Статья: Значение силовой подготовки для юношей призывного возраста и коррекция силовых способностей основных групп мышц.


Значение силовой подготовки для юношей призывного возраста и коррекция силовых способностей основных групп мышц.
Важнейшая задача государства и общеобразовательной школы - разностороннее физическое воспитание учащихся старших классов, которым вскоре предстоит не только включиться в созидательную трудовую деятельность, но и выполнять не легкие воинские обязанности во время службы в рядах Вооруженных Сил России. Поэтому в работе с подростками нужно уделять повышенное внимание развитию отстающих физических качеств. Большой процент молодежи, как констатируют призывные медицинские комиссии военкоматов, отстают в своем развитии от установленных норм. Особенно по нормативам силовых качеств т.е имеют слабую мышечную систему и как следствие отклонения в физическом развитии. Это болезни опорно-двигательного аппарата, сколиоз, плоскостопие, сердечнососудистые заболевания и болезни органов пищеварения, недостаточный или избыточный вес. Практически полностью здоровых молодых людей единицы. Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние мышечной системы обеспечивающей, кроме двигательное функции организма , еще три жизненно необходимых – корсетную, обменную и насосную. Корсетная функция состоит в том, что только при определенном достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка и тем самым функции позвоночника и спинного мозга. При недостаточно развитой корсетной функции развивается ряд заболеваний позвоночника ( лордоз, кифоз, остеохондроз). Она играет важную роль в поддержании нормального положения и функционирования внутренних органов - почек, печени, желудка, кишечника. Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, а недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, диабету, атеросклерозу. Насосная функция мышц состоит в том, что сокращение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу и тем самым поддерживает его работу в нормальном режиме. Таким образом определенное морфофункциональное состояние мышечной системы важнейшее , жизненно необходимое условие , а его уровень информативно отражается показателем мышечной силы. Для крепкого здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом так и в каждой из основных мышечных групп- плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног. Величина учебных нормативов силы установлена на основании учебных и традиционных представлений экспертов о фактических возможностях школьного контингента. В них не соблюдаются принципы формирования силы всех основных мышечных групп. Так, для мальчиков до седьмого класса сила формируется только для одной группы мышц- мышц сгибателей предплечья -тест «Подтягивание». В седьмом классе присоединяется тест «Сгибание рук в упоре», который так же характеризует преимущественно одну группу мышц – разгибателей предплечья. А в восьмом классе добавляется характеристика мышц брюшного пресса тестом «Удержание угла», то есть только для брюшного пресса. В программе нет учебных нормативов силы мышц ног и спины. Возникает вопрос можем ли мы считать , что мышцы спины обладают нормальным уровнем силы, если такой уровень достигнут для мышц рук в тесте « подтягивание»? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Между уровнем силы отдельных мышечных групп связь относительно слабая и следовательно, пи нормативном уровне силы рук, сила мышц ног, спины или брюшного пресса может быть существенно ниже нормы. Поэтому необходимо, чтобы все основные мышечные группы имели достаточный ( нормативный) уровень силы, то есть нормативы сила должны быть комплексными. Подростки с нормативным уровнем силы быстрее и лучше осваивают программный материал по физической культуре( раздел о гимнастике, легкой атлетике, военно- прикладной физической подготовке). Следовательно , указанный нормативный уровень силы необходимый фактор для поддержания хорошего здоровья, быта, профессиональной способности и поэтому может рассматриваться как необходимый. Установлено , что практически все подростки подготовительной и основной группы при условии дополнительной , целенаправленной силовой нагрузки могут в течении учебного года достигнуть нормы силовой подготовленности. – А целесообразно ли развивать силу выше нормативного уровня? В последнее время отмечается увлечение атлетической гимнастикой ( пауэрлифтингом) для формирования рельефной мускулатуры. Полезны ли эти занятия для здоровья? Атлетическая гимнастика помогает в устранении дефектов (осанки, локальной недостаточности мышц ( тонкие руки, ноги )Поэтому занятия атлетической гимнастикой полезны. Они позволяют достаточно быстро достичь нормативного уровня силы. Нельзя недооценивать положительное влияние от занятий атлетической гимнастикой на психику юношей. Занимаясь атлетизмом ребята тренируют не только мышцы, но и нервную систему. Они становятся более способными, уравновешенными, уверенными в своих силах. Быстрее адаптируются в экстремальных ситуациях. Эстетическая сторона так же имеет большое значение. Хорошо развитые мышцы и красивая фигура избавляет от комплексов переходного возраста, воспитывает уважение к красоте. Длительное время, работая с учащимися старшего школьного возраста, пришел к выводу, что положение дел по данной проблеме усугубляется с каждым годом, о чем свидетельствует данные призывных медицинских комиссий. Поэтому призываю юношей повышать свой уровень силовой подготовленности, через занятия комплексной системой физических упражнений, для коррекции силы основных групп мышц. Для этого нужно активно заниматься физкультурой и спортом, посещать спортивные секции и участвовать в соревнованиях различного уровня.