Внеклассное мероприятие по математике Совет мудрецов


Совет мудрецов.
Сегодня у нас состоится совет – совет мудрецов. Мудрецы из прошлого:
Архимед. Кто формулу суммы квадратов нашел?
И верной дорогой к прогрессу пришел?
Математик и физик. Я – Архимед.
О жизни моей ходит много легенд.
Гаусс. О! Я – Карл Гаусс! Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи учеником начальной школы.
Магницкий. Господа! Имею честь представиться. Я Леонтий Филиппович Магницкий – создатель первого учебника «Арифметика».
Архимед. В нашем зале присутствуют мудрецы настоящего времени – члены жюри:
Гаусс. Просим выйти на сцену мудрецов будущего - команды:8а «Метеорит» и команда 8б «Многогранник».
Магницкий. Итак, совет открыт,
Определились роли
Сегодня никому
Скучать мы не позволим.
Пускай веселья час
Придут в наш дом,
А мы, чтобы настроить вас,
Разминку проведем.
Математическая разминкаГаусс. За одну минуту нужно ответить на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
( слайд «Математическая разминка» - музыка)
Магницкий. Вопросы 1 команде.
Автор слов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов).
Раздел математики, занимающийся решением треугольников (тригонометрия).
(-1)999 000 (1).
Чему равен один пуд? (16 кг)
Показатель степени, который обычно не пишут (1).
Прямая, пересекающая другие линии (секущая).
Вспомогательная теорема (лемма).
Величина, показывающая вместимость (объем).
Число, делящееся на данное без остатка (кратное).
Старинное название школьного курса «Математика» («Арифметика»).
От начала суток прошло 36 часов. Который теперь час? (12).
Сколько всего существует двузначных чисел? (90).
Сколько квадратных метров в одном аре? (100).
Назовите последнюю цифру произведения всех однозначных чисел (0).
Архимед. Вопросы 2 команде.
Кто из великих русских поэтов сказал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» (Пушкин).
Родина геометрии (Египет).
(-1)33 000 (1).
Единицей измерения чего является карат? (Единица веса драгоценных камней и золота).
Часть прямой (луч или отрезок).
Непрерывная линия, состоящая из отрезков (ломаная).
Произведение одинаковых множителей (степень).
Другое название корня (радикал).
Математическое предложение, принимаемое без доказательства (аксиома).
Математическое понятие, выражающее зависимость одних переменных величин от других? (функция)
Сколько секунд в часе?(3600)
Точка пересечения параболы со своей осью? (вершина)
Как называется график функции вида у = к/х? (гипербола)
Отрезок прямой, соединяющий две произвольные точки окружности (хорда).
Геометрия
Гаусс. Проверим ваши знания в области геометрии.
Математика – самая древняя из наук. Слово «математика» в переводе с греческого означает «наука», «размышление». Мы сегодня хотим вас познакомить с некоторыми из разделов математики. Из всех математических наук первой возникла геометрия. В переводе с греческого «геометрия» - это «землемерие».
Моделирование фигурГаусс. Командам предлагаем заняться моделированием геометрических фигур. (Каждой команде выдаются по 3 модели прямоугольников).
Разрезать прямоугольник на две части таким образом, чтобы получился параллелограмм.
Разрезать прямоугольник на две части таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.
Разрезать прямоугольник на три части таким образом, чтобы получился квадрат.
На выполнение задания отводится 4 минуты. За каждое правильно выполненное задание команда получает два балла.
Игра со зрителямиПока команды готовятся, зрителям предлагаем ответить на следующие вопросы.
Буквы разбиты на группы. Требуется определить, по какому принципу произведена эта разбивка (см. рис.1 и рис.2).

Рис.1
Буквы, расположенные в верхнем ряду, обладают осевой симметрией, причем ось симметрии у них вертикальная. Буквы, расположенные в нижнем ряду, обладают также осевой симметрией, но ось симметрии у них горизонтальная.

Рис.2
Буквы, расположенные в верхнем ряду, обладают центральной симметрией. Буквы нижнего ряда – несимметричные фигуры.
Проверим, как справились с заданием команды.
Конкурс геометрических задачАрхимед.
Знает это каждый школьник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать,
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой,
Сколько разных, рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри!
(см. рис.3)

Рис.3
В случае, если команды ответили неправильно, то зрители могут помочь своей любимой команде заработать баллы.
Сосчитайте, сколько прямоугольников изображено на рисунке 4?

