Применение поведенческих технологий в образовательном процессе: взаимодействие педагога и психолога


Применение поведенческих технологий в образовательном процессе: взаимодействие педагога и психолога
Эффективность поведенческих методов для решения широкого круга поведенческих проблем находит широкое признание в практике оказания психологической помощи детям и подросткам. В основе поведенческих программ лежат разные стратегии: стратегии основанные на формировании условных рефлексов (метод систематической десенсибилизации), выработка условно-рефлекторного отвращения (аверсивные методы); стратегии основанные на оперантном обусловливании (формирование поведения, подкрепление несовместимого поведения, тайм аут, жетонная система); стратегии основанные на социальном научение (естественное моделирование, символическое моделирование, моделирование с участием).
Методика "жетонная система" является популярным средством коррекции детских нарушений поведения и активно используется учителями и родителями в практике воспитательного процесса. Однако опыт работы показывает, что достаточно часто вводя систему без участия специалистов, родители и учителя не достигают поставленных целей либо отмечают низкую эффективность используемого метода. Нередко это приводит и к нарастанию поведенческих нарушений. Как правило, это связано с преобладанием лишений (штраф) над поощрением (награда), недостаточно точным определением желательного поведения (описываемого не на языке поведенческих действий), с непоследовательной выдачей жетонов и не дифференцированной системой поощрений.
Целесообразность использования поведенческих техник, а именно "жетонной системы" в условиях образовательного учреждения показано при коррекции поведенческих проблем учащихся связанных с нарушениями социального поведения в группе, а также нарушениями учебного поведения детей.
Применение поведенческих технологий в формате групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий является эффективным инструментом в практике работы школьного психолога. Однако эффективнее всего программы коррекции поведенческих нарушений реализуются в процессе взаимодействия учителей и школьных психологов.

При использовании поведенческих методик в школе учитываются определенные условия: работа в группе, наличие групповых целей, воспитательная концепция, роль учителя, правила, установленные в учреждении. Практика психолого-педагогической работы показывает, что в школах чаще всего используются программы подкреплений, основанные на оперантном обучении (приемах). Цель данных программ состоит в том, чтобы оказывать на поведение детей прямое воздействие в результате которого желательные формы поведения (положительное целевое поведение) поощряются, негативное поведение (нежелательный образ действий) педагог игнорирует, либо лишает класс подкрепляющих стимулов.
Реализация данной программы в образовательном учреждении включает ряд обязательных подготовительных этапов:
1. Педагогический коллектив либо учитель планирующий использование поведенческих технологий в сотрудничестве с психологом и при его участии знакомятся с базовыми знаниями и принципами поведенческой программы (методическая литература).
2. Совместно определяются формы желательного поведения (целевое поведение, которое надо сформировать).
3. Психолог контролирует процесс реализации поведенческой программы: заключение договора между участниками программы (дети, учитель, психолог), наблюдает за ходом поставленной цели и регистрацией промежуточных результатов, обменом символических подкрепляющих стимулов (жетоны) на реальные вознаграждения.
Введение в программу включает информирование (инструктирование) педагогического коллектива, которое реализуется в три этапа:
А) Введение в поведенческую терапию которое включает информирование через знакомство с целями и задачами программы, демонстрации примеров, обсуждения положительных результатов. Часто педагоги активно отзываются на применение поведенческих приемов, но в некоторых случаях отвергают считая программу "дрессировкой", либо отмечают нехватку временных ресурсов для реализации программы в ходе урока. Важно отметить, что поведенческие технологии не должны мешать учебному процессу, поэтому выдача подкреплений (поощрений) согласуется в специальном договоре, процедура стимулирования упрощается: либо выдаются жетоны, не сопровождаемые комментариями, либо выражается короткая похвала и
признание словом (вербальное подкрепление). В большинстве случаев актуально сначала договорится с педагогами о простых шагах, чтобы они убедились в эффективности предлагаемого метода.
Б) Знакомство с основами поведенческой терапии: информирование об основных теоретических моделях: стратегии основанные на формировании условных рефлексов, модели оперантного обусловливания и теории социального научения. В большинстве случаев достаточным бывает знакомство с основами оперантного обуславливания с акцентом на фундаментальных принципах теории.
При использовании методики важно учитывать основные правила поведенческой программы (практическое руководство "Коррекция поведения детей и подростков"):
Точное определение проблемного и желательного поведения (на языке положительных поведенческих действий): какое поведение подлежит изменению? каким должно стать поведение учащихся?
Каковы актуальные ситуации в которых проявляется проблемное поведение и в каких ситуациях оно должно быть модифицировано?
Какие подкрепляющие стимулы (вознаграждение) планируется применять? Представляет ли интерес "жетонная система" для группы и конкретного ребенка?
Действуют ли подкрепляющие стимулы в момент проявления желательной формы поведения или при этом возникают проблемы?
Как контролируется изменение поведения? Отражает ли регистрация частоту их проявления?
В) Согласование конкретной поведенческой программы: план программы составляется в письменной форме, обсуждаются и апробируются все его части:
точное определение желательного (подкрепляемого) и нежелательного поведения; знакомство и обсуждение программы с группой или отдельным учеником в случае индивидуальной работы: обсуждение задач совместного решения проблем;
обсуждение подкрепляющих стимулов- вознаграждения, которое должно быть разнообразным, простым и понятным (например, игра, прогулка, просмотр мультфильма, подарок);
конкретное обсуждение желательного поведения и нарушений поведения; согласование условий получения и обмена жетонов;
когда и сколько будет выдано за желательное поведение, как происходит расчет за проявления нежелательного поведения;
определение порядка обменов жетонов на поощрения: количество, награды, получения.
Поведенческие программы могут быть направлены и на повышение учебной мотивации; формирование специальных учебных навыков; формирования социально-адекватного поведения.
Важно отметить, что лишь при согласии всех участников образовательного процесса (педагоги, психолог, учащиеся) допустима реализация поведенческой программы.
Применение программы требует дополнительных методических, временных и финансовых ресурсов.
При разработке индивидуальной поведенческой программы коррекции поведенческих нарушений учащегося требуется включение во взаимодействие родителей их согласие и обязательное участие.
Список использованной литературы:
Бремс Кристина «Полное руководство по детской психотерапии». Второе международное издание ЭКСМО-Пресс, 2002.
Коррекция поведения детей и подростков. Практическое руководство. Стратегия и методы/ Перевод с немецкого В.Т. Алтухова. Научный редактор текста А.Б. Холмогорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.-224.
Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. 3-е международное издание.- СПб.: Питер,2—3-608с.