Программа по дополнительному образованию декоративно-прикладное творчество Бусинка

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МАУДО «Центр детского творчества «Радуга»

________________Л.Г. Плотникова

«_____» ________________2016г.



«ПРИНЯТО»

на Методическом совете
МАУДО «Центр детского
творчества «Радуга»

Протокол № ________________

«_____» _______________2016 г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бусинка»
Направленность программы: Художественная
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации:2 года




Автор-составитель:
Холковская Лидия Васильевна,
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
МАУДО ЦДТ «Радуга»






г. Гай

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел
Стр.

I.
Комплекс основных характеристик программы
4

1.1
Пояснительная записка
4

1.1.1
Направленность (профиль) программы
5

1.1.2
Актуальность программы
5

1.1.3
Отличительные особенности программы
6

1.1.4
Адресат программы
6

1.1.5
Объем и срок освоения программы
7

1.1.6
Формы обучения
7

1.1.7
Особенности организации образовательного процесса
7

1.1.8
Режим занятий, периодичность и продолжительность
занятий
7

1.2
Цель и задачи программы
8

1.3
Содержание программы
9

1.3.1
Учебный план
9

1.3.2
Содержание учебного плана
11

1.4
Планируемые результаты
18

1.4.1
Личностные результаты
18

1.4.2
Метапредметные результаты
19

1.4.3
Предметные результаты
19

II.
Комплекс организационно-педагогических условий
22

2.1
Календарный учебный график
22

2.2
Условия реализации программы
26

2.2.1
Материально-техническое обеспечение
26

2.2.2
Информационное обеспечение
26

2.2.3
Кадровое обеспечение
27

2.3
Формы аттестации
27

2.3.1
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
27

2.3.2
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
27

2.4
Оценочные материалы
27

2.5
Методические материалы
27

2.6
Список литературы
30

2.6.1
Основная и дополнительная
30

2.6.2
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)
32

2.6.3
Интернет источники
32


Приложения


1.
Приложение №1
33

2.
Приложение №2
34

3.
Приложение №3
35

4.
Приложение №4
36

5.
Приложение №5
37

6.
Приложение №6
39

7.
Приложение №7
40










































I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с следующими нормативными документами.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Международные акты и документы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральные акты и документы
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изменением. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).
5. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (ред. от 07.10.2013) «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
6. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
7. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).
8. Письмо Минобразования РФ от 20.05.2003 № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».
9. Письмо Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей. Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей»).
10. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
11. Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 06-1260 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»).
12 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Региональные акты и документы
13 Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2013№ 1698).
14. Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 г. № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп).
15. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 348-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013-2018 годы».
Программа «Бусинка» является программой эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества родного края.
1.1.1 Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Бусинка» реализуется в рамках художественной направленности.
1.1.2 Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что обучающиеся, получая навыки ручного труда в самостоятельной творческой деятельности, успешно овладевают техническими приемами: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа, приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и педагогом. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Содержание программы знакомит с образцами декоративно-прикладного искусства народов, населяющих Оренбургскую область. В процессе самостоятельной практической деятельности происходит осознание и присвоение ценности и самобытности культуры других народов.
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, осуществляет реализацию компетентностного подхода в образовании, и на каждой ступени обучения диагностируется достижение детьми результатов по трём уровням: личностном, метапредметном и предметном.
1.1.3 Отличительные особенности программы
В процессе разработки данной программы были проанализированы: авторская программа дополнительного образования детей «Умельцы» автора Ермолаевой Н. В., образовательная программа творческого объединения «Декоративное творчество» автора Кожиной Е. И., дополнительная образовательная программа «Волшебный мир кожи» автора Титовой М. В.
Отличительные особенности программы «Бусинка» от выше названных состоит в следующем:
по цели: программа «Бусинка» направлена на развитие творческих способностей детей в области декоративно-прикладного творчества; программа Ермолаевой Н. В. «Умельцы» ориентирована на знакомство обучающихся с символикой русского декоративного искусства и её значением, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде декоративно – прикладного творчества; образовательная программа «Декоративное творчество» Кожиной Е. И. и программа «Волшебный мир кожи» Титовой М. В. направлены на создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной работе с кожей – одному из видов декоративно-прикладного творчества.
по содержанию: в данную программу введен модуль «Творчество народов Оренбуржья», которого нет ни в одной из перечисленных программ.
В данной программе уделяется большое внимание таким направлениям декоративно-прикладного творчества, как аппликация, работа с бумагой, работа с тканью, биссероплетение.
Содержание программы «Умельцы» Ермолаевой Н. В. предполагает использование таких материалов как глина, природный и бросовый материал, в программе «Волшебный мир кожи» Титовой М. И. используется кожа.
по ожидаемым результатам: освоение программы «Бусинка» отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающего. Программа «Умельцы» Ермолаевой Н. В. предполагает формирование начальных умений обработке глины и выполнение несложных работ из глины. В программе «Волшебный мир кожи» Титовой М. И. ожидаемый результат отсрочен во времени. Конечный результат – это повышение уровня общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом.
1.1.4 Адресат программы
Программа рассчитана на возраст детей 7-11 лет
Данная программа позволяет сформировать у обучающихся навыки и умения в сравнении и сопоставлении, выделении главного, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка. Полученный детьми в младшем школьном возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных композиций с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие мелкой моторики рук.
В программе уделяется большое внимание таким направлениям декоративно-прикладного творчества, как аппликация, работа с бумагой, работа с тканью.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года и реализуется в объеме 72 часов (36 часов - 1 год обучения,36 часов - 2год обучения).
1.1.6 Формы обучения
Основная форма организации образовательной деятельности - занятие. В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми
Программа реализуется в очной форме. Программа предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда широко используются различные виды деятельности. Такое разнообразие делает процесс обучения интересным, а значит более эффективным.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах одного возраста, постоянного состава.
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Год обучения
Количество занятий в неделю
Продолжительность занятий
Недельная нагрузка
Итого

1 год
1
1час (40 минут)
1час
36 часов

2 год
1
1час (40 минут)
1 час
36 часов

Итого
72 часа


Количество детей в группе - 12 человек.











