Занятие кружка по географии Коллекция горных пород и минералов


Тема занятия: Коллекция горных пород и минералов
Цели занятия:
1. Углубление знаний о горных породах и минералах.
2. Формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Развитие практических умений учащихся.
Форма проведения: игра с элементами практической работы.
Средства обучения:
1) компьютеры, экран;
2) на столах коллекции горных пород, минералов;
3) раздаточный материал (приложение 2, приложение 3 );
4) географические атласы для 6 класса.
Ход занятия.
1. Стадия вызова.
-  Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись!
- Как всегда наше занятие начнем с игры «Беру – не беру»: распределить по горным породам и минералам. (Делятся на группы).
- Что такое коллекция? Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. Сегодня мы в форме игры будем создавать свою коллекцию по теме «Горные породы».
2. Стадия осмысления.
«…Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная... На конце ленты…
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь- ко, малахиту платье. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. "Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила". От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта - малахитница-то - любит над человеком мудровать…»
П.П. Бажов
О ком речь идет в этом тексте? Хозяйка Медной горы (за правильный ответ получают жетон).
1. Игра «Да – нет».
1. Магматические горные породы образуются на земной поверхности при сравнительно невысоких температурах и давлении в результате накопления и уплотнения вещества. (-)2. Метаморфические горные породы превращаются из других пород под действием высоких температур и давлении. (+)
3. Осадочные породы образуются из магмы. (-).4. Магма – сложный по составу огненно-жидкий расплав веществ. (+)5. Лава – излившаяся на поверхность земли магма. (+)6. Вулканы и гейзеры в России располагаются на полуострове Камчатка и Курильских островах. (+)7. Ключевская сопка крупнейший вулкан США. (-)7. Существуют ли заповедники минералов или горных пород? (+) (просмотр видео)
2. Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь” 
? Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей.
Графит.
? Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей.
Соль.
? Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы.
Торф.
Им учитель математики пишет на доске сложные примеры.
Мел.
? Люблю тебя, Петра творение,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное течение,Береговой её ………………..
Гранит.
? Из неё египетская царица Клеопатра делала косметические маски для лица.
Глина.
? Из неё изготавливают рубли.
Медь.
? Незаменимая “рубашка” для консервов.
Олово.
? Из него делают колечки для Тани, серёжки для Сары.
Золото.
? Она делает наши пяточки гладкими.
Пемза.
Видео «Самый-самый)5. В гостях у хозяйки «Медной горы»
Практическая работа «Знакомство с горными породами».
Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.
Оборудование: инструктивные карты, коллекция минералов и горных пород (гранит, известняк, торф), фарфоровая пластина, стекло.Форма проведения: составление таблицы. «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.
Ход работы:
Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите в таблицу.
Характеристика горных пород
План характеристики Горные породы
1. Название. Гранит Известняк Торф
2. Цвет. серый (розовый) белый бурый (коричневый)
3. Структура:
а) зернистая (видны зерна минералов в породе);
б) плотная (зерна минералов не различимы);
в) землистая (зерна не различимы, порода оставляет след на руках). зернистая плотная землистая
4. Твердость:
а) твердая;
б) средней твердости;
в) мягкая;
г) хрупкая. твердая средней твердости хрупкая
5. Вес:
а) тяжелый;
б) средней тяжести;
в) легкий. тяжелый средней тяжести легкий
6. Происхождение (см. учебник) магматическое (глубинное) осадочное (органическое) осадочное (органическое)
7.Применение строительный материал строительный материал удобрение,
топливо
Гранит – прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры.
Известняк – строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв.
Торф – горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырье.
4. Конкурс знатоков.
- Как называется наша область?
Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства 
-Назовите полезные ископаемые в нашем крае – нефть, газ, глина, песок, торф.
Видео «Происхождение нефти и ее добыча»
3. Стадия рефлексии.
Подведение итогов: кто больше назовет горных пород о которых сегодня шла речь?
Д/з Это интересно! Видео о движущихся камнях.