Методика работы по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65»
«Методика работы по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних»
Методическая разработка
Шеметов Сергей Виктрович,
учитель права
МБОУ «СОШ № 65»
Кемерово, 2014г.
В нашей школе, начиная с 2010 г., отмечается положительная тенденция к снижению количества правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
27 человек 23 человека 17 человек 13 человек 7 человек
Кроме этого на профилактическом учете в 2014 году в наркологическом кабинете – состоят 4 человека.
С 11.01.2010г. произошла реорганизация 2-х школ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» присоединена к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65». Школа № 65 стала правоприемником всех прав и обязанностей школы № 47, поэтому перед объединенным коллективом стала задача не потерять всё лучшее, что наработано каждой школой в отдельности и суметь преломить и соединить наработки в новых условиях.
Микроучастки школ № 65 и 47, являются одними из самых сложных микрорайонов города в социальном плане. Это места скопления асоциальных, малообеспеченных семей, семей беженцев, цыганских семей, мнгие из которых занимаются наркобизнесом.
На фоне современных явлений, характеризующихся ростом преступности в молодежной среде, употреблением спиртных напитков, табакокурением, асоциального поведения многие подростки не могут посещать дневную школу, т.к. вынуждены зарабатывать себе, а то и всей семье на жизнь. Наличие вечернего отделения при дневной школе это реальная возможность помочь подросткам получить образование и адаптировать их к жизни.
По вечерней форме обучения наряду с обучением детей, проживающих на микроучастках 2-х школ, в школе обучаются дети с девиантным поведением, проживающие в разных районах города и пригорода, подростки «группы риска» детского дома №2 и № 102, подростки, находящиеся в следственном изоляторе ИЗ 42-1, а также дети с ограниченными возможностями.
Практически все несовершеннолетние обучающиеся вечерней формы обучения, до поступления в вечернюю школу находились в конфликтных ситуациях с учителями, родителями, сверстниками. Они имеют очень низкий уровень обученности и воспитанности, низкую мотивацию к обучению, как правило они социально не защищены и составляют группу «риска». В основном это дети с девиантным поведением. 47 человек несовершеннолетних до поступления в нашу школу совершили правонарушения или преступления, 33 обучающихся пришедших к нам в вечернюю школу были оставлены в свих школах на повторный год обучения, а 7 человек - неоднократно, что явилось основной причиной перехода из школ по месту жительства в вечернюю школу. Из взрослых обучающихся по вечерней форме обучения 5 человек имеют судимость.
В связи с таким контингентом обучающихся, в нашей школе создаются альтернативные условия для обучения и воспитания любой категории обучающихся, для умственного, нравственного и профессионального развития личности, с учетом запросов, интересов и возможностей каждого
В нашей школе функционируют очная и заочная формы обучения.
Анализ совершенных школьниками преступлений за 2014 г. показал:
- причинение тяжких телесных повреждений – 2 человека;
- хулиганство – 2 человека;
- в состоянии алкогольного опьянения – 1 человек;
- кражи -1 человек;
- оборот наркотиков – 1 человек.
Эти показатели с негативной стороны характеризуют профилактическую работу школы. Анализируя работу школы по профилактике и предупреждению и правонарушений и преступлений можно сделать вывод:
– индивидуальная работа проводится без учета личностных качеств подростков и обстоятельств, оказывающих на них отрицательное влияние;
– не налажен системный подход в организации работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних в школе;
– прослеживается однообразие форм и методов организации профилактической работы с учащимися и их родителями;
– имеет место низкий результат в работе по предупреждению совершения учащимися правонарушений и преступлений.
Особенности развития детей подросткового возраста:
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьёзные требования со стороны взрослых.
В этом возрасте он стоит перед выбором между коллективом и неформальной группой. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. В этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из-под опеки, поэтому взаимоотношения со взрослыми характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер взаимоотношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения.
Трудновоспитуемость - реальность, с которой по разным причинам в своей жизни сталкиваются каждый учитель, воспитатель, многие родители. К категории «трудных» относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. «Трудность» детей проявляется в различных формах - это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют «трудными», или подростки с девиантным поведением.
