Занимательная лингвистика 4 класс


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Им. Б.В. БЕЛЯВСКОГО
«Рассмотрено»
Руководитель МО:
____________/___________/
Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР /__________/
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор …………. /____________/
Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_______________________________________________
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровняпо конкретным видам внеурочной деятельности)
«Занимательная лингвистика»
(кружок, элективный курс, научное объединение и пр.)
________________________________________________
(наименование)
_________________________________________________________
(срок реализации программы)
________________________________________________________
(возраст обучающихся)

Блинова Марина Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
242700, Брянская обл., г.Жуковка, пер.Школьный , д.9, тел.3-21-71, 3-19-32
факс: 8 - 48334 -3-21-71
1.Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ООП НОО МБОУ Жуковской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Б.В. Белявского и учебного плана МБОУ Жуковской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Б.В. Белявского на 2016-2017 учебный год и авторской программы «Занимательная лингвистика» 1-4 классы, авторы-составители: учителя начальных классов Г.И.Беркутова,Т.И. Пантелеева, Н.А. Однокозова, Е.Б. Ракитянская  МОУ СОШ №11 Курского муниципального района Ставропольского края
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность “Занимательная лингвистика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательная лингвистике».
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что лингвистика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Жуковской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Б. В. Белявского на 2016-2017 учебный год на изучение предмета «Занимательная лингвистика» выделяется 1 час в неделю. Общий объём учебного времени в 4 классе составляет 34 часа.
3. Планируемые результаты освоения курса «Занимательная лингвистика»
Планируемые результаты освоения программы
У обучающегося будут сформированы:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
2. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
4. Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
5. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
6. Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
7. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
9. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
10. Установка на здоровый образ жизни
11. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
12. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся научится:
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
6. Адекватно воспринимать оценку учителя;
7. Различать способ и результат действия;
8. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающийся научится:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7. Осуществлять синтез как составление целого из частей;
8. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9. Устанавливать причинно – следственные связи;
10. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13. Устанавливать аналогии;
14. Владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся научится:
1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3. Формулировать собственное мнение и позицию;
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6. Задавать вопросы;
7. Контролировать действия партнера;
8. Использовать речь для регуляции своего действия;
9. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
У обучащегося будут сформированы:
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
понимание того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
учебные действия с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
умения опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка.
4.Содержание курса «Занимательная лингвистика»
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3.Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4.Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5.Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7.Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8.Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10.В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11.Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12.Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.Тема 14.Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15.Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16.Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17.Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18.Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19.Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20.«Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21.Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30.Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
5.Тематическое планирование по предмету « занимательная лингвистика» на 20016-2017 уч. год.
№ Тема занятия Дата по плану Дата фактически
Фонетика и орфоэпия (7 часов) 1 1.Что такое орфоэпия? 2 2.Что такое фонография или звукозапись? 3 3.Звуки не буквы! 4 4.Звучащая строка. 5 5.Банты и шарфы. 6 6.«Пигмалион» учит орфоэпии. 7 7.Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. Лексикология (27 часов) 8 1.Имена вещей. 9 2.О словарях энциклопедических и лингвистических. 10 3.В царстве смыслов много дорог. 11 4.Как и почему появляются новые слова? 12 5.Многозначность слова. 13 6.«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. 14 7.Об одном и том же - разными словами. 15 8.Как возникают названия. 16 9.Слова – антиподы. 17 10.Фразеологические обороты. 18 11.Словари «чужих» слов. 19 12.Капитан и капуста. 20 13.«Он весь свободы торжество». 21 14.Мы говорим его стихами. 22 15.Слова, придуманные писателями. 23 16.Слова уходящие и слова – новички. 24 17.Словарь языка Пушкина. 25 18.Смуглая Чернавка. 26 19.Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 27 20.Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 28 21.Какой словарь поможет избежать ошибок? 29 22.Словарь- грамотей. 30 23.Научная этимология. 31 24.Какие бывают имена? 32 25.Древнерусские имена. 33 26.Отчество и фамилия. 34 27.Надо ли останавливаться перед зеброй? Итого 34 часа Отметка о выполнении программы и корректировка
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Материально- техническое обеспечение
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гРик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.