1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: Развитие творческих способностей младших школьников посредством декоративно-прикладного творчества.
Основные задачи:
В воспитании:
1. Формировать ценностное отношение обучающихся к культуре других народов.
2. Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работ.
3. Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
В развитии:
1. Формировать творческое воображение детей, поддерживая проявления их фантазии в изложении собственных замыслов.
2. Формировать умение планировать последовательность изготовления поделки.
В обучении:
1. Расширять знания и совершенствовать навыки детей в работе с разнообразными материалами и инструментами.
2. Обучать навыкам безопасного труда и правильной организации рабочего места.
























1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
1 год обучения
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы контроля и/или аттестации



всего
теория
практика


1
Раздел 1. Работа с бумагой
26
9
17


1.1
Введение в курс обучения
1
1

устный опрос

1.2
Ковер из осенних листьев
1

1
наблюдение

1.3
Настроение осени
1

1
участие в конкурсе «Зеркало природы»

1.4
Букет цветов
1
0,5
0,5
наблюдение

1.5
Ближе к солнышку хотим
2
1
1
выставка готовых работ

1.6
Разноцветный полет
1
0,5
0,5
наблюдение

1.7
Рождественская звезда
2
1
1
устный опрос

1.8
Братья наши меньшие
2
1
1
индивидуальный опрос

1.9
Зимний день
1

1
творческая работа

1.10
Снеговик
1

1
наблюдение

1.11
Карнавальный хоровод
1

1
фронтальный опрос

1.12
Ёлочка
2
1
1
загадки

1.13
Яблонька
1
0,5
0,5
кроссворд «Инструменты при работе с бумагой» (Приложение №1)

1.14
Одуванчики
1
0,5
0,5
наблюдение

1.15
Сирень
1

1
устный опрос

1.16
Рыбка золотая
2
1
1
творческая работа

1.17
Поздравляем пап
1

1
тест (Приложение №2)

1.18
Цветы для мам
1
0,5
0,5
наблюдение

1.19
Подснежники
1
0,5
0,5
загадки

1.20
Цветущая ветка
1

1
творческая работа

1.21
Цыплята
1

1
индивидуальный опрос

2
Раздел 2. Работа с тканью
4
1
3


2.1
Лоскуток к лоскутку
1

1
тест (Приложение №3)

2.2
Мурлыка
1

1
творческая работа

2.3
Жар птица
2
1
1
устный опрос

3
Раздел 3. Костюмы народов Оренбуржья
4
2
2


3.1
Русский национальный костюм
2
1
1
фронтальный опрос

3.2
Казацкий национальный костюм
2
1
1
наблюдение

4
Раздел 4. Выставка
2

2


4.1
Итоговое занятие. Подготовка к выставке
1

1
итоговый тест (Приложение №4)

4.2
Выставка.
1

1
выставка работ


Итого
36
12
24



2 год обучения
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы контроля и/или аттестации



всего
теория
практика


1
Раздел 1. Работа с бумагой
26
7
19


1.1
Правила техники безопасности
1
1

устный опрос

1.2
Прощай, лето
1
0,5
0,5
выставка готовых работ

1.3
Осенние дары
2
0,5
1,5
участие в конкурсе «Зеркало природы»

1.4
С днём учителя
1

1
творческая работа

1.5
Осенний калейдоскоп
1

1
наблюдение

1.6
Бабочки
1
0,5
0,5
устный опрос

1.7
Аквариум
1

1
творческая работа

1.8
Раз ладошка, два ладошка
2

2
творческая работа

1.9
Моё солнышко
1
0,5
0,5
наблюдение

1.10
Лесная сказка
2
0,5
1,5
индивидуальный опрос

1.11
Хоровод снеговиков
2
1
1
выставка готовых работ

1.12
Ёлочка
1

1
творческая работа

1.13
Снегопад
1

1
творческая работа

1.14
Зимушка-зима
1
0,5
0,5
устный опрос

1.15
Новогодний хоровод
1

1
наблюдение

1.16
Снежинки
1

1
загадки

1.17
Рождественские фантазии
1

1
творческая работа

1.18
Накладные аппликации
2
1
1
Опросник (Приложение №5)

1.19
Белая кувшинка
1
0,5
0,5
наблюдение

1.20
Мамин день
1
0,5
0,5
индивидуальный опрос

1.21
Верба
1

1
творческая работа

2
Раздел 2. Работа с тканью
4
1
3


2.1
Аппликация Солнышко
1

1
творческая работа

2.2
Яблочко
1

1
тест
(Приложение №6)

2.3
В плаванье
1

1
наблюдение

2.4
Салют победы
1

1
выставка работ

3
Раздел 3. Костюмы народов Оренбуржья
4
2
2


3.1
Башкирский национальный костюм
2
1
1
фронтальный опрос

3.2
Татарский национальный костюм
2
1
1
творческая работа

4
Раздел 4. Выставка
2

2


4.1
Итоговое занятие. Подготовка к выставке
1

1
итоговый тест (Приложение №7)

4.2
Выставка.
1

1
выставка работ


Итого
36
11
25



1.4 Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1. Работа с бумагой
Тема 1.1. Введение в курс обучения
Теория: Ознакомление детей с курсом обучения, проведение инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения в кабинете.
Практика: Организация рабочего места.
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 1.2. Ковер из осенних листьев
Теория: Знакомство детей с красотой осенней природы, закрепление знаний детей об окраске и форме осенних листьев.
Практика: Сборка букета из осенних листьев.
Формы контроля: Наблюдение
Тема 1.3. Настроение осени.
Теория: Обучение в составлении сюжетной аппликации осенних видов пейзажа. Знакомство с техникой выполнения обрывной аппликации.
Практика: Изготовление аппликации «Золотая осень». Подборка материала к композиции, изготовление шаблонов, создание плана композиции, сборка и оформление композиции.
Формы контроля: Участие в конкурсе «Зеркало природы».
Тема 1.4. Букет цветов
Теория: Обучение созданию композиции цветов, выполненных из салфеток. Знакомство с методом торцевания.
Практика: Выполнение на листе бумаги композиции цветов из салфеток методом торцевания.
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.5. Ближе к солнышку хотим
Теория: Беседа о солнышке.
Практика: Выполнение открытки «Солнышко» из бумаги, ватных дисков.
Формы контроля: Выставка готовых работ.
Тема 1.6. Разноцветный полет
Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек, выделение характерных особенностей внешнего вида бабочек.
Практика. Вырезание бабочки по шаблону и наклеивание узора из цветной бумаги.
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.7. Рождественская звезда
Теория: Обучение умению составления объёмной аппликации.
Практика: Выполнение методом торцевания объёмной аппликации «Рождественская звезда».
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 1.8. Братья наши меньшие
Теория: Обучение выполнению коллективной работы, составлению сюжетной аппликации.
Практика: Панно «Лебедь». Подбор материала к композиции, изготовление шаблонов, построение композиции, сборка и оформление композиции.
Формы контроля: Индивидуальный опрос.
Тема 1.9. Зимний день
Теория: Продолжение ознакомления с приемами обрывной аппликации.
Практика: Выполнение панно «Ёлочка в лесу»
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.10. Снеговик
Беседа о зиме.
Практика. Коллективная работа. Выполнение панно «Снеговик».
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.11. Карнавальный хоровод
Теория: Обобщение знаний о зиме. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин о зиме.
Практика: Выполнение методом торцевания коллективной работы панно «Новый год».
Формы контроля: Фронтальный опрос.
Тема 1.12. Ёлочка
Теория: Ознакомление с приёмами выполнения веточек на ёлку.
Практика. Выполнение поделки «Ёлочка».
Формы контроля: Загадки.
Тема 1.13. Яблонька
Обучение выполнению двух ярусной аппликации из гофрированной бумаги.
Практика: Выполнение объёмной аппликации «Яблонька».
Формы контроля: кроссворд «Инструменты при работе с бумагой».(Приложение №1)
Тема 1 14. Одуванчики
Теория: Продолжение обучения методам торцевания. Воспитание чувства открытости и сотрудничества.
Практика: Выполнение на листе бумаги коллективной композиции из одуванчиков методом торцевания.
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.15. Сирень
Теория: Беседа о красоте натюрморта и разнообразии цветов, общем колорите, подборке сочетания цвета и оттенка в изображении сирени, о создании коллективной объемной композиции.
Практика: Выполнение композиции «Сирень» из обрывных салфеток.
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 1.16. Рыбка золотая
Теория: Освоение рельефной аппликации. Ориентирование на поиск гармоничных сочетаний.
Практика: Выполнение композиции «Рыбка золотая» из обрывных салфеток
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.17. Поздравляем пап
Теория: Беседа о подарках. Изучение шаблона «Части и формы кораблика».
Практика: Выполнение на листе бумаги объемной аппликации « Кораблик».
Формы контроля: Тест (Приложение №2).
Тема 1.18. Цветы для мам
Теория: Беседа о весеннем празднике. Рассматривание открыток и иллюстраций с изображением цветов.
Практика: Оформление поздравительной открытки для мамы методом торцевания.
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.19. Подснежники
Теория: Обсуждение красоты весенней природы, закрепление знаний детей в способах изготовления объемных цветов.
Практика: Выполнение панно «Подснежники».
Формы контроля: Загадки.
Тема 1.20. Цветущая ветка
Теория: Повторение сочетаний цвета при выполнении открытки.
Практика: Выполнение открытки «Цветущая ветка».
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.21. Цыплята
Теория: Рассказ о празднике «Пасха». Ознакомление с методами сборной аппликации.
Практика: Выполнение сборной аппликации «Цыпленок вылупляется».
Формы контроля: Индивидуальный опрос.
Раздел 2. Работа с тканью
Тема 2.1. Лоскуток к лоскутку
Теория: Разноцветное лоскутное одеяло. Ознакомление детей с видами тканей и их применение. Подборка ткани по фактуре и расцветке.
Практика: Коллективная работа. Работа по шаблону. Подборка по цвету и приклеивание на основу в шахматном порядке.
Формы контроля: Тест (Приложение№3).
Тема 2.2. Мурлыка
Теория: Ознакомление с видами ниток и их применением.
Практика: Панно «Мурлыка» из шерстяных ниток. Подборка правильного сочетания ниток в ходе работы.
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 2.3. Жар-птица
Теория: Рассказ о ручной швейной игле и ее назначении. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с иглой. Ознакомление со швом « Иголка вперед».
Практика: Подборка лоскутков ткани для работы, работа с шаблонами Жар-птицы, пришивание ее к основе.
Формы контроля: Устный опрос.
Раздел 3. Костюмы народов Оренбуржья
Тема 3.1. Русский национальный костюм
Теория: Рассказ об истории создания русского народного костюма.
Практика: Выполнение отдельных элементов русского народного костюма.
Формы контроля: Фронтальный опрос.
Тема 3.2. Казацкий национальный костюм
Теория: Ознакомление детей с особенностями изготовления казацкого народного костюма.
Практика: Создание платья на куклу из кусочков ткани.
Формы контроля: Наблюдение.
Раздел 4. Выставка
Тема 4.1. Итоговое занятие. Подготовка к выставке
Теория: Подведение итогов работы за год.
Практика. Подготовка выполненных работ к выставке. Оформление выставки работ.
Формы контроля: Итоговый тест (Приложение№4).
Тема 4.2. Выставка
Практика: Представление учащимися выполненных работ. Презентация.
Формы контроля: Выставка работ.











2 год обучения
Раздел 1. Работа с бумагой
Тема 1.1. Правила техники безопасности
Теория: Ознакомление детей с курсом обучения, проведение инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения в кабинете.
Практика: Организация рабочего места.
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 1.2. Прощай, лето
Теория: Беседа о прошедшем лете, закрепление умения передавать красоту природы с помощью поделок.
Практика: Выполнение аппликации из ладошек
Формы контроля: Выставка готовых работ.
Тема 1.3. Осенние дары
Теория: Беседа об овощах и фруктах.
Практика: Выполнение натюрморта из овощей и фруктов.
Формы контроля: Участие в конкурсе «Зеркало природы».
Тема 1.4. С днем учителя
Теория: Ознакомление с методами создания букета.
Практика: Выполнение на листе бумаги композиции цветов из гофрированной бумаги и пластилина методом торцевания.
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.5. Осенний калейдоскоп
Теория: Беседа о ярких красках осени.
Практика: Выполнение аппликации «Осенний лес» из бумаги и ватных дисков и веточек.
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.6. Бабочка
Теория: Ознакомление с правилами подборки цвета и оттенков при выполнении работы.
Практика: Вырезание бабочки по шаблону и наклеивание узора из цветной бумаги.
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 1.7. Аквариум
Теория: Рассказ о рыбках живущих в аквариуме.
Практика: Выполнение методом торцевания объёмной аппликации «Аквариум».
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.8. Раз ладошка, два ладошка
Теория: Объяснение составления сюжета. Просмотр иллюстраций и картин.
Практика: Выполнение коллективной работы, составление сюжетной аппликации. Панно «Пчелка».
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.9. Моё солнышко
Теория: Понятие об обрывной аппликации, ознакомление с приёмами обрывания.
Практика: Выполнение панно «Солнышко» из гофрированной бумаги.
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.10. Лесная сказка
Теория: Знакомство с природой зимнего леса.
Практика: Коллективная работа. Выполнение панно «Зимний лес».
Формы контроля: Индивидуальный опрос.
Тема 1.11. Хоровод снеговиков
Теория: Формирование понимания того, что от работы каждого зависит общий результат.
Практика: Выполнение методом торцевания коллективную работу панно «Снеговик».
Формы контроля: Выставка готовых работ.
Тема 1.12. Ёлочка
Теория: Ознакомление с последовательностью выполнения поделки «Ёлочка».
Практика: Выполнение поделки «Ёлочка».
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.13. Снегопад
Теория: Рассказ об изменениях погоды.
Практика: Самостоятельное выполнение аппликации из салфеток «Снегопад».
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.14. Зимушка-зима
Теория: Беседа о зимнем времени года.
Практика: Выполнение Поделки «Вращающая ёлочка» методом торцевания.
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 1.15. Новогодний хоровод
Теория: Рассказ о празднике Новый год.
Практика: Выполнение снеговиков путем скатывания шариков из цветной бумаги.
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.16. Снежинки
Теория: Ознакомление детей с методами вырезания снежинок из бумаги.
Практика: Выполнение композиции «Воздушная красота».
Формы контроля: Загадки.
Тема.1.17. Рождественские фантазии
Теория: Беседа о празднике «Рождество».
Практика: Выполнение на листе бумаги объемной аппликации «Рождественские фантазии».
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 1.18.Накладные аппликации
Теория: Знакомство с методами выполнения накладных аппликаций.
Практика: Выполнение на листе бумаги накладной аппликации «Сердечки».
Формы контроля: Опросник (Приложение №5).
Тема 1.19. Белая кувшинка
Теория: Рассказ о цветке – белая кувшинка. Закрепление знаний детей в выполнении цветов.
Практика: Выполнение коллективной работы «Белая кувшинка»
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 1.20. Мамин день
Теория: Рассказ о празднике «8-марта». Ознакомление с методами сборной аппликации.
Практика: Выполнение сборной аппликации «Цветы».
Формы контроля: Индивидуальный опрос.
Тема 1.21. Верба
Теория: Ознакомление с последовательностью выполнения работы. Сочетание цвета при выполнении поделки.
Практика: Выполнение веточки вербы из цветной бумаги и салфеток.
Формы контроля: Творческая работа.
Раздел 2. Работа с тканью
Тема 2.1. Аппликация Солнышко
Теория: Знакомство с простыми переплетениями.
Практика: Коллективная работа, выполнение поделки «Солнышко». Работа по шаблону, подборка по цвету и приметывание на основу ткани.
Формы контроля: Творческая работа.
Тема 2.2. Яблочко
Теория: Объяснение правильности подборки ткани для выполнения поделки.
Практика: Подборка лоскутков ткани для поделки, работа с шаблонами Раскрой деталей яблочка и их сборка швом «Вперед иголка».
Формы контроля: Тест (Приложение №6).
Тема 2.3. В плаванье
Теория: Знакомство с последовательностью выполнения объемной поделки «Кораблик».
Практика: Выполнение поделки «Кораблик» по технологической карте.
Формы контроля: Наблюдение.
Тема 2.4. Салют победы
Теория: Знакомство с праздником «День победы».
Практика: Выполнение из ниток и ткани поделки «Салют».
Формы контроля: Выставка работ.
Раздел 3. Костюмы народов Оренбуржья
Тема 3.1. Башкирский национальный костюм
Теория: Использование украшений одежды в обрядовой жизни башкирского народа.
Практика: Выполнение украшения отдельного элемента костюма.
Формы контроля: Фронтальный опрос.
Тема 3.2. Татарский национальный костюм
Теория: Ознакомление детей с особенностями старинных татарских костюмов, развитие эстетического восприятия.
Практика: Создание платья на куклу из кусочков ткани.
Формы контроля: Творческая работа.
Раздел 4. Выставка работ
Тема 4.1. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы за год.
Практика: Подготовка к выставке, оформление выставки работ.
Формы контроля: Итоговый тест (Приложение №7).
Тема 4.2. Выставка
Практика: Проведение выставки. Презентация работ.
Формы контроля: Выставка работ.
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: личностный, метапредметный, предметный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.
1.4.1 Личностные результаты
Уровень результатов
Критерии
Методы и методики диагностики


1 год обучения
2 год обучения


Личностные результаты
Знает особенности костюмов народов Оренбуржья
Уважительно относится к традициям других народов
Педагогическое наблюдение


Точное соблюдение инструкций педагога при выполнении отдельных операций
Умение выполнить работу аккуратно, без недочетов
Педагогическое наблюдение



Способен выполнить отдельные виды работ без словесных указаний педагога
Способен полностью самостоятельно выполнить задание
Практическая работа
Педагогическое наблюдение









1.4.2 Метапредметные результаты
Метапредметные результаты

Умеет придумать новое цветовое решение в выполнении композиции
Умеет самостоятельно придумать сюжет для выполнения поделки
Учебный диалог


Умеет определить последовательность действий одной операции
Умеет определить последовательность действий по изготовлению всей поделки
Практическая работа


1.4.3 Предметные результаты
Предметные результаты
Знает назначения и применение таких ручных инструментов как ножницы, игла, наперсток.
Умеет применять ручные инструменты и приспособления при работе
Устный опрос;
Практическая работа


Знание основ изобразительного искусства (набросок, эскиз, цветоведение, композиция)
Знание основных принципов построения декоративной композиции в комбинированной технике
Практическая работа


Знает правила техники безопасности труда
Умеет организовать свое рабочее место в соответствии с ТБ
Устный опрос

Предложенные параметры позволяют оценить вышеназванные
критерии по трём уровням: низкому, среднему, высокому.
1 год обучения
Критерии
Уровни
Параметры

Личностные результаты

Знает особенности костюмов народов Оренбуржья
Низкий
Не знает символики орнамента костюмов


Средний
Знает орнаменты костюма, но не всегда может объяснит их значение


Высокий
Хорошо разбирается в символике орнамента костюма, может объяснит их значение

Точное соблюдение инструкций педагога при выполнении отдельных операций
Низкий
Не соблюдает инструкции педагога при выполнении отдельных операций, работу выполняет небрежно


Средний
Соблюдает инструкции педагога при выполнении отдельных операций, но допускает неточности при работе


Высокий
Выполняет работу правильно, аккуратно; соблюдает все инструкции педагога

Способен выполнить отдельные виды работ без словесных указаний педагога
Низкий
Не способен выполнить отдельные виды работ


Средний
Затрудняется самостоятельно выполнять виды отдельных работ


Высокий
Выполняет работу самостоятельно, без словесных указаний педагога

Проявляет заинтересованное отношение к прикладному творчеству
Низкий
Не проявляет интерес к выполняемой работе


Средний
Работает с интересом, но не всегда доводит работу до конца


Высокий
Работает с увлечением, интересуется прикладным творчеством

Метапредметные результаты

Умеет придумать новое цветовое решение в выполнении композиции
Низкий
Слабо развито воображение. Не умеет изложить свои замыслы


Средний
Умеет самостоятельно придумать новое цветовое решение, но не всегда уверенно может выразить свой замысел


Высокий
Самостоятельно придумывает сюжет и цветовое решение для композиции Хорошо развита фантазия

Умеет определить последовательность действий одной операции
Низкий
Не умеет определять последовательность действий одной операции


Средний
Может составить план по выполнению одной операции при помощи педагога


Высокий
Умеет определить последовательность действий, может предложить свои варианты последовательности выполнения работы

Предметные результаты

Знает назначения и применение таких ручных инструментов как ножницы, игла, наперсток
Низкий

Не знает названия и назначение ручных инструментов и приспособлений


Средний
Знает названия ручных инструментов и приспособлений, но путается в назначении ручных инструментов и приспособлений


Высокий
Знает названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, может применять их в практической деятельности

Знание правил техники безопасности труда
Низкий
°Не знает правила техники безопасности, не проявляет интереса к изучению


Средний
Знает технику безопасности труда, но не всегда правильно выполняет требования


Высокий
Знает и уверенно выполняет все требования по технике безопасности

Знание основ изобразительного искусства (набросок, эскиз, цветоведение, композиция)
Низкий
Не знает основ изобразительного искусства


Средний
Знает основы изобразительного искусства, но не уверенно применяет на практике


Высокий
Может самостоятельно составить эскиз в собственном цветовом решении

2 год обучения
Критерии
Уровни
Параметры

Личностные результаты

Уважительно относится к традициям других народов
Низкий
Не знает историю создания народных костюмов


Средний
Знает историю создания народных костюмов. Уважительно относится к традициям других народов


Высокий
Разбирается в значении орнамента, может составить собственный рисунок в соответствии со смысловым значением орнамента
Уважительно относится к традициям других народов

Проявление устойчивого интереса к занятиям
Низкий
Не проявляет интерес к процессу обучения


Средний
Проявляет эпизодический интерес к занятиям. Учиться нравиться, но не всегда может выполнить задание


Высокий
Проявляет устойчивый интерес к занятиям, работает увлеченно, с фантазией

Умение выполнить работу аккуратно, без недочетов
Низкий
Работу выполняет не аккуратно, без желания


Средний
Умеет выполнить аккуратно отдельную операцию, но допускает неточности в работе


Высокий
Умеет выполнить работу аккуратно, без недочетов

Способен полностью самостоятельно выполнить задание
Низкий
Не владеет навыками самостоятельной работы


Средний
Старается выполнять работу самостоятельно, но частично обращается за помощью педагога


Высокий
Способен полностью самостоятельно выполнить задание

Метапредметные результаты

Умеет самостоятельно придумать сюжет для выполнения поделки
Низкий
Слабо развито воображение. Не умеет изложить свои замыслы


Средний
Умеет самостоятельно придумать сюжет, но не всегда уверенно может выразить свой замысел


Высокий
Самостоятельно придумывает сюжет для выполнения поделки. Хорошо развита фантазия

Умеет определить последовательность действий по изготовлению всей поделки
Низкий
Не умеет определить последовательность действий по изготовлению всей поделки


Средний
Определяет последовательность действий по изготовлению всей поделки с помощью педагога


Высокий
Уверенно определяет последовательность действий по изготовлению всей поделки, предлагает собственное конструктивное решение

Предметные результаты

Умеет применять ручные инструменты и приспособления при работе
Низкий

Не умеет применять ручные инструменты и приспособления при работе


Средний
Умеет применять ручные инструменты и приспособления при работе нуждается в подсказке педагога


Высокий
Уверено применяет ручные инструменты и приспособления при работе

Умеет организовать свое рабочее место в соответствии с ТБ
Низкий
Не умеет организовать свое рабочее место


Средний
Умеет организовать своё рабочее место, но не всегда с соблюдением техники безопасности


Высокий
Умеет организовать свое рабочее место в соответствии с ТБ

Знает последовательность построения декоративной композиции в комбинированной технике
Низкий
Не знает последовательности выполнения комбинированной композиции


Средний
Знает последовательность построения композиции в комбинированной технике, но требуется помощь педагога


Высокий

Знает основную последовательность построения декоративной композиции

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
1 год обучения
№ п/п
Дата
Неделя
Время проведения
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место проведения

1
В соответствии с расписанием




Раздел1. Работа с бумагой


1.1

01
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Введение в курс обучения

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.2

02
12-00
12-40
Экскурсия в парк
1
Ковер из осенних листьев
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.3

03
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Настроение осени
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.4

04
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Букет цветов
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.5

01
02
12-00
12-40
Коллективная работа
2
Ближе к солнышку хотим
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.6

03
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Разноцветный полет
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.7

04
12-00
12-40
Практическое занятие
2
Рождественская звезда
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.8

01
02
12-00
12-40
Коллективная работа
2
Братья наши меньшие
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.9

03
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Зимний день
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.10

04
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Снеговик
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.11

01
12-00
12-40
Коллективная работа
1
Карнавальный хоровод
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.12

02
03
12-00
12-40
Учебное занятие
2
Ёлочка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.13

04
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Яблонька
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.14

01
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Одуванчики
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.15

02
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Сирень
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.16

03
04
12-00
12-40
Коллективная работа
2
Рыбка золотая
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.17

01
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Поздравляем пап
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.18

02
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Цветы для мам
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.19

03
12-00
12-40
Коллективная работа
1
Подснежники
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.20

04
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Цветущая ветка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.21

01
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Цыплята
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2




4
Раздел 2. Работа с тканью
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2.1

02
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Лоскуток к лоскутку
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2.2

03
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Мурлыка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2.3

04
12-00
12-40
Занятие-игра
2
Жар птица
МАУДО ЦДТ «Радуга»

3




4
Раздел 3. Костюмы народов Оренбуржья
МАУДО ЦДТ «Радуга»

3.1

01
02
12-00
12-40
Учебное занятие
2
Русский национальный костюм
МАУДО ЦДТ «Радуга»

3.2

03
04
12-00
12-40
Практическое занятие
2
Казацкий национальный костюм
МАУДО ЦДТ «Радуга»

4




2
Раздел 4. Выставка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

4.1

01
12-00
12-40
Подготовка к выставке
1
Итоговое занятие. Подготовка к выставке
МАУДО ЦДТ «Радуга»

4.2

02
12-00
12-40
Выставка.
1
Выставка.
МАУДО ЦДТ «Радуга»


2 год обучения
№ п/п
Дата
неделя
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения

1
В соответствии с расписанием



26
Раздел 1. Работа с бумагой
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.1

01
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Правила техники безопасности
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.2

02
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Прощай, лето
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.3

03
04
12-00
12-40
Экскурсия
2
Осенние дары
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.4

01
12-00
12-40
Учебное занятие
1
С днём учителя
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.5

02
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Осенний калейдоскоп
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.6

03
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Бабочки
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.7

04
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Аквариум
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.8

01 02
12-00
12-40
Учебное занятие
2
Раз ладошка, два ладошка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.9

03
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Моё солнышко
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.10

04
01
12-00
12-40
Практическое занятие
2
Лесная сказка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.11

02
03
12-00
12-40
Учебное занятие
2
Хоровод снеговиков
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.12

04
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Ёлочка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.13

01
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Снегопад
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.14

02
12-00
12-40
Коллективная работа
1
Зимушка-зима
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.15

03
12-00
12-40
Занятие-игра
1
Новогодний хоровод
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.16

04
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Снежинки
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.17

01
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Рождественские фантазии
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.18

02
12-00
12-40
Коллективная работа
2
Накладные аппликации
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.19

03
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Белая кувшинка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.20

04
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Мамин день
МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.21

01
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Верба
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2




4
Раздел 2. Работа с тканью
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2.1

02
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Аппликация Солнышко
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2.2

03
12-00
12-40
Практическое занятие
1
Яблочко
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2.3

04
12-00
12-40
Занятие-игра
1
В плаванье
МАУДО ЦДТ «Радуга»

2.4

01
12-00
12-40
Учебное занятие
1
Салют победы
МАУДО ЦДТ «Радуга»

3




4
Раздел 3. Костюмы народов Оренбуржья
МАУДО ЦДТ «Радуга»

3.1

02
03
12-00
12-40
Учебное занятие
2
Башкирский национальный костюм
МАУДО ЦДТ «Радуга»

3.2

04
01
12-00
12-40
Практическое занятие
2
Татарский национальный костюм
МАУДО ЦДТ «Радуга»

4




2
Раздел 4. Выставка
МАУДО ЦДТ «Радуга»

4.1

02
12-00
12-40
Подготовка к выставке
1
Итоговое занятие. Подготовка к выставке
МАУДО ЦДТ «Радуга»

4.2

03
12-00
12-40
Выставка.
1
Выставка.
МАУДО ЦДТ «Радуга»
































2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение кабинета
- стол рабочий;
- стулья;
- машинки швейные;
- доска гладильная;
- утюг;
- проектор;
- экран;
- доска;
- манекен.
Материально – техническое обеспечение для обучающихся
- цветная бумага;
- простые карандаши;
- цветные карандаши;
- ластик;
- бумага формата А4;
- картон;
- салфетки;
- гофрированная бумага;
- ножницы;
- нитки;
- иглы;
- лоскутки ткани;
- клей ПВА;
- шкатулки (для хранения работ);
- альбом для рисования;
- шаблоны;
- бисер;
- бусинки;
- пуговицы;
- линейка;
- сантиметр;
- напёрсток;
- английские булавки;
- леска;
- резинка;
- мягкая проволока.
2.2.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение реализуется через участие в интернет - конкурсах, выставках, размещение информации о деятельности детского объединения на сайте МАУДО ЦДТ «Радуга», презентации.

2.2.3 Кадровое обеспечение
Для эффективной реализации программы необходимы:
- педагог-психолог;
- педагог дополнительного образования;
- классный руководитель;
- администрация.
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах
- готовая работа;
- диплом;
- журнал посещаемости;
- материал анкетирования и тестирования;
- методическая разработка;
- фото.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:
- выставка;
- готовое изделие;
- демонстрация моделей;
- конкурс;
- открытое занятие.
Оценочные материалы
- устный опрос;
- индивидуальный опрос;
- педагогическое наблюдение;
- участие в конкурсе «Зеркало природы»;
- творческая работа;
- фронтальный опрос;
- выставка готовых работ.
2.5 Методические материалы
В художественном воспитании наблюдается разнообразие методов обучения, что определяется спецификой художественного искусства и особенностями художественной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, пояснение, учебный диалог);
- наглядно – иллюстрационный ( показ работ);
- репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя);
- творческий (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
- практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний).
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая.
Формы организации учебного занятия:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
- практические занятия, где дети осваивают приемы работы с бумагой, тканью, клеем, учатся работать с инструментом.
- праздник проводится для детей, педагогов, родителей.
- творческий отчет – занятие, завершающее полугодие. Проводится для детей, педагогов, родителей.
- экскурсия – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает:
- связь изучаемого материала с жизнью;
- увязка материала с ранее приобретенными знаниями;
- обучение от простого к более сложному;
- создание ситуации успеха для ребенка;
Проектная технология направлена на самореализацию обучающегося как личности. Метод проекта способствует организации творческой деятельности воспитанников. Особенностью данного метода является то, что обучающийся должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и публично защитить свой проект. Эту технологию я применяю на занятиях при выполнении творческой работы. Ребята самостоятельно выбирают тему работы, а именно, что будут выполнять, какие материалы и инструменты им необходимы для изготовления этого изделия, читают и просматривают дополнительную литературу, а также ищут нужную информацию.
Игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность школьников. Педагогическая игра, как основной вид деятельности, направлена на усвоение общественного опыта. Основные принципы игровых технологий: умение моделировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость; равноправие
Алгоритм учебного занятия:
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действии.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIII этап - информационный.
Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы,
- инструкционные, технологические карты,
- задания,
- упражнения,
- образцы изделий.
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная и дополнительная
Основная литература:
1. Алексеева, В.В. Что такое искусство / В.В.Алексеева. – М., 2011.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3. Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла / В.А. Барадулин - М., 2008
4. Белов, В. Лад. Очерки о народной эстетике / В. Белов - М., 2012.
5. Белякова, О.В. Большая книга поделок / О.В.Белякова. – М., 2009.
6. Браиловская, Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи / Л.В. Браиловская - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
7. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 2012. -79с.
8. Горлова, Л.А. Декоративно-прикладное искусство как фактор формирования ценностных ориентиров и нравственных норм личности учащихся / Л.А. Горлова – Оренбург: ООДТМ 2014 – 92с.+СД.
9. Грибовская, А.А. Коллективное творчество школьников / А.А. Грибовская,- М.: ТЦ Сфера, 2012. -96с.
10. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика / Г.Н. Давыдова - М.: Скрипторий, 2003.-123с.
11. Джин Уэллс Пейзажи из ткани / Д,Уэллс - М.: Мой Мир, 2007.-96с.
12. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности/ Т.Н. Доронова - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 96с.
13. Дубровская, Н.В Приглашение к творчеству / Н.В.Дубровская - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 128с.
14. Ерёменко, Т. Cтежок за стежком / Т.Ерёменко - М.: «Малыш» 2011. - 16с.
15. Картушина, Г. Швейное дело / Г.Картушина - М.: Просвещение, 2000. -45с.
16. Костикова, И.Ю. Школа лоскутной техники / И.Ю.Костикова - М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010.-46с.
17. Комарова, Т.С., Савенков, А. И. Коллективное творчество дошкольников / Т.С.Комарова - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128с.
18. Мостек, П. Ослепительный квилт / П.Мостек,- М.: Кристина - Новый век, 2008. -145с.
19. Мерсиянова, Г. Швейное дело / Г.Мерсиянова, - М.: Просвещение, 2001. -235с.
20. Максимова, М. Лоскутики / М.Максимова - М.: Эксмо, 2003. – 146с.
21. Мозговая, Г. Швейное дело /Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2001. - 143с.
22. Пантелеев, Г.Н. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка / Г.Н.Пантелеев - М.: Просвещение, 2011. - 79с.
23. Румянцева, Е.А. Аппликация / Е.А.Румянцева - М.: Мир книги, 2008, - 238с.
24. Самопалова, И. Весёлая аппликация / И.Самопалова - М.: РИПОЛ классик, 2011 – 148с.
25. Ермолаева, Н. В. дополнительная программа «Умельцы» / Ермолаева, Н. В. – М Д О У ЦДТ «Ласточка» Ханты – Мансийский автономный округ, Тюменская область
26. Титова М. В. дополнительная программа «Волшебный мир кожи» / Титова М. В. – Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»
Дополнительная литература:
1. Максимова, М.В. Кузьмина, М.А. Лоскутики / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина – М.: Издательство ЭКСМО, 2010.- 108с.
2. Костикова, И.Ю. Школа лоскутной мозаики / И.Ю. Костикова – М.:ООО ТД Издательство Мир книги,2010. - 192 с.: цв. илл.
3. Жук, С.М. Лоскутное шитье / C.М. Жук – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 96с. ил.
4. Дубровская, Н.В Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 128с.
5.Ерёменко, Т. Cтежок за стежком / Т.Ерёменко - М.: Малыш 1981. - 16с.
6. Мостек, П. Ослепительный квилт / П.Мостек, - М.: Кристина - Новый век, 2008. - 145с.


2.6.2 Наглядный материал:
- альбомы с образцами бумаги;
- альбом с образцами тканей;
- альбом с образцами ниток;
- готовые поделки;
- инструкционные карты.
Наглядные пособия, технические средства обучения, используемые в учебном процессе, позволяют существенно повысить эффективность восприятия.
2.6.3 Интернет-ресурсы:
1. Народные традиции (Электронный ресурс). - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дата обращения 12 02 2015
2. Скульптура из серии народности костюма (Электронный ресурс) - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дата обращения 10 04 2015
3.Работа с бумагой (Электронный ресурс) – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дата обращения 10 04 2015
4. Вышивание узора (Электронный ресурс) – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2015
5. Поделки из бумаги (Электронный ресурс) – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дата обращения 10 04 2015













Приложение №1
Кроссворд по теме: Инструменты при работе с бумагой

3



2

















1













4










1.Два кольца, два конца, а посередине – гвозди. (ножницы).
2.Конь - стальной, хвост - льняной (игла)
3.Где храниться игла? (игольница)
4.Чем мы пользуемся при шитье, чтобы не уколоть палец (напёрсток).
















Приложение №2
Тест
Выполни тест№2, отмечая галочкой правильные ответы.
1. Какой из способов используется для перевода рисунка на ткань?
- припорохом
- копировальными стежками
- при помощи резца
2.Какой из способов используется для закрепления нитки на ткани при вышивании?
- при помощи узелка
- мелкими стежками.































Приложение №3
Тест
Выполни тест №1, отмечая галочкой правильные ответы.
1.Лоскутная это техника:
-изделие из лоскутков.
-изделие из льняной ткани.
2.Какие изделия можно выполнять из лоскутков?
-одеяла.
-наволочки.
-подушки.
3.Какие материалы используют для выполнения работ из лоскутков?
-ткань
-пряжа
-тесьма
-кружева.


























Приложение №4
Итоговый тест 1 год обучения
Цели.
Проверить:
- развитие внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, пространственного представления, воображения, фантазии, творчества при работе с различными материалами;
- приобретение навыков культуры труда, активности и самостоятельности в трудовой деятельности;
- формирование у детей умений планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.

Верный вариант обведи кружком или запиши ответ.
1. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) Эскиз;
б) аппликация;
в) композиция.

2. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) Приклей;
б) нарисуй эскиз;
в) составь композицию;
г) подбери материалы;
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.

3. Пластилин – это:
а) природный материал;
б) материал, созданный человеком.

4. Какие свойства бумаги ты знаешь?
а) Хорошо рвется;
б) легко гладится;
в) легко мнется;
г) режется;
д) хорошо впитывает воду;
е) влажная бумага становится прочной.

5. Выбери инструменты при работе с бумагой:
ножницы;
игла;
линейка;
карандаш.


6. Для чего нужен шаблон?
Чтобы получить много одинаковых деталей;
чтобы получить одну деталь.

7. На какую сторону бумаги наносят клей?
Лицевую;
изнаночную.

8. Какие виды разметки ты знаешь?
По шаблону;
сгибанием;
сжиманием.

9.Каков порядок выполнения аппликации из листьев?

Приклей;

нарисуй эскиз;

составь композицию;

подбери материалы;

закрой листом бумаги и положи сверху груз.
Обозначь цифрой этапы работы. Запиши порядковый номер.

10. Какие свойства бумаги ты знаешь?
Хорошо рвется;
легко гладится;
легко мнётся;
режется;
хорошо впитывает воду;
влажная бумага становится прочной.

11. Что нельзя делать при работе с ножницами?
Держать ножницы острыми концами вниз;
оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
передавать их закрытыми кольцами вперед;
пальцы левой руки держать близко к лезвию;
хранить ножницы после работы в футляре.

12. Технология – это:
знания о технике;
способы и приемы выполнения работы.
Приложение № 5
Опросник
Знание основ изобразительного искусства

Цветовой спектр

1
Какие цвета входят в цветовой спектр?
Синий, фиолетовый, желтый, серый