В тоже время, эти дети во многом «трудные» потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Каждый ребенок «труден» по-своему, но наша задача - помочь каждому ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого «трудного» ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.
Взаимодействие школы с учреждениями по организации системы эффективной воспитательно-профилактической работы:
Одним из направлений решения проблемы помощи учащимся и с ними является взаимодействие школы с учреждениями по организации системы эффективной воспитательно-профилактической работы.
В систему профилактики входят:
– ПДН, КДН Заводского района г.Кемерово;
– отдел образования Заводского района г.Кемерово;
– управление здравоохранением;
– служба занятости населения г. Кемерово;
– органы внутренних дел;
– Союз молодежи Кузбасса;
- служба семьи Заводского района г.Кемерово;
– органы опеки и попечительства Заводского района г.Кемерово;
- городской Центр диагностики и консультирования;
- наркокабинет Заводского района г.Кемерово;
- учреждения дополнительного образования, культуры и спорта;
- клуб по месту жительства;
– православная церковь;
- и др.

Работа школы с несовершеннолетними осуществляется двумя путями:
1. По факту правонарушения или преступления;
2. Ранняя профилактика девиантного поведения подростков.
Система профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя следующие компоненты:
Выявление несовершеннолетних «группы риска».
Подросток с девиантным поведением ставится:
– на внутришкольный учет (ВШУ);
– на учет в ПДН;
– на учет в КДН.
При этом на ВШУ ставятся как подростки, совершившие социально опасные деяния, так и те, чье поведение не представляет угрозы для общества.
Категории несовершеннолетних, подлежащих ВШУ:
– уклоняющиеся от учебы или работы;
– постоянно нарушающие дисциплину в школе.
Категории несовершеннолетних, подлежащих учету в ПДН, КДН, с последующей постановкой на внутришкольный учет:
– освобожденных из МЛС;
– осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора;
– осужденных к лишению свободы условно;
– освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта амнистии;
– обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия;
– совершивших общественно опасные деяния и правонарушения вследствие сформировавшейся антиобщественной направленности личности.
– употребляющие спиртные напитки, наркотические и токсические средства,
– систематически уходящие из дома или специального учебно-воспитательного учреждения.
Выявление и постановка на внутришкольный учет (ВШУ) школьников данной категории должны проводиться регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на внутришкольный учет, или учет в ПДН Заводского района - основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы.
Этот вопрос рассматривается и решается на Совете по профилактике правонарушений, ответственной является заместитель директора по воспитательной работе.
Классный руководитель готовит необходимую информацию для Совета по профилактике правонарушений.
Способы получения необходимой информации:
– анализ классных журналов;
– изучение мнений учителей о школьнике;
– анализ учета посещаемости занятий;
– анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
– беседы с родителями школьника;
– социометрические исследования;
– наблюдения;
– беседы со школьником;
– запрос информации из ПДН, КДН;
– запрос информации с предыдущего места учебы школьника.
Основной пакет документов для работы с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ, на учете в ПДН, КДН:
В личном деле несовершеннолетнего должны быть:
- учетно-профилактическая карта несовершеннолетнего;
- акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;
- индивидуальный план коррекционной работы с несовершеннолетним;
- психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего;
- рекомендации педагога-психолога по взаимодействию с несовершеннолетним;
- учет проделанной работы по реабилитации несовершеннолетнего;
- результаты диагностики;
- другая полезная информация.
Диагностику личности подростков, определение причин девиантного поведения проводят в школе учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель.
Индикаторы неблагополучия несовершеннолетнего выявляются в следующих сферах жизнедеятельности:
– учебная деятельность;
– взаимоотношения со сверстниками;
– взаимоотношения со взрослыми;
– проведение свободного времени;
– отношение к труду и профессиональная ориентация;
– поведение и поступки;
- наличие вредных привычек, и др.
Для диагностики поведения используется карта наблюдений (приложение № 1), которая заполняется 1 раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом. Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционного плана работы с данным пдростком.
Также используется в работе «Характеристика подростка» (приложение № 2) и др.
