Публичное выступление Я — учитель, а это значит…

Каждый выбирает для себя
Спутника, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.

Двадцать лет назад я тоже сделала свой выбор. Я счастлива, что в моей жизни был и есть учитель, который как огонек, как дуновение свежего ветерка в жаркий день вселил в меня надежду, зажег стремление пройти этот необыкновенно красивый, но непростой путь. Мой учитель – Тамара Александровна Боргенс, у которой я всегда ищу ответы, когда сомневаюсь, когда мне нужно найти выход из безнадежной ситуации. Она вселила в меня то главное, без чего не может быть настоящего учителя. Нет учителя без веры в ребенка. Твое доверие помогает ему раскрыться и в свою очередь довериться учителю. Важно, чтобы ребенок верил учителю! Ведь без взаимного доверия не может быть процесса обучения и воспитания. Итогом многолетних моих раздумий стала уверенность в том, что настоящему учителю необходимы:
Любовь к детям
Наличие фундаментальных знаний
Высокий профессионализм
Бескорыстие
Благородство души
Стремление к постоянному поиску
Максимум желания
Огромное трудолюбие
Высокое вдохновение
Адское терпение
Дружная команда
Море юмора
А еще учитель должен быть счастливым человеком. Ведь только счастливый человек может сделать других счастливыми.
А доводилось ли Вам встречать счастливых учителей? По каким же признакам можно определить, что они счастливы?
Спектр счастья широк. Это может быть везение и удача. Это могут быть переживания, особенно радостные. Это может быть даже мгновение жизни, если оно было очень ярким. И, наконец, это может быть удовлетворение жизнью в целом. Сила переживания удовлетворенностью жизни позволила психологам выделить пять ступеней счастья. Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью. Начинается это восхождение от умения дорожить радостью бытия, умения видеть счастье уже в том, что ты идешь по земле, до высшего счастья – умения созидать, счастья творчества. Принцип созидания: обретать давая.
Счастливый педагог тот, кто стоит на самой верхней ступени. Хочу рассказать притчу, которая поможет лучше понять, кому работа приносит истинное счастье.
«Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках материал, задали один и тот же вопрос: «Что вы делаете?»
Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы:
-Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем. Как все надоело.
Второй сказал добродушно:
-Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам.
А третий распрямился, отер с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал:
-Я строю Шартский собор!
Я из тех учителей, которые строят храм добра, понимания, человеколюбия. Для меня школа – это не просто источник знаний, передающий их детям. Школа – это опыт жизни. Мы раскрываем детям великую книгу мудрости. Сейчас, когда бури житейские высоки и многие вопросы семье решать трудно, как и всегда бывает в переломный момент жизни общества, школа приходит на помощь детям. Она адаптирует, защищает ребят от той подчас суровой жизни, которая шумит за окном. Школа учит многому, но главное – любви! Той любви, которая долго терпит, милосердствует.
Быть учителем – счастье! Каждый человек – это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека – еще одна нота. И поступки его – нота! Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит – это и называется счастьем!
Кто из нас не помнит тех своих уроков, на которых класс словно большой симфонический оркестр слаженно «играет» мелодию урока, словно говоря, и мы, мы тоже любим, понимаем тебя. Это незабываемые часы жизни. Это великие часы.
И безмерно счастье учителя, когда после окончания школы эта душевная связь не прекращается, а наоборот твои ученики делятся с тобой радостями и огорчениями, надеждами и мечтами, просят совета, видят в тебе друга, помощника, зная, что здесь тебя выслушают, помогут, поймут.
Счастье, что рядом с юностью, ты навсегда остаешься, молод душой. И пусть морщинки у глаз, седина на висках, но юношеский максимализм, наивность, эмоциональность и экспрессия остаются с тобой пока ты в школе, в детском коллективе.
И конечно счастье – закончить первую Песчанокопскую имени Алисова и работать здесь учителем, где высокий профессионализм и творчество сочетаются с любовью и вниманием к детям, где сумеют высветить человеческую душу своим талантом, мастерством и трудолюбием. И всему этому я учусь у своих коллег, которые несут свет добра и знаний.
«Мне на светлых людей везет
Я ведь с ними светлею тоже».
Господь благословил меня, послав сына и дочку, любящих и любимых. И это счастье - сочетать работу и семью.
Я понимаю, что учительству нельзя научить, учителем надо родиться. Профессия эта замешана на любви, как всякое творчество или служение. Кто занят всерьез ими, себе не принадлежит. Каким бы он ни был, возлюби ученика своего любовью строгой и терпеливой. Родительской. Это такое счастье раствориться в учениках.
А счастье мои восьмиклассники понимают так:
«В счастье – не знают горя
Счастье – улыбок море
А может быть, счастье – это,
Когда ты знаешь, что где-то
Твоего, несмотря на поступки
Ждут звонка в телефонной трубке.
Или знать, что все живы, здоровы,
Что есть смысл для жизни новой.
Жаль, что люди на это ответ,
Находят, спустя много лет.
Так, не тратьте же время напрасно,
А поймите, что жизнь – прекрасна!»


15