Статья Опыт формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения у обучающихся гимназии в учебно-воспитательном процессе


Опыт формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения у обучающихся гимназии в учебно-воспитательном процессеАвтор Волынцева Татьяна ФатьевнаВступая в активную самостоятельную жизнь, каждое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. К возрастным трудностям жизненного самопределения сегодня добавляется многообразие социальных проблем. У молодых людей отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации.
Сопоставительный анализ опубликованных информационно-аналитических материалов социологических и социально-педагогических исследований, рейтинговых опросов подростков и молодежи, мониторинговых замеров их гражданского самочувствия, позволяет выявить проблемы, которые волнуют и беспокоят молодежь: наиболее высокий рейтинг у тех, что связано с жизненным самоопределением, достижением материального благополучия, сохранением здоровья.
В эпоху социальных перемен любая кризисная жизненная ситуация, связанная с блокировкой базовых потребностей возраста, для молодого человека является трудной в плане самоутверждения, независимости, самореализации, социальной компетентности, самоопредения в настоящем и будущем. Нередко это приводит к выбору нездорового образа жизни.
Среди причин нездоровья выделяют внешние факторы: состояние медицинского обеспечения, сложную экологическую ситуацию, условия и качество питания и т.д. Но все чаще исследователи приходят к выводу о том, что главная причина заключается в отсутствии у молодого человека сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья. Выбор подростком образа жизни, связанного с ценностными представлениями о себе, с возможностями позитивного социального влияния и гибкого поведения, обеспечивает продуктивно-успешные результаты деятельности в контексте здоровья как ценностной категории.
«Образ жизни» рассматривается наукой как интегральный способ бытия во внешнем и внутреннем мире, как систем взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, как сложнейший комплекс действий и переживаний и как наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих его. Образ жизни положительно влияющий на здоровье называют «здоровым образом жизни».
Что такое здоровая школа? Наверное, учреждение, в котором труд и учебы радостны, в котором нет физического и психологического насилия, в котором исключается варварское вторжение в личность. Это дом, где жизнь организована природосообразно, на принципах сосуществования и сотрудничества, это место где человек не чувствует себя неполноценным, одиноким и покинутым.
В психологии описаны критерии здорового ( нормального, правильного) развития личности. Среди них:
Отношение к другому человеку как самоценности;
Способность к самоотдаче и любви;
Творческий характер жизнедятельности;
Потребность в позитивной свободе;
Способность к свободному волепроявлению;
Возможность самопроектирования будущего;
Вера в осуществимость намеченного;
Внутренняя ответственность перед собой и другими, перед прошлыми и будущими поколениями;
Стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.
Здоровье человека вообще, и в том числе здоровье ребенка зависит:
наследственность – 20%
состояние окружающей среды – 20%;
образ жизни ребенка, на долю которого приходится более 50% формирующих здоровье факторов.
Самое главное: факторы образа жизни – это реально управляемые факторы. Управляют ими педагог, сам ребенок и его семья, то есть все участники образовательного процесса.
Цель воспитательной системы гимназии – это формирование у обучающихся и педагогов ценностного отношения к управлению собственным организмом и обеспечение физического, психологического и нравственного здоровья.
Для педагогического коллектива МОУ гимназии № 1 Центрального района г.Волгограда одним из приоритетных направлений развития гимназии является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье учащихся зависит от многих факторов: наследственности, экологии, социальной среды. Если первые два фактора от нас не зависят и образовательное учреждение по большому счету повлиять не может, то на социальную среду в которую входят и образовательные учреждения мы можем влиять как положительно, так и отрицательно. Поэтому перед гимназией стоит задача создания условий, в которых ребенку было бы комфортно, тогда можно надеяться на положительную динамику здоровья учащихся.
Под понятием «создание условий для комфортного пребывания учащихся в гимназии» имеется в виду следующее:
I.Организация учебно-воспитательного процесса;
II.Содержание учебно-воспитательного процесса.
Под первым предполагается:
-своевременно, грамотно составленное расписание уроков и занятийдополнительного образования в соответствии с санитарнымиправилами и нормами;
выполнение учебного плана, не превышающей учебной нагрузки;
использование современной формы работы с учащимися;
формы организации уроков и методы их проведения соответствуют возрастным особенностям учащихся;
наличие специалистов: психолога, логопеда, медицинских работников, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую поддержку учащихся, их физиологическое и психологическое здоровье;
классные руководители, обеспечивающие взаимодействие учащихся со специалистами, учителями-предметниками, родителями;
осуществление связи с учреждениями здравоохранения и других организаций работающих по проблеме профилактики ВИЧ/СПИД инфекций;
создана хорошая материально-техническая база для работы с детьми напряду с традиционными учебными кабинетами: два спортзала, тренажерный зал, кабинет ритмики и танца, кабинет здоровья, медицинский, стоматологический, логопедический, психологический кабинеты, а также кабинеты дополнительного образования. Все это способствует широкому охвату детей во внеурочное время.