В определении причин девиантного поведения школьный психолог осуществляет работу в следующих направлениях:
– выявление или отсечение клинических психиатрических симптомов, исключая расстройства психологического развития или собственно психические расстройства (психоневролог, психиатр по направлению);
– исследование общих и специфических расстройств психологического развития, включая нарушения;
– развития речи и расстройства поведения;
– изучение уровня интеллектуального развития;
– получение у школьного врача сведений о соматическом здоровье, которое оказывает влияние на психические и поведенческие расстройства.
Социальный педагог проводит оценку социальной ситуации развития, которая имела отношение к формирующимся психическим расстройствам и отклонениям психического развития.
На психолого-педагогическом консилиуме проводится определение характера социального и психологического состояния с оценкой нарушений межличностных отношений (в семье, школе, со сверстниками), причины которых связаны с проблемами психологического развития или психическими расстройствами.
3. Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:
– изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;
– вовлечение «трудных» подростков в различные виды положительной деятельности;
– изменение условий семейного воспитания.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строится на поддержке несовершеннолетнего и взаимодействии с его семьей, а также на индивидуальном подходе к воспитанию.
Основной целью коррекционно-реабилитационной работы является преобразование социальной ситуации, в которой оказался учащийся. Оно должно быть направлено на устранение негативных воздействий и создание благоприятных условий для его развития, вовлечение подростка в различные мероприятия во внеурочное время.
Педагогическим коллективом школы проводятся групповые и индивидуальные занятия, с целью оказания помощи в налаживании отношений в социуме;
Психолог школы проводит обучение учащихся способам самоконтроля и саморегуляции;
Вся работа участников образовательного процесса напрвлена на ликвидацию признаков девиации личности.
4. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся:
Планирование работы по оказанию помощи несовершеннолетним осуществляется, исходя из причин постановки на учет и условий жизни несовершеннолетнего.
При разработке планирования в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Исходя из поставленной цели, определяется круг основных задач:
– восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего;
– формирование навыков общения, значимых для успешной социализации несовершеннолетнего в обществе;
– воспитание чувства социальной ответственности и дисциплины.
В плане работы с «трудными» подростками обязанности равномерно распределены между педагогическими работниками школы, а мероприятия должны охватывать всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогический коллектив.
№ п.п.
Мероприятия Классный руководитель Социальный - педагог Педагог-психолог Педагог-организатор Зам директора
по УВР, ВР Совет профилактики Родительский комитет
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики 2. Составление характеристик 4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями 6. Организация досуга и кружковой деятельности 7. Составление административных писем, ходатайств и др.документов; направление документации в КДН и др.службы 8. Осуществление связи с КДН и др.службами 9. Организация работы и отдыха школьников в летний период 10. Контроль посещаемости занятий 11. Контроль текущей успеваемости 12. Вовлечение учащихся в кружки и секции 13 Проведение профилактических бесед 14. Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися 15. Содействие в трудоустройстве 16. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута 17. Разбор конфликтных ситуаций 18. Посещение несовершеннолетнего на дому 19. Проведение консультаций для родителей 20. Рассмотрение на заседании Совета профилактики 21. Разработка рекомендаций по взаимодействию с учащимся 22. Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками Основные виды деятельности с «трудными» подростками:
– пропаганда ЗОЖ с использованием интерактивных методов воспитания;
– проведение тематических классных часов различной направленности;
– вовлечение подростков в организацию школьных праздников;
– взаимодействие с центрами внешкольного воспитания;
– занятость подростков в спортивных секциях;
– вовлечение подростков в работу клубов по месту жительства;
– организация содержательного досуга интересного для несовершеннолетнего (экскурсии, посещение театров, музеев, выставок и т.д.);
– правовой всеобуч (проведение недель правовых знаний);
- привлечение подростков к работе волонтерского отряда, т.д.;
– привлечение к производительному труду в каникулярное время (трудовые бригады, оформление подростков через службу занятости);
– организация медицинских обследований;
– организация лечения подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
– организация занятий по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов, по снятию агрессивности, по снижению уровня тревожности и т.д.;
– привлечение подростков к массовым спортивным мероприятия (соревнования, дни здоровья) и т.д.;
- вовлечение «трудных» подростков в футбольно – хоккейный клуб при школе «Кузбасс-65»;
- вовлечение подростков к участию археолого – этнографических экспедиций в летнее время, а во время учебного процесса – в подготовку к экспедициям и изучение краеведческого материала;
– вовлечение родителей в деятельность по оказанию помощи несовершеннолетнему (повышение психолого-педагогической грамотности родителей, участие в организационно-массовых досуговых мероприятиях и т.д.)
