Технологическая карта. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.


Русский язык. 4 класс. Дата проведения урока__20 февраля 2017 года_____________
Тема ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Цели
деятельности
учителя учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах;
учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах;
учить составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными множественного числа в именительном и винительном падежах.
Тип урока Урок введения нового знания
Планируемые
результаты Предметные: определять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах;
обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа;
проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных в форме множественного числа;
различать художественное и научное описание
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
извлекать и преобразовывать информацию из схемы;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выбирать форму работы в соответствии с поставленной задачей;
проводить самопроверку и взаимопроверку по выделенным критериям.
Личностные: проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельностиучащегося
I. Организация начала урока Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно! Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) Принимать и сохранять организационные задачи
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Запись числа, классной работы.
— Прочитайте стихотворение
— О каком празднике говорится? (День Защитника Отечества)
— Кто такой защитник Отечества?
— Кого можно еще защищать? (младших, девочек, животных)
—Подберите синонимы к слову Отечество.
Проводит минутку чистописания.
 В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Для защиты русские земли объединились Так более тысячи лет назад образовалось наше государство. Называлось оно Русь. Но в нем, как и в современной России проживали разные народы: восточные славяне, ижора, чудь, водь, мурома, карелы, меря, весь. Древние защитники земли Русской были смелы, отважны и сильны. Они носили специальные воинские доспехи.
Читают стихотворение:
Когда лежит на речках лёд
И вьюга мчится вдаль,
Чудесный праздник нам несёт
Задумчивый февраль.
Выполняют чистописание.
Рр рррРусь, Россия, Родина.
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушатьв соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Какую тему мы начали изучать?
Игра «Найди свой падеж»
– Прочитайте – воинские доспехи.
– На какой вопрос отвечает имя прилагательное? (какие?)
— Можем по вопросу определить падеж? (Нет, т. к. и именительный и винительный падежи имеют вопрос какие?)
Сформулируйте тему у и задачи урока. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, повторят в ходе игры падежные вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.Составляют схемы
– Сегодня на уроке мы будем сравнивать имена прилагательные в форме множественного числа именительного и винительного падежей, учимся различать их и правильно писать в них безударные окончания.
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять анализ объектов. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом. Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
1. Русские витязи надели воинские доспехи. Воинские доспехи защищали богатырей от ударов копья, меча, стрел.
2. Работа в группах.
Найти прилагательные, выделить окончания, определить падеж
Всем известны русск.. богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Мужественн.. воины храбро защищали родн.. просторы от врагов. Ратн.. подвиги богатырей русск.. люди прославляли в былинах.
Работа по схемам. – Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие окончания могут быть у имен прилагательных в именительном и винительном падежах?
Делают вывод: имена прилагательные в винительном падеже отвечают на вопрос «какие?» и имеют окончания -ые, -ие, если сочетаются с неодушевленными именами существительными, а если сочетаются с одушевленными именами существительными, то отвечают на вопрос «каких?» и имеют окончания -ых, -их Физкультминутка Дружно встали –раз. Два. Три-
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонившись влево, вправо
Получается на славу!
Выполняют физкультминутку Имеют установку на здоровый образ жизни
V. Первичное закрепление знаний. 
Самостоятельная работа Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:
Стать за честь Родины против недруга,За Отчизну в нужде сложить голову.
Выполнение упражнения (дифференциация по степени сложности и объема)
Карточки для дифференцированной работы.
Карточка 1.
Спиши, вставь пропущенные окончания имён прилагательных множественного числа. Определи их падеж.
Богатыри.
В центре картины В.М.Васнецова мы видим могуч__ русск___ богатырей. Это отважн__, сильн__ и мудр__ воины. Они тревожно всматриваются в бескрайн__ степн___ просторы. На заднем плане видны темн__ холмы и грозов__ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на страже Родины стоят настоящ__ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.
Карточка 2.
Спиши, вставляя подходящие имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.
Богатыри.
В центре картины В.М.Васнецова мы видим ________________ _____________ богатырей. Это ______________, ________________ и _________________ воины. Они тревожно всматриваются в _________________ _____________ просторы. На заднем плане видны __________________ холмы и ____________ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на страже Родины стоят ______________ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.
Слова для справок: (не забудь там, где нужно, изменить окончание имени прилагательного).
Могучий, русский, отважный, сильный, мудрый, бескрайний, степной, темный, грозовой, настоящий.
Урал-батыр (башкирский)
Сасрыква (абхазский)
Андроник армянский Илья Муромец)Кёроглы (азербайджанский)
— Все эти богатыри были не только бесстрашными защитниками просторов своей Родины, своего народа. Каждый из них любил красоту природы родного края.
—Посмотрите, какой пейзаж окружает богатырей. Природа как бы замерла, притихла под их надёжной защитой. Выполняют самостоятельную работу дифференцированно по карточкам.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
Подготовленные учащиеся сообщают кратко о богатырях из фольклора других народов. Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа по учебнику (упражнение 87) Упр. 87 (с. 41).
— Прочитайте стихотворение С.Есенина выразительно. Значение каких слов непонятно?
Словарная работа
Затон – 1.Вдавшийся в берег речной залив 2. Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе. Заводь - Небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.
—Какое время суток описывает автор? (Раннее утро, рассвет.) — Какую картину вы себе представили? — Найдите орфограммы в словах. Объясните их. — Прочитайте четверостишие орфографическим способом. — Расскажите стихотворение друг другу. (Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.) — Покажите оценки ваших учеников (сигнальные карточки) — Какое это предложение — простое или сложное? Почему? (В нём три грамматические основы.) — Назовите их. (Задремали звёзды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.) — Самостоятельно определите падеж имён прилагательных. —Назовите имена прилагательные в именительном падеже. Докажите. (Золотые — поясняет подлежащее.) — Есть ли имена прилагательные в винительном падеже? (Речные — поясняет существительное в винительном падеже.)
Проводится словарная работа.
Отвечают на вопросы, рассуждают, объясняют правописание орфограмм, готовятся к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.) Работа по заданиям учебника к упражнению, списывают, работая по инструкции.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Записывают стихотворение. Подчеркивают основы предложения. Указывают падеж имен прилагательных.
Задремали звезды золотые (И. п.),
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные (В. п.)
И румянит сетку небосклона. Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
VII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча-щимися.
– Как определить падеж прилагательного во множественном числе?
— Как определить падеж имен прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах? –Почему у винительного падежа два вопроса?
– Назовите безударные окончания имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.
– Как можно проверить окончание имени прилагательного?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Делают вывод: прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, не изменяются по родам; падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить упражнение 88 Внимательно слушают, записывают задание, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи