищать своего товарища)
-Эти правила надо соблюдать только на уроке?



3.
Повторение и обобщение учебного материала
Учебная цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: иметь конкретное представление о признаках именительного и винительного падежей имён существительных; уметь находить главные и второстепенные члены предложения, различать именительный и винительный падежи; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, развивать наблюдательность, произвольное внимание.

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока: закрепить у учащихся конкретное представление о существительных в именительном и винительных падежах и совершенствовать умение различать их.
Учить аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, является публичное выступление групп. Серия вопросов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения темы.
Форма работы – групповая.
Приём мотивации: разрешение спорной ситуации, способствует лучшему восприятию материала. Средством организации внимания является просмотр слайдов с помощью проектора и компьютера.
Физкультминутка позволяет снять напряжение и способствует закреплению материала урока.
















1. Постановка учебной задачи.
- Ребята, вчера я слышала разговор двух мальчиков. Спор у них вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это винительный падеж”. Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
Но прежде послушаем сообщение.
2. Сообщение ученицы.
Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Но возникает новый вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи. Ученые задумались над этим, проанализировали тексты, подсчитали, и выявилась весьма примечательная картина в русском языке. Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: один часто, другие редко. Самым частым падежом в письменной речи является именительный падеж, затем идет родительный и затем винительный. На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а на остальные три только 23%. В разговорной речи лидирует также именительный, на втором месте по частоте употребления винительный падеж, родительный занимает почетное третье место.
-Какой вывод можно сделать?
Действительно, на эти падежи нужно обратить особое внимание.
- Но мы сегодня обратим внимание на два падежа: Именительный и винительный. Это и будет темой нашего урока. (слайд)
-А кто может сформулировать цель нашего урока?
(Повторить всё, что мы знаем об именах существительных в именительном и винительном падежах.)
3. Давайте вернёмся к нашей загадке.
(слайд с загадкой )
“В золотой клубочек спрятался дубочек”.
Запишите предложение в тетрадь.
Давайте, разрешим спор мальчиков и определим падеж существительного клубочек. Ребята, обсудите этот вопрос.
Я думаю, что пришла пора заглянуть в ваши сундучки знаний . А теперь послушаем ваши ответы.
- Что мы знаем о существительном в именительном падеже?
- О существительном в винительном падеже?
- Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи)
- Есть ли в этом предложении предлоги?
- К какому слову он относится?
- Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.
- В каком падеже стоит существительное: определим падеж
дубочек? (в именительном падеже);
Давайте определим падеж существительного.
в клубочек? (в винительном падеже).
- Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).
Вот мы и разрешили спор мальчиков. Давайте подведём итог этой работы. Закончите моё предложение:
Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в(И.п)
Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в ( В.п.)
- А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь) Запишите отгадку и подчеркните орфограммы.
Словесная оценка учителя.
4.Словарно – орфографическая работа
Расшифруйте слова: гародо, лямзе, зожеле, агнором , лопдьща. (слайд)
-Запищите полученные слова в столбик .
Какой частью речи являются эти слова?
- Определите склонение и падеж имён существительных.
-Через черточку запишите эти слова, поставив их в винительный падеж.
- Что для этого надо сделать?
Дорога – дорогу
Земля – землю
Железо – железо
Агроном – агронома
Площадь - площадь
- Сравните окончания у существительных в именительном и винительном падежах.
Что вы заметили? (окончания в данных падежах различаются:1)у имён существительных 1-го склонения; 2)у одушевлённых имён существительных 2-го склонения.)
5. Ребята, откройте учебник на стр. 116 и сравните данные в таблице с нашими выводами.
6.Физминутка
- А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное, стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носочки и потянуться. Итак, приступаем:
Через лужу, весна, вода, за речку, поляна, улицу, дорога, в омут, дом.

4.
Закрепление учебного материала
Результат, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока: каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала изученного по теме; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: проверить усвоение теоретического материала, практический уровень овладения пройденным материалом.
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимную помощь.
Приём мотивации - игровой момент «Засели домики», позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока.
Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, являются самостоятельная работа с предложением и тест.
Форма работы – групповая и индивидуальная.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Упражнение «Плюс, минус, интересно» позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.




1. Дифференцированная работа.
Работа с предложениями.
1-ая группа. Выпишите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в именительном падеже.
2-ая группа. Выпишите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в винительном падеже.
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
Этот вокзал был построен до войны.
3-я группа. – Выпишите, те предложения, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в винительном падеже. (работа по карточкам)
4-я группа - Выпишите, те предложения, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в именительном падеже. ( работа по карточкам)
Море размывает берег.
На опушку выбежал олень.
Птицы вьют гнёзда.
На дерево вспорхнула птица.
-А теперь ребята, проверьте себя . (слайд с правильными ответами)
Оцените свою работу.
2.А теперь послушайте, что о себе говорят Именительный и Винительный падежи.
Я - Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы КТО? и ЧТО? Ни с кем не спутает никто.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
- Наши гости нам ещё раз напомнили о признаках именительного и винительного падежей. Это вновь нам пригодится при выполнении следующего задания.
3.Упражнение на развитие речи.
Составьте предложение со словосочетанием, записанным на карточке.
4.Физкультминутка для глаз.
4.Игра «Засели домик».
(Распределите словосочетания по домикам).
подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая песня, уронил карандаш, новый альбом, попался в сеть, лесная опушка, за высокий забор.
(Ответы детей)
5.Работа с учебником страница 118. упр. 217 по заданию
6.Тест
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
А Кто? Что? Б. Кем? Чем?
В. Кого? Что? Г. Кого? Чего?
 2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?
А –а,-я Б. –ой -ей
В. –у,-ю Г. –ы, -и
 3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А. в, на, через Б. без предлогов
В. к, по Г. у, из, до, около
 4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А подлежащим Б. сказуемым
В. второстепенным членом
 5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:
увидел сестру
А И.п. Б. Р.п.
В. Т.п. Г. В.п.
  - Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать Именительный и Винительный падежи)
- Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня?
(окончания в данных падежах различаются:1)у имён существительных 1-го склонения; 2)у одушевлённых имён существительных 2-го склонения.)
Рефлексия.
-Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? Это мы узнаем, выполнив упражнение «Плюс, минус, интересно».
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.


5.
Задание на дом.
В ходе выполнения домашнего задания учащиеся должны учиться: составлять предложения, употребив в них одно из данных имён существительных (книга, площадь, учитель, озеро) в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа; находить в них главные члены предложения, определять падеж имён существительных; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить умения в составлении предложений, употребив в них одно из данных имён существительных (книга, площадь, учитель, озеро) в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа; находить в них главные члены предложения, определять падеж имён существительных. Осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию.
Д/З по выбору:
Подобрать, используя дополнительную литературу 3-5 предложений с существительными в Именительном и Винительном падежах, найти подлежащее и сказуемое и указать падеж имён существительных.
Учебник страница 118, упражнение 216.