Неотъемлемой частью работы в профилактике правонарушений и преступлений среди школьников выступают посещения «трудных» подростков на дому. Данный вид деятельности фиксируется в дневнике посещений учащихся на дому:
№ п.п. Дата посещения Ф.И.О. учащегося Класс Причина посещения Результат Прочее
У большинства «трудных» детей отсутствуют желание учиться, низкая мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях, поэтому большая часть работы с такими детьми ложится на учителей-предметников, которые должны использовать современные различные методы и технологии вовлечения «трудных» учащихся в учебный процесс, оказание им помощи при выполнении учебных заданий..На уроках при работе с «трудными» учениками учителя делать акцент на мотивацию и проявление познавательной активности учащегося. Для этого учителя должны использовать:
- адаптивные технологии развивающего обучения (технология Капустина, ООТ, технологии деятельностного подхода и др.), которые позволяют учителю через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление «трудного» подростка и культивировать в нем образцы правильного поведения;
- нестандартные формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, уроки с использованием мультимедийных презентаций, видеоуроки, уроки с представлением проектов как результата групповой работы;
- представление для выполнения занимательных заданий и заданий, имеющих практическую направленность;
- создание ситуации успеха на уроке, помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
Приложение 1
Карта наблюдений
Ф.И. учащегося _________________________________
класс __________________________________________
Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто
1 2 3 4 5
1. Учебная деятельность:
равнодушие;
нежелание учиться;
низкая успеваемость;
затруднения в освоении учебных программ;
систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам. 2. Взаимоотношения со сверстниками:
Положение в классе:
изоляция;
противопоставление себя коллективу;
положение дезорганизатора;
положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся;
Взаимоотношения со сверстниками:
жестокое обращение со слабыми и младшими;
пренебрежительное отношение к сверстникам;
принадлежность к той или иной молодежной группе. 3. Взаимоотношения со взрослыми:
С учителями:
конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
грубость, хамство;
бестактность;
ложь;
С родителями:
конфликтный характер;
ложь;
грубость, хамство. 4. Проведение свободного времени:
бросил заниматься в кружке, секции, студии;
в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);
употребляет спиртные напитки;
курит;
зарабатывает на жизнь сам. 1 2 3 4 5
5. Отношение к труду, профессиональная ориентация:
Выбор профессии (для старшеклассников):
незнание своих возможностей и способностей;
профессиональная неопределенность;
неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.
Отношение к труду:
отрицательное отношение к работе;
невыполнение трудовых обязанностей в школе;
неисполнение трудовых обязанностей дома;
недобросовестное отношение к труду. 6. Поведение и поступки:
В школе:
прогулы;
нарушения школьной дисциплины;
нецензурная брань;
жаргонная речь
порча школьного имущества;
срыв уроков;
драки.
В семье:
побеги из дома;
невыполнение домашних обязанностей;
непослушание;
ложь.
Противоправные поступки:
бродяжничество;
попрошайничество;
азартные игры;
употребление наркотиков;
проституция;
кражи;
вымогательство;
порча имущества;
нанесение телесных повреждений (в результате драки). Приложение 2
Характеристика
Ф.И. учащегося ______________________________________________
класс ____________________________________________________
Состояние здоровья и развития подростка (заполняется совместно с врачом):
Общая оценка здоровья подростка (по данным медицинской карты)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Признаки повышенной нервозности:
отсутствуют;
повышенная утомляемость;
пониженная работоспособность;
подавленность по отношению к сверстникам;
агрессивность по отношению к учителям, к сверстникам;
отказ от контактов, общих дел;
склонность к разрушительным действиям;
садизм;
другие признаки_________________________________________________________
Патологические влечения:
курит (эпизодически, систематически) \ не курит;
употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически) / не употребляет;
употребляет токсические \ наркотические вещества (эпизодически, систематически) \ не употребляет;
Состоит ли на диспансерном учете, по поводу чего_____________________________________________________________________________
с какого времени _____________________________________________________________
Психологическая атмосфера семьи:
благоприятная;
неблагоприятная;
крайне неблагоприятная;
Данные о родителях (отец, мать):
образование__________________________________________________________________
профессия, место работы__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Другие члены семьи_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип семьи:
благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);
неблагополучная, педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение по отношению к ребенку, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка в школе и вне);
нравственно-неблагополучная (асоциальная, родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы);
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.);
Организация режима труда и отдыха:
Какие обязанности в семье____________________________________________________
Соблюдается ли режим дня______________________________________________________Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания__________________________________________________________________
Как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей______________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности учебной деятельности:
3.1. Успеваемость учащегося_______________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Отношение к учению:
положительное;
равнодушное;
отрицательное;
3.3. Интеллектуальные возможности учащегося:
высокие;
средние;
низкие;
3.4. Мотивы учения:
познавательный интерес к предметам;
осознание необходимости учиться в школьном возрасте;
стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых;
стремление избежать наказания;
стремление к самоутверждению среди сверстников;
другое________________________________________________________________
Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
Позиция учащегося в коллективе:
лидер (звезда);
предпочитаемый;
принятый;
отвергаемый;
изолированный;
С кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Взаимоотношения с другими одноклассниками:
деловые;
ровные;
дружеские;
теплые;
конфликтные;
ни с кем не общается;
Манера, стиль общения с окружающими:
доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свои ошибки);
не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
экстраверт (постоянно направлен на общение, легко выходит на контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен);
Отношение к общественному мнению:
активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведение);
негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведение не меняет);
Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
Отношение к общественным поручениям:
выполняет с готовностью;
выполняет без видимого интереса;
отказывается выполнять;
Выполнение общественных поручений:
добросовестное;
не добросовестное;
по настроению;
под нажимом;
с инициативой;
Отношение к трудовым делам класса:
принимает активное участие;
безразличен;
демонстративно отказывается;
Отношение к физическому труду:
положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
равнодушное (не выделяет физический труд как интересующую деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно);
Отношение к общественному имуществу:
относится бережливо, по-хозяйски;
равнодушно;
демонстративно пренебрежительно;
демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества
Направленность интересов:
Проявляет интерес к деятельности:
физической;
умственному труду;
технической;
общественно-политической;
организаторской;
художественной (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая);
спортивной;
В каких кружках (секциях) состоит (состоял)_____________________________________________________________________________________________________________________
Культурный кругозор:
Посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки__________________________________________________________________________
Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает
_____________________________________________________________________________
Регулярность чтения:
читает систематически; читает эпизодически; не читает;
7. Особенности сферы свободного общения учащегося:
7.1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели, часы вечернего прихода домой __________________________________________________________________________________
7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося_____________________________________________________________
7.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, улица и т.п.)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.4. Содержание общения в уличных играх:
работа с техникой;
посещение кино;
игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей;
разговоры на разные темы;
бесцельное времяпрепровождение;
выпивки, курение, азартные игры и т.д.
8. Самооценка личности:
адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения);
9. Особенности поведения:
9.1. Положительные поступки учащегося, как часто они совершаются_______________________________________________________________________Возможные мотивы их совершения_________________________________________________________________________________________________________________________________
9.2. Отрицательные поступки (проступки)________________________________________
_____________________________________________________________________________Их проявления: эпизодически систематически,
Их характер:
грубость;
драки;
прогулы;
опоздания на уроки;
нарушения дисциплины в классе;
отказ от требований, поручений;
не работает в классе на уроках;
9.3. Правонарушения учащегося:
воровство;
вымогательство у младших и слабых;
попытка к насилию;
жестокое обращение с животными;
проявление садистских наклонностей;
грубые нарушения общественного порядка (хулиганство);
9.4. Отношение к своим поступкам:
равнодушен;
переживает;
оправдывает;
осуждает;
9.5. Как относится к педагогическим воздействиям:
с ожесточением;
равнодушно;
понимает и старается выполнить требования;
9.6. Состоит ли на учете:
в ИДН;
на ВШК;
в ОНД;
9.7. Склонность к бродяжничеству:
склонен;
не склонен;