Урок развития речи. «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ ЛИЦА!»ДЕТИ — ГЕРОИ КАРТИН ВЕЛИКИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.


Тема: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ ЛИЦА!»ДЕТИ - ГЕРОИ КАРТИН ВЕЛИКИХ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.
Цели: познакомить учащихся с творчеством великих русских художников:
Василия Тропинина, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова,
Василия Сурикова, Валентина Серова;
показать особенности художественного творчества авторов детских портретов в раскрытии богатого духовного мира ребенка;
соотнести способность видеть прекрасное в лице маленького человека
и возможность найти в себе нечто неповторимое каждым из смотрящих
на произведение искусства;
способствовать воспитанию чувства прекрасного, формировать умение
анализировать произведение живописи;
расширить кругозор учащихся, открыть творческую лабораторию художников-портретистов.
Оборудование и материалы: портреты В. А. Тропинина, О.Кипренского, В. Серова, В. Сурикова, А. Венецианова; репродукции портретов детей этих художников в «Малой Третьяковке».
Ход урока.
I. Слово учителя.Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир детства. Правильно, вы и так живёте сейчас в детстве. Лучше и счастливее нет поры в жизни любого человека.
Но это путешествие будет необычным. Оно позволит нам познакомиться с творчеством великих русских художников, которые написали портреты детей. Дети все красивы, каждый по-своему. Когда жизнь только начинается, лицо никогда не бывает отталкивающим, ведь злых поступков ещё не совершено. Оно не бывает измученным или печальным, как у людей, которые много страдали. Детские лица украшают наш мир, они добры, спокойны и безмятежны. Вот почему почти все художники писали портреты детей, — конечно же и своих собственных, и детей своих друзей, близких и просто детей, привлекших мастеров кисти своими неповторимыми чертами.
За каждым портретом - его творческая история, жизнь героя художественного полотна.
1.Работа с толковым словарём.
Что такое портрет? (слайд)
В словаре С. И. Ожегова читаем:
Портрет - 1. Изображение человека на картине, фотографии, скульптуре. 2. Перен. Художественное изображение, образ литературного героя. (записать в тетради)
2.Беседа.
- Что обычно изображается на портрете?
Человек. Он может быть изображен в полный рост, по пояс, мы можем видеть на портрете только лицо человека.
- Портрет – это жанр какого вида искусства?
Портрет является одним из жанров живописи, графики искульптуры.
3. Продолжение слова учителя.
Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать».(на доске и в тетради)
Создавая портрет, художник-живописец кистью и красками «выявляет» существенные, индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходства - обязательное требование, предъявляемое к этому жанру.
Но, воспроизводя облик человека, художник всегда стремится «обнаружить», раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира. Герой портрета -всегда живой, конкретный, реально существовавший или ныне здравствующий человек.
II. Дети - герои портретов русских художников.
1.Рассказ учителя.
О духовной жизни целого поколения русских людей знакомит нас творчество замечательного портретиста Ореста Кипренского (слайд – портрет).
Мастером романтического портрета называли его современники и сегодняшние исследователи творчества художника.
2.Сообщение ученика об О.Кипренском.
3.Работа с портретом О.Кипренского, изображающего мальчика Челищева.( слайд)
А).Слово учителя.
Перед вами один из самых выразительных портретов О. Кипренского, изображающий мальчика Челищева. В образе пылкого, порывистого юноши невольно угадываются черты целого поколения людей эпохи Отечественной войны 1812 года.
На портрете изображен воспитанник пажеского корпуса закрытого среднего учебного заведения при императорском дворе А. Челищев (1797-1881). Когда началась война, он в возрасте 14 лет, как и герой Л. Толстого «Война и мир» Петя Ростов, пошел сражаться с французами. Он благополучно прошел всю войну, будучи «в числе воюющих корнетов», как сказал о нем А. С. Пушкин, который, учась в то время в Царскосельском лицее, страстно завидовал более взрослым соотечественникам, участвовавшим в боях.
Б).Беседа по картине:
- Каким запечатлел художник лицо мальчика? Обратите внимание на его глаза (карие, широко открытые, полные любопытства и ожидания), губы (пухлые, своенравные), пряди волос (темные, разметавшиеся). - Одним из средств усиления выразительности в живописи является колорит, то есть сочетание цветов. Какие краски преобладают в картине и в какой мере они подчеркивают взволнованность мальчика?
К. Г. Паустовский писал о художнике О. Кипренском: «На его портретах существуют не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей - их страдания, их порывы, их мужество, любовь. Всё это оставило след на их облике и было перенесено на холст».
- Какие черты личности мальчика Челищева стремился передать в его портрете художник?(Стремление к подвигу, истинный патриотизм, желание принести пользу Отечеству, уверенность в своих поступках, твёрдое понимание собственной цели, благородство, ум, честь.)
4.Слово учителя.
Портрет А. Челищева, как и портрет сына В. А. Тропинина, открыл детскую тему в русском искусстве. Романтиков привлекала личность ребёнка, живущего не столько разумом, сколько чувствами, чистота его сердечных порывов.
Первым московским портретистом называли по праву Василия Тропинина.(слайд)
Он был крепостным художником. Страсть к рисованию проявилась у художника ещё в детстве. Он учился в Академии художеств на правах вольноприходящего ученика, крепостным запрещалось учиться в Академии.
5. Сообщение ученика о В.Тропинине.
6.Работа с портретом сына художника.(слайд)
Главным делом жизни Василия Тропинина стало рисование портретов.
Одним из ранних портретов является портрет Арсения,сына художника.
Этот портрет замечателен своей непосредственностью.
Мальчик кажется застигнутым в момент игры. Его золотистые волосы растрепаны, живые карие глаза скошены в сторону. Искусство XVIII века изображало детей, как маленьких взрослых, с кукольными личиками и деревянными фигурками. Искусство последующего столетия как бы открывает детство, пытается постичь мир ребенка, живущего яркими, сильными, чистыми чувствами. Портрет сына впечатляет. Лицо мальчика написано теплыми, мягкими тонами, краски приглушены.
- На что обращаешь сразу внимание?
Обращаешь внимание сразу на глаза: в них и детское любопытство, и ничем не прикрытое лукавство, и детский азарт и в то же время чуть заметная взрослость.
Художник стремится запечатлеть внешность сына, но в то же время раскрыть его богатый внутренний мир, непосредственный и в чём-то наивный.
7. Слово учителя.
Продолжим наше путешествие по галерее детских портретов и сделаем, остановку у портрета этой девочки. Портрет написан известным художником Алексеем Венециановым. (слайд)
Его кисти принадлежат не только портреты, но и другие живописные работы.
8. Сообщение ученика о А.Венецианове.
9. Работа с портретом дочери художника (слайд).
Перед вами портрет дочери художника. Милое детское лицо.
А). Беседа.
- Что находится в центре внимания художника?
И опять в центре внимания художника - глаза девочки. Её взгляд устремлен куда-то вдаль. Создаётся впечатление, что девочку невозможно было уговорить позировать, ей хочется убежать, она ребенок, хочет играть, так лукаво выписаны её глаза.
- Какие краски использовал художник?
Пухлый нос, яркие губы, розовые щеки. Портрет очень нарядный: девочка одета в легкое зеленое пальто с белой отделкой, на голове у неё детский капор. Портрет занимает почти всю часть полотна.
10. Работа с портретом«Захарка». (слайд)
Этот портрет не похож на все остальные в творчестве А. Венецианова. Он бьёт через край полнотой и энергией жизненных сил.
Этюд «Захарка» воплощает лучшие стороны творчества и творческого метода Венецианова. Он был написан с натуры: Захарка был сыном Федула и Анны Степановых, крепостных из имения Венециановых. Захарка явно интересовал художника, написавшего его дважды. Этюд подлинно живописен: в нем ничего не «раскрашено», цвет живет в нем, переходит один в другой, то гаснет, то усиливается снова. Живописное мастерство Венецианова делает нагляднее и убедительнее жизненную сущность образа. Этюд написан с увлечением, и это способствует наиболее полному раскрытию того значительного содержания, который Венецианов сумел вложить в свою, казалось, небольшую работу. Лицо мальчика с широкими скулами, коротким носом, большими живыми глазами—«не ладно скроено, да крепко сшито». Оно не производит впечатления неправильности, ибо вполне сгармонировано внутренним содержанием. «Захарка»—крепкий, смышленый, способный мальчик. Он вызывает симпатии зрителей и в наше время. Венецианов воплотил в этюде уверенность в уме и одаренности русского крестьянина, ту уверенность, с которой он самоотверженно отдал много трудов и лет своей жизни воспитанию народных талантов.
- Чем привлекает нас Захарка?
Захарка привлекает своей активностью, жизненной обстоятельностью, мальчишеской твердостью.
11.Знакомство с В.И.Суриковым.(слайд)
А). Слово учителя.
Творчество В.И.Сурикова не назовёшь портретным. Художник прославился написанием исторических картин, на которых он изображает важные события в жизни России.
Б). Сообщение ученика о В.И.Сурикове.
В).Работа с портретом.
Но среди многих картин художника есть и детский портрет. (слайд)На нем художник изображает одну из своих двух дочерей -Олю, ставшую в замужестве Кончаловской.
Девочка изображена в полный рост. Она стоит спиной к печке. Как будто проходила мимо с куклой в правой руке, и её остановили, чтобы написать портрет.
Один из самых чистых детских портретов XIX века.
Милое детское лицо, пухлые щеки, черные волосы, красивые глаза, прямой носик, пухлые губки, нарядная одежда. Очень похожа на своего отца - великого художника.
Художник вводит нас в духовный мир своей дочери - мир детства, мир мечты, мир игры.
12.Знакомство с В.Серовым.
А). Слово учителя.
Великим русским портретистом по праву называем мы Валентина Серова. (слайд)
Б). Сообщение ученика о В. Серове.
В).Слово учителя.
Кисти мастера принадлежат такие известные работы, как: «Девочка с персиками», «Дети», «Мика Морозов» и другие.
Г). Сообщение учащихся.
«Девочка с персиками».(слайд)
Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на неё и чувствовали, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь. Но какой будет эта картина, Серов не знал.
В «Девочке с персиками» (1887) изображена дочь С. И. Мамонтова, Вера. Серов писал ее с натуры, в одной из комнат абрамцевского дома. Сеансы шли ежедневно около месяца, но живопись сохраняет свежесть непосредственного впечатления. Недаром сам Серов не раз говорил, что живопись - это большой труд, но писать надо так, чтобы не было видно этого труда. Вся сцена как бы выхвачена из жизни: живая и бойкая кареглазая девочка подсела к столу и взяла в руки персик. Сюжет - простой, но сколько жизненного очарования в этой сцене, в обилии воздуха и света, льющегося из больших окон в комнату, в свежести и светлоте колорита, наполняющего картину тонким ощущением радости жизни! Произведение переросло рамки простого портрета, тем более «этюда» (как"скромно было обозначено в каталоге выставки), это картина, картина о детстве, ведущем в многообещающую жизнь. Краски ее чисты к светлы, как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, белый простенок с белой же майоликовой тарелкой на нем, солнечная зелень старого сада за окном - все это оттеняется глубокими коричневыми тонами спинок стульев и каштановых волос Веры и ее синим бантом. Молодой художник внимательно прослеживает тонкие изменения цвета предметов на свету и в тени, подмечает живописные детали, помогающие раскрытию образа: например, загорелая кожа лица девочки -такая же матовая и смуглая, как те персики что лежат перед ней.
Вглядимся в картину. Что сразу же привлекает нас?
Лицо девочки, ее глаза. Они словно притягивают к себе.
Смотришь на картину, и кажется, что и ты находишься в этой светлой комнате. Ты .словно можешь подойти к этом}' столу, потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку -солдата-гренадёра, который выглядывает из-за плеча девочки; можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна...
В комнате так много света, простора, воздуха!
Фигурка гренадёра, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и легкие тени от персиков на скатерти, и веселая зелень сада за окнами — всё служит тому, Чтобы ты почувствовал ласковое, летнее тепло комнаты, в центре которой находится девочка с персиком в руках.
Посмотрите, как живо написаны персики: так и хочется откусить!
Летний, солнечный день. Юный человек. Верочка Мамонтова. В тот год ей исполнилось двенадцать лет.
Живопись волшебна. Мы будем подрастать, взрослеть, а Верочка навсегда останется такой, какой изобразил её художник более ста лет назад.
«Дети».(слайд)
Серов создал одну из лучших своих картин, назвав ее "Дети Саша и Юра". На ней он изобразил своих старших сыновей. Действие происходит на берегу холодного Балтийского моря, на даче художника.
Художник внимательно, с какой-то даже тоской вглядывался в детей, пытаясь открыть тайну детского, не замутненного взрослой логикой, восприятия и "понимания". "Дети"- одна из известных картин художника. Эта картина вызывает лёгкую грусть, печаль, мечтательность, задумчивость. И пронизана она грустным, печальным настроением. Об этом говорит выражение лица у маленького мальчика, поза мальчиков, бледно-серые неяркие краски, серое холодное море, низкие тучи.
Героями картины являются дети и природа. Именно дети и природа привлекают внимание художника. На картине мы видим двух мальчиков, которые стоят на полу деревянной терраски, с двух сторон ограниченной перилами. Это братья, один старше другого. Старший брат любуется морем, стоит, повернувшись лицом к нему, смотрит на море, наблюдает за ним, пристально смотрит вдаль, стоит, облокотившись на перила. Одет он в тёмно-синие штаны, белую рубашку, чёрные чулки, тёмно-коричневые ботинки. Он кудрявый, ветер треплет его тёмные кудри. У него слегка вздёрнутый носик, приоткрытый ротик, о чём-то думает, размышляет, мечтает, может быть, о большом корабле, а, значит, о большом плавании, мечтает стать капитаном. Младший брат стоит, опираясь одной рукой на перила, смотрит с картины будто на нас, левая нога чуть согнута в коленке. На нём белая рубашка, тёмно-синие штаны, чулки чёрные, коричневые ботинки .Он одет, как и старший брат. Он кудрявый, отдельные пряди волос повисли на лбу, ветер слегка растрепал волнистые волосы мальчика.Волосы точь-в-точь, как у старшего. У него круглое лицо, маленький носик, широко раскрытые, большие карие глаза. Он чем-то удивлён, а может быть, его что-то встревожило, или просто он отвлёкся на несколько секунд.
Кроме мальчиков привлекает наше внимание на картине природа. Холодное Балтийское море, жёлтая береговая полоса, лодки, серое небо.
Море cлегка волнуется, местами синее, белое, вода серебристая, как и рубашки мальчиков. Небосерое, покрытое тучами, мрачное, тёмное, сквозь тучи пробиваются неяркие солнечные лучи. На берегу стоят лодки, песок золотистый.
Деньпасмурный, ветреный, в то же время можно увидеть красоту этого неяркого серенького дня. Художник показывает, что природа и человек взаимосвязаны.
Картина мне очень понравилась, хотя краски этой картины не отличаются яркостью. Они созвучны деревенским картинам: солнце за облаками, всё словно погружено в серебристо-серый воздух. И всё очень просто в этой картине: угол веранды, песок берега, пустынное море, небо; лишь в левом верхнем углу - приткнувшиеся к отмели лодки.
Краски находятся в гармонии, то есть в согласии, дружбе. Почти одинаковы по цвету, красочному тону: настил веранды, небо, море!
Полоса прибрежного песка помогает ощутить пространство, глубину.
В центре - милые, задумчивые мальчишки, широкий берег, море.
«Мика Морозов».(слайд)
Перед нами ребенок. Полуоткрытые губы, поблескивающие зубы, широко раскрытые глаза. Мальчик только что проснулся и встал с постели. У него розовые щечки после сна. А глазенки блестят, потому что все вокруг интересно. А руки! Мика уже взялся за подлокотники кресла, сейчас сделает усилие, оттолкнется и побежит...
Утро такое яркое. Солнечное. Трудно усидеть на месте. Дел ведь масса. Очень много дел. Скорее нужно одеться. Потому что нужно побежать во двор, и в лес сбегать, и в сад. Нужно будет и с кошкой поиграть, и со щенком попрыгать. Поэтому мальчику очень не терпится. Зовут его Мика Морозов. Он очень забавный и веселый — этот мальчик. И конечно, очень любит и бегать и прыгать. Еще он любит слушать интересные истории. А еще больше сказки. И о рыбаке и золотой рыбке и про «Кота в сапогах». Сам он еще читать не умеет. Но слушать любит — хоть все время что-нибудь рассказывай ему. Но даже когда слушаешь, трудно усидеть на месте.
Вот и сейчас Мика слушает что-то очень занятное. Может быть, это мама или бабушка читают ему стихи. Он — хоть и заинтересован очень — готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам.
Доброе утро, маленький Мика!
Не забудь умыться, почистить зубы, сделать зарядку, одеться, а потом и за дела можно браться. И построить что-то, и стишки выучить. Жил этот мальчик очень давно. Еще тогда, когда был в России царь. Но и тогда, как и сегодня, все мальчики очень любили прыгать и играть в разные игры. Только игры были, наверное, другие и игрушки другие. Не было ни заводных игрушек, не было ни машин, ни самолетов. Не знал Мика ничего про космонавтов. Откуда ему было знать об этом? Toгда только и летали, что в сказках на ковре-самолете или баба-яга верхом на метле. И все. Даже электричества еще не было. По вечерам зажигали свечи или лампы керосиновые. Написал портрет мальчика замечательный русский художник — Серов, Он создал много портретов своих современников..А этот портрет мальчика так и называется - «Мика Морозов». И посвящён этот портрет, наверное, всем детям. Потому что все ребята на земле очень не любят сидеть на месте и очень любят много знать.
В портрете Мики Морозова - лицо четырехлетнего ребенка. Именно оно ярче всего выражает его порывистый характер.
Мика одет в белую рубашку. Этот белый, или, как скажут художники, холодный цвет подчёркивает, выделяет теплые, румяные краски щёк, виска, шеи.
Всё в этом портрете выразительно и красиво - порывистая фигурка мальчика и разноцветная спинка кресла, широко раскрытые, увлажненные глаза Мики и его пушистые каштановые волосы. Краски портрета светятся мягко и нежно.
Лицо Мики написано с такою же любовью и тщательностью, как и лица детей Серова, и как лицо Верочки Мамонтовой.
III. Заключительное слово учителя.
В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная собственного отражения в зеркале по утрам. Одни лица запоминаются, другие исчезают в нашей памяти бесследно, навсегда. Наше путешествие закончилось. Но давайте остановимся и вспомним
- Фамилии каких художников были с нами в путешествии? Напишем именной диктант: О.Кипренский, В.Суриков, В. Серов, В.Тропинин, А.Венецианов.
- Чьи портреты ими написаны? Продолжаем писать: А.Челищев, Ольга Сурикова, Мика Морозов, Вера Мамонтова, Саша и Юра Серовы, Арсений Тропинин, Захарка, Маша Венецианова.
- Что является главным для художников в изображении детей?
- В какой мир своих героев ведут нас и почему это важно?
- На что обращаешь внимание, когда смотришь на эти портреты?
- Да, на глаза. Ведь глаза – это зеркало души человека. Ещё Н.А.Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети» писал:
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье…
- С помощью чего художники пишут портреты?
- А писатели?
Узнайте по словесному описанию героя. Назовите произведение и автора.
Какой из этих портретов в вашем представлении соответствует Васе, Валеку, Соне, Марусе?
IV. Домашнее задание.
Создайте словесный портрет того героя, который более всего понравился.
МОУ СОШ с.Васильевка
Липецкой области Тербунского района



leftbottom

Петрушенко Н.Н.
2010г.





Алексей Венецианов родился 18 февраля 1780 года в Москве, в небогатой купеческой семье греческого выходца Фармаки-Венециано. Служил землемером при лесном департаменте. Учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802 год), А. И. Бибикова (1805 год), М. А. Фонвизина (1812 год).
С 1807 года служил в Петербурге чиновником. Параллельно начал издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» — первый в России иллюстративный юмористический журнал, который был вскоре запрещён цензурой.
В 1810 году — признан «назначенным» в Академии.
В 1811 году Венецианов получил звание академика. Во время Отечественной войны
В 1812 году совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
В 1819 году оставил службу и поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. Вместе с тем в 1829 году получил звание придворного живописца.
Венецианов погиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь 16 декабря 1847 года в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.)



Василий Андреевич Тропинин- русский живописец-портретист. Родился 19 марта 1776 года в селе Карповка Новгородской области в семье крепостных графа А. С. Миниха. Получил начальное образование — в новгородской «народной школе», куда его отдал Миних и где он учился четыре года.
В начале 1790-х годов у юного Тропинина сменился хозяин. В качестве приданого он перешел в собственность графа И. Моркова. В 1798 году он тайком начал посещать бесплатные рисовальные классы при Академии художеств, а уже с 1799 года — с разрешения графа Моркова — приступил к занятиям в качестве «постороннего ученика».
Ранние работы отличаются нежным, выдержанным в лёгкой сероватой красочной гамме колоритом. Это этюды-портреты Морковых (1813г); портреты жены (1809г) и сына (1818г)). Художнику требовалось срочно обеспечить себе социальную «нишу», и уже осенью 1823 года он за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утвержден в звании кандидата в академики. Через год, представив «Портрет медальера К. А. Леберехта», Тропинин стал полноправным академиком.
В ряде работ Тропинина в эти годы проявились внешне романтические тенденции, в целом его творчеству не свойственные. Это портрет К. П. Брюллова(1836 г). Тропинин выполнил ряд характерных этюдов-портретов украинских крестьян, создал тип жанрового полупортретного изображения человека из народа. Самостоятельную художественную ценность имеют подготовительные портретные рисунки Тропинина. Его творчество сыграло важную роль в развитии русского искусства 19 в. В Москве в 1969 открыт музей Тропинина и московских художников его времени.
В портретах 1830-40-х гг. усиливаются жанровые черты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволяет Тропинину во многих работах создать типические, острохарактерные образы современников. Например, портрет В. А. Зубовой, 1834г.
В 1824 году он поселился в доме Писаревой на Ленивке близ Большого Каменного моста и прожил здесь более 30 лет.
Умер Тропинин 15 мая 1857 года. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.




Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Он принадлежал к старинным казачьим родам.
Семья Суриковых была дружной, отличалась художественными интересами. Спустя три года после окончания в 1861 году Красноярского уездного училища юный Суриков поступил на службу - канцеляристом в губернское управление. В это время он уже знал, что будет художником. Ему повезло с первым наставником - учителем рисования Красноярского уездного училища Н. Гребневым.
По ходатайству губернатора П.Замятина было принято положительное решение о зачислении Сурикова учеником в Академию. Накануне нового, 1869-го, года 20-летний Суриков с рыбным обозом Кузнецова отправился покорять художественный мир. До Петербурга он добирался два месяца.
В Академию его взяли не сразу - молодому человеку пришлось поучиться в Обществе поощрения художеств, набивая руку в рисовании гипсовых слепков, и лишь после этого он был принят в Академию - да и то вольнослушателем. Но уже через год, в августе 1870 года, Суриков, самостоятельно пройдя программу трех лет обучения, стал полноправным учеником Академии.
Дальше начались триумфы. Принимает заказ по росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Работа над фресками в храме Христа Спасителя дала художнику финансовую свободу и новую среду обитания. Попав в Москву, Суриков почувствовал родное и навсегда переселился в древнюю столицу. Родившаяся здесь историческая «трилогия» («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова») принесли художнику заслуженное признание, выдвинув в число ведущих живописцев того времени.
После смерти жены в 1888 году он впал в депрессию, перестал писать и в 1889 году уехал в Красноярск вместе с детьми.
«Малая родина» вылечила его от тоски. Брат живописца, Александр Иванович, почти насильно заставил его приступить к работе над «Взятием снежного городка». Работа увлекла Сурикова, и уже осенью 1890 года он вернулся в Москву. Творческая энергия его не ослабевала; 1890-е годы отмечены новыми содержательными и колористическими исканиями - и новыми шедеврами, неизменно представлявшимися на передвижных выставках.