Рис.4
Конкурс капитановГаусс. Объявляется конкурс капитанов команд.
Найдите массу шоколадки, имеющей форму сердечка, если масса одного квадратика равна 10 граммам (см. рис.5). Капитанам выдаётся задание на листочках.

Рис.5
Тот из капитанов, кто быстрее найдет правильный ответ, получает 3 балла. В случае если капитаны дали неправильные ответы, то правильный ответ команды может принести им 1 балл (400 г, какая аппетитная шоколадка!)
Пока капитаны готовятся, команды играют дальше.
Нахождение площадей фигур Гаусс. Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке 6.

Рис.6
Найдите площадь закрашенной фигуры, изображённой на рисунке 7.

Рис. 7Разгадывание кроссвордовМагницкий. Следующее задание по геометрии. Каждой команде предлагаем разгадать кроссворд с геометрическими терминами. Время на размышление – 3 минуты. Выдать кроссворды командам (приложение А).
А в это время зрители разгадывают другой кроссворд (см. рис.8).

Рис.8
По горизонтали:
1.Четырёхугольник (квадрат).
2. Вид треугольника (равнобедренный).
3. Многоугольник (треугольник).
4. Луч, выходящий из угла, и, делящий его пополам (биссектриса).
По вертикали:
6. Сторона прямоугольного треугольника (катет).
7. Отрезок, соединяющий две не соседние вершины многоугольника (диагональ).
8. Название одной из сторон равнобедренного треугольника (основание).
5. Раздел геометрии, изучающий фигуры и их свойства на плоскости (планиметрия).
Логика
Архимед. Есть такая наука, она называется логикой, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было связным, последовательным и непротиворечивым. Человек, не знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать и действовать. В математике невозможно обойтись без логики. Поэтому рассуждать логически нужно учиться много и постоянно. Логическое мышление помогает не только решать задачи, но и раскрывать преступления. Умело пользовались правилами логики знаменитые сыщики: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро и лейтенант Коломбо. Проверим ваше умение логически мыслить.
Каждой команде предлагается по одной задаче, на размышление – 1 минута.
Логические задачиГаусс. Задание 1 команде.
Математик, оказавшись в небольшом городке, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера – у каждого из них своя парикмахерская. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика? Команда думает 1 мин.
(Так как в городе два парикмахера, мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того из мастеров, кто лучше подстриг своего конкурента)
Магницкий. Задание 2 команде.
В шляпную лавку вошел господин и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100-рублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа, 70 рублей сдачи, и он удалился. Через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100-рублевая банкнота – фальшивая и потребовал взять ее назад. Пришлось выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин сел подсчитывать убытки. Помогите ему. Сколько рублей он потерял?
Команда думает 1 мин.(100 рублей: шляпу за 30 рублей и сдачу 70 рублей)
Задачи по истории математикиГаусс. Предлагаем задания командам из истории математики. Каждой команде предлагается ответить на 5 вопросов, на каждый вопрос дается 10 секунд, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 1 команде.
Творение какого древнегреческого математика лежит в основе учебника по геометрии для средней школы во всех странах?
(Евклид. «Начала»)
Английский математик и физик, открывший закон всемирного тяготения (Ньютон).
Французский математик, юрист. Автор теоремы о свойстве корней уравнения.
(Франсуа Виет)
Кто является создателем первой неевклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям? (Н.Лобачевский)
Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал неприятельскому солдату, пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов!»? (Архимед)
Магницкий. Вопросы 2 команде.
Древнегреческий математик и механик, впервые вычисливший значение числа с большой точностью? (Архимед)
С каким числом связано название знаменитой картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»? (6)
Автор первого учебника по математике в России (Магницкий).
Французский математик, основоположник метода координат на плоскости и в пространстве (Декарт).
Какая теорема в средние века, изучаемая сейчас в школьном курсе геометрии, называлась «магистром математики»? (теорема Пифагора)
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Объявляются результаты. Награждаются победители.
Список использованных источниковГарднер М. Математические головоломки и развлечения / М. Гарднер. – М.: Мир, 1971. - 110 с.
Кэррол Л. История с узелками / Л.Кэрролл. - М.: Мир, 1985. – 200 с.
Лойд С. Математическая мозаика / С. Ллойд. - М.: Мир, 1980. – 250с.
Петраков И. С. Математические кружки в 8-10 классах: кн. для учителя / И.С.Петраков. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
Сергеев И. И. Примени математику / И.И.Сергеев И. И., С.И.Олехник, С.Б.Гашков. – М.: Наука, 1989. – 160 с.