Диагностика на определение уровня сформированности специально — предметных действий познавательной направленности обучающихся по предмету «Музыка» по программе Е.Критской (2-4 классы).


Диагностика
на определение уровня сформированности
специально - предметных действий познавательной направленности
обучающихся по предмету «Музыка»
по программе Е.Критской (2-4 классы).
Пояснительная записка.
Данная диагностика поможет учителю:
провести мониторинг качества знаний по предмету музыка;
составить «портфолио» творческого развития обучающегося;
выявить степень заинтересованности обучающихся к занятиям музыкальным творчеством;
выявить среди обучающихся музыкально одарённых детей, оказать дополнительную поддержку и внимание слабым ученикам со стороны педагога, скорректировать работу учителя на поиск более эффективных приёмов и методов обучения.
Фамилия и имя
обучающегося Виды деятельности
на уроке Уровни усвоения материала
Высокий Средний Низкий
1. Слушание и восприятие музыки Внимательно, увлечённо слушает музыку, адекватно определяет характер музыкального произведения (использует разнообразные определения, образную речь). Определяет форму музыкальные произведения (количество частей в 1,2,3-х частной форме, вариациях, форме рондо, вступление, проигрыш, запев и припев в песне). Определяет музыкальный жанр произведения (песенный, танцевальный, маршевый ),
выделяет наиболее яркие элементы музыкальной речи (динамика, тембр, регистр, темп и т.д.). Слушает музыку, иногда отвлекаясь, но при этом адекватно определяет характер музыки, используя одно - два определения, например: «весёлая», «грустная».
Определяет жанр музыки с незначительной подсказкой педагога, определяет форму музыкального произведения (части, запев, припев и т.д.). Определяет форму музыкального произведения (части, запев, припев и т.д.), выделяет при этом некоторые выразительные средства музыкальной речи (одно-два). Слушает музыку без интереса, часто отвлекается, не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («грустно», «весело»). Ошибается в определении жанра и формы музыкального произведения или отказывается выполнить задание. Выделяет одно - два средства музыкальной выразительности или не может назвать ни одного.
2. Музыкальная грамота Имеет представление об элементах музыкальной речи, овладел основными понятиями и музыкальными терминами, в соответствии с учебной программой. Даёт точные и понятные объяснения основным музыкальным понятиям и терминам. Имеет общее представление об элементах музыкальной речи, владеет отдельными понятиями и музыкальными терминами. Даёт приблизительное объяснение отдельным музыкальным терминам и понятиям
(в основном своими словами). Не распознаёт элементы музыкальной речи, имеет смутное представление о средствах музыкальной выразительности, понятийный аппарат не сформирован. Не может дать объяснение или охарактеризовать ни одного музыкального термина.
3. Пение Точно передаёт мелодию знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения. Поёт выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности. Сочиняет несложные мелодии в различных жанрах (песня, танец, марш). Точно передаёт мелодию знакомой песни (попевки) с музыкальным сопровождением или при поддержке голоса учителя. Поёт недостаточно выразительно, и только то, что нравиться. Сочиняет несложные мелодии с помощью учителя, используя предложенный образец. Интонирует мелодию выученной песни или попевки неточно. Поёт невыразительно, неэмоционально, равнодушно. Сочиняет мелодию, предлагая вариант, мало чем отличающийся от образца.
4. Музыкально - ритмическая деятельность Точно воспроизводит ритм предложенной музыкальной пьесы (простой, синкопированный, пунктирный), движется под музыку ритмично. Двигается под музыку ритмично, синхронно и в соответствии с характером музыки. Импровизирует ритмические аккомпанементы и движения под музыку, используя пластическое интонирование и образно - игровые движения. Не всегда точно воспроизводит ритм музыки. Двигается под музыку неуклюже, недостаточно выразительно и ритмично. Двигается, используя (комбинируя) знакомые танцевальные или образно - игровые движения, мало отличающиеся от предложенного учителем варианта. Неточно воспроизводит даже несложные ритмические фигуры, двигается неритмично. Движения невыразительны, сбивчивы, не соответствуют характеру музыки. Использует однообразные движения, не может самостоятельно составить ритмическую последовательность.
Общий балл: Обработка данных.
Высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.
Группа высокого уровня (от 9 до 12 баллов)
Характеристика группы: входящие в эту группу, успешно воспринимают учебную информацию, способны к её самостоятельному усвоению и интеллектуальной обработке, умеют чётко и грамотно отвечать на вопросы, излагая свою позицию, или менять её в случае необходимости.
Осуществляя работу, точно придерживаются плана, завершая задание, обязательно добиваются положительного результата. Закончив свою работу, проверяют её, находят ошибки. В случае необходимости способны обратиться за помощью.
Темп их интеллектуальной деятельности намного выше, чем у других обучающихся.
Группа среднего уровня (от 6 до 8 баллов)
Характеристика группы: входящие в эту группу, воспринимая учебную информацию, нуждаются в дополнительных пояснениях, но в целом, способны, осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. Отвечая на поставленный учителем вопрос или выполняя задание, не всегда могут грамотно и правильно обосновать свой ответ.
Испытывают затруднения при изложении своих мыслей, необходимости самостоятельно сформулировать вопрос своему собеседнику. Завершая работу, они, не всегда добиваются запланированного результата и делают проверку, так как бывают уверены в своей правоте. Могут в случае необходимости обратиться за помощью, но не всегда ею пользуются. Темп интеллектуальной деятельности обучающихся этой группы несколько снижен.
Группа низкого уровня ( 4-5 баллов)
Характеристика группы: входящие в эту группу, воспринимая учебную информацию, практически не могут действовать самостоятельно, испытывают значительные затруднения при выделении нового и главного при обработке информации. Они не способны оценить свою работу, не видят совершённых ими ошибок. Приступая к выполнению задания, действуют хаотично, импульсивно. Не могут обратиться за помощью и не умеют её воспользоваться. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению, не может строить общение и выполнять коллективные действия Темп интеллектуальной деятельности и её результативность у этой группы обучающихся значительно снижен.