С точки зрения содержания учебно-воспитательного процесса, следует отметить, что на протяжении ряда лет гимназия имеет опыт работы по реализации здоровьесберегающих программ:
1. Дифференцированное обучение на уроках физической культуры. Дифференция осуществляетсясучетомобщейфизической готовности учащихся. Это позволяет улучшить показатели здоровья детей (снижение ОРЗ, частоты обострения хронических заболеваний, количества детей с нарушением осанки);
улучшить показатели физической подготовленности детей.
снизить количество учащихся, посещающих специальные медицинские группы по состоянию здоровья благодаря индивидуальному подходу, использованию элементов ЛФК во время занятий, что оказывает оздоровительный эффект и позволяет максимально снизить риск обострения хронических заболеваний.
2.Региональная программа «ослепительная улыбка» (1-4 кл.),направленнаяна соблюдениеправил гигиены полости рта.Профилактическая работа ведется врачом-стоматологом и класснымивоспитателями не только с детьми, но и их родителями.
Международная программа «Полезные привычки» (1-9 классы), способствующая воспитанию социально и психологически здорового ребенка.
Региональная программа полового воспитания «Изменения» (для мальчиков и девочек 7 классов), направленная на самопознание своего организма с учетом изменения его на определенных этапах развития.
Региональная программа «Разговор о правильном питании» (1-4кл.)
Региональная программа «Здоровье» (1-11кл.)
Международный проект «Комплексные стратегии профилактики ВИЧ-инфекции и ИППП среди молодежи на территории Волгоградской области и Алтайского края». В гимназии было проведено анкетирование директора гимназии и его заместителей с целью выявления оценки различных форм активности, связанных с укреплением здоровья гимназистов, а также проведена диагностика на выявление физических и физиологических особенностей обучающихся. Полученные данные анкетирования и диагностик, позволили выявить проблемы, которые волнуют и беспокоят молодежь: наиболее высокий рейтинг у тех, что связаны с жизненным самоопределением, достижением материального благополучия, сохранением здоровья.
В круг приоритетов старшеклассников гимназии вошло:
I место - интересная работа;
II место - хорошее здоровье;
Ш место- общение с интересными людьми.
И хотя в целом сознание учащихся имеет заметную: оптимистическуютенденцию, т.к. большей части всех опрошенных не нравится (от55%до75%)поразным позициям употребление алкоголя наркотиковругательств, недисциплинированность, следует считать, что в подростковойсредеданныепроблемы актуальны.
Чтобы быть успешным, надо быть здоровым. Такие выводы были сделаны нашими гимназистами. Дляреализацииданногонаправлениянамиразработан целевой проект «Формирование у учащихсягимназииздорового образа жизни, как условия успешного интегрирования молодого человека всовременную социальную среду». Данный проект включает нескольконаправлений деятельности: учебную, внеклассную и внеурочную деятельность.
I Учебная деятельность.1. Реализация программы - «Физическое здоровье».
2. Реализация программы - «Социальное здоровье».
3. Реализация программы - «Психологическое здоровье».
Реализация проекта в учебной деятельности осуществляется через:
- Включение в тематическое планирование всех предметов 8-11 классов по профилактике вредных привычек как основного аспекта здорового образа жизни;
-Использованиеметапредметныхсвязейобразовательныхобластей:обществознание, естествознание, филологии и искусства.
Вучебномпроцессереализуютсяздоровьесберегающиепрограммы:1 .Рекомендованные Министерством образования и науки РФ
• «Гигиена и здоровье» 9 классы, • «Основы планирования семьи» 9 классы
• «Изменения» 7классы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8-11 классы
«Экология» 8-11 классы;
3.Авторские программы курсов по выбору:
«Школа здоровья» 9класс Нетесова И.Г.
«Питание и здоровье» 9 классе Шепелева Т.В.
«Секреты работоспособности» 9класс Нетесова И.Г.
«Предупреждение инфекционных заболеваний» 9 класс Нетесова И.Г.

- Методические разработки классных часов «Как питаешься, так и улыбаешься».
II. Внеклассная и внеурочная деятельность.
Внеклассная и внеурочная деятельность через:
Исследовательские работы учащихся:
«Токсикация окружающей среды соединениями свинца»;
«Влияние наркотиков на организм человека»;
- Проекты:
«Мы за здоровое питание»;
«Мы за здоровое будущее»;
«Я выбираю жизнь»;
«Состав сигарет»;
«Курение вред или мода»;
«Мы за ЗОЖ»;
«СПИД»
Для укрепления физического здоровья наряду с традиционными уроками физической культуры, ведется большая внеклассная и внеурочная работа. Гимназистам представлена широкая сеть спортивных кружков: «Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», бадминтон, футбол, атлетическая гимнастика, ТАЭКВОН-ДО, «Оздоровительное плавание». «Ритмика и танец».