Он много путешествовал - по Сибири, по Италии, Франции, Испании, Швейцарии, бывал в Крыму, на Оке и на Волге. Последние годы жизни Сурикова отмечены новыми грандиозными замыслами; он делал наброски к «Красноярскому бунту», к «Пугачеву», к «Княгине Ольге». Ни одна из этих работ не была доведена до конца. Художнику не хватило времени, не хватило жизни. В 1915 году он, отдыхая в Крыму, написал свой последний автопортрет. В это время художник уже сильно болел. Умер он 19 марта 1916 года в Москве. Похоронили Сурикова на Ваганьковском кладбище.




centerbottom

Валентин Александрович Серов родился в 1865 году, в Петербурге, в интеллигентной семье. Александр Николаевич Серов - отец будущего художника - считался хорошим композитором, был он также и известным критиком. Мать сочиняла музыку и была пианисткой. Александр Николаевич недурно рисовал, и по молодости даже мечтал стать живописцем. Мальчик остался без отца в возрасте 6 лет. О сыне заботилась мать, она, обратив внимания, что Валентин хорошо рисует, вместе с ним поехала в Париж, где жил в то время Репин. Репин принял ученика и занимался с ним целый год. Впоследствии ученичество переросло в настоящую дружбу.
В 1880 году Серов по рекомендации Репина поступает в Академию художеств. Теперь его наставником становится Чистяков, от которого Серов перенимает манеру выстраивать рисунок с математической точностью. В 1885 году Серов уходит из Академии, считая, что больше там учиться нечему. В этом же году он пишет картину "Волы" с достаточно простым сюжетом, при этом она остается очень гармоничной по стилю исполнения и цветовым акцентам. Спустя два года художник создает свои знаменитые два шедевра - "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем".
С 1894 года Серов стал художником-передвижником, затем с 1897 по 1909 годы он вел курсы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, воспитав новое поколение разноплановых художников, среди которых наиболее известные: Петров-Водкин, Крымов, Кузнецов и другие. Художника не стало в 1911 году, но остались его светлые работы, о которых сам художник говорил: "... все, чего я добивался, это свежести..."






Русский художник, мастер портрета, живописец и график Орест Адамович Кипренский родился 13 марта 1782 года. Детство его прошло в крепостной семье.
В 1788 году, получив вольную, был определен в Воспитательное училище в Петербург, где и учился до 1803 года. Уже в годы учебы О. Кипренский поражал окружающих своим ярким художественным талантом.
В 1805 году художник Кипренский закончил работу над картиной "Дмитрий Донской на Куликовом поле". В ней автор выразил дух патриотизма. За это произведение Кипренский был отмечен золотой медалью первой степени.
Но истинное призвание художника проявилось в написании живописных портретов, которые ему удавались необычайно хорошо: художественное мастерство сочеталось с точной, переданной с большой выразительностью, характеристикой персонажа. Первым портретом, исполненным Кипренским, стал портрет Адама Швальбе — крепостного, в чью семью художник был записан сразу же после рождения. Затем последовали портреты Е, Корсакова, А. Томилова, И. Кусова (все написаны в 1804 году).
Начиная с 1809 года, О. А. Кипренский работал в Москве, а затем в Твери. К тому периоду творчества художника относятся портреты К. Ростопчиной, Ф. Ростопчина, Е. Давыдова, мальчика А. Челищева и другие. Беспристрастно передавая характерные черты каждого портретного персонажа, О. Кипренский наполнял свои произведения большим социальным смыслом, показывал всю глубину духовности изображенного на портрете человека.
По возвращении в 1812 году в Петербург, О. А. Кипренский начал работать над написанием ряда портретов, выполненных карандашом. Персонажами этих работ стали участники Отечественной войны 1812 года.
В 1816 году Кипренский отправился в Италию, чтобы изучить творчество старых живописных мастеров. Слава о нем как о замечательном портретисте распространилась по всей Европе, и в 1819 году художнику был заказан автопортрет, предназначавшийся для галереи Уффицы. Заказчиком была Флорентийская художественная академия.
Вернувшийся в Россию в 1823 году, Кипренский через пять лет (1828 г.) вынужден был вновь уехать в Италию. Этот отъезд был связан с гневом императора Николая Первого, обрушившимся на прогрессивные слои общества после подавления Восстания декабристов.
17 октября 1836 года в Риме О. А. Кипренский скончался от воспаления легких. Он был похоронен на кладбище церкви Сант-Андреа делле Фратте.