На базе гимназии проводятся спортивные соревнования как для учащихся гимназии, так и для учащихся других школ Центрального района г.Волгограда.
Для успешной социальной адаптации учащихся в гимназии реализуется программа «Социальное здоровье». Ведущая роль в осуществлении этой программы принадлежит классным руководителям .С сентября в течение учебного года планируются и проводятся тематические классные часы по «Здоровому образу жизни», с привлечением специалистов центра СПИД, правоохранительных органов, педагога-психолога, логопеда, медицинских работников. Систематически проводятся в гимназии месячники:
«Профилактика вредных привычек» - октябрь:
«XXI век без наркотиков» - ноябрь;
« АнтиСПИД» - декабрь;
- День профилактики» - январь и др.
В месячнике принимают участие специалисты из Центра СПИД, районного наркологического кабинета, правоохранительных органов, медицинские работники гимназии, психолог. По плану месячника проводятся родительские собрания, консультации, беседы с учащимися. Работает телефон доверия. По реализации данного проекта активно участвует «Совет старшеклассников», «Совет дела». Совместно с педагогами, организуют и проводят конкурсы плакатов и рисунков о ЗОЖ, «XXI век - без наркотиков», конкурс журналистских заметок - «Даже и не пробуй» (декабрь).
Гимназия принимает участие в конкурсах «Мы выбираем здоровье», «Самый здоровый класс», «Самая здоровая семья», «Самый здоровый педколлектив», выпускают буклеты «Здоровье всем, награда лучшим», газеты «Здоровая семья», «Здоровый образ жизни».
В гимназии проводятся:
викторины:
«Чтоб расти нам сильными и здоровыми».
«Спорт победит наркотики».
Дискуссии:
о ЗОЖ
Ролевые игры:
«Нет наркотикам», «Суд над наркоманией»;
«Аукционы здоровья»;
«Дни здоровья»;
спортивно-массовые мероприятия и праздники;
круглые столы «Мы выбираем здоровье»;
социальные рекламы.
Акции: «Мы против»:
СПИДа;
Наркотиков;
Алкоголя;
Курения;
Конкурс сочинений «Мой выбор», «Курение дань моде, привычка, болезнь…»
Конкурс стихотворений о ЗОЖ, которые публикуются в школьной газете «МЫ».
Педагогический коллектив взаимодействует:
Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям «Семья»;
Центр «Здоровье»;
Областной центр по профилактики борьбы со СпидомДетская полклина №15 (отделение социальной помощи);
Наркологический кабинет центрального района
Центр психического здоровья детей и подростков;
Педагог-психолог;
Логопед гимназии;
Медицинскими работниками гимназии;
Управление по контролю за оборотом наркотиков;
Уполномоченный по правам ребенка гимназии, города, области;
Большой вклад в данный проект внесла психолог гимназии.Онавнедрилапрограмму«Психологическоездоровье».Проводится психодиагностика с целью оказания помощи учителям,классным воспитателям, родителям, учащимся в освоении тех или иныхпсихологических знаний, изучение психологических особенностей личностипоразным направлениям. Проводится коррекционная работа,
отрабатываются умения и навыки на уроках «Психологии», на которых имеются интерактивные формы: «Положение личности в группе», «Ролевые позиции в группе», «Конфликты с родителями, учителями, друзьями, способы их разрешения», «Группы давления», «Поведенческие риски опасные для здоровья», «Поведение в криминогенных ситуациях» и др. Тематика данных занятий взята из программы «Здоровье»Касаткина В.Н.

Формы и методы работы гимназии с родителями
-121031034290000-113411034290000Содержание работы педагогов гимназии с родителями включает четыре основных блока.
1.Повышение психолого-педагогических знаний
-63119041973500Родительский лекторий по проблеме сохранения и укрепления здоровья Открытые уроки и внеклассные мероприятия Индивидуальные консультации Индивидуальные и тематические консультации
2. Включение родителей в учебно-воспитательный процесс
Организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела Благотворительная помощь в укреплении материально-технической базы
3. Участие родителей в управлении гимназией в воспитательном процессе
Попечительский совет Классные родительские комитеты.
4. Партнерское взаимодействие
Организация досуга Проведение совместных культурно-оздоровительных и туристических мероприятий Совместные занятия группах здоровья.(оздоровительное плавание)
В результате реализации здоровьесберегающих программ изменился потенциал личности. Центром жизненной ситуации некоторых выпускников гимназии стала активная жизненная позиция, характеризующаяся устойчивой привычкой здорового образа жизни, способностью к быстрому освоению нового, мобильности, успешной интеграции в сложную социальную среду, негативное отношение к вредным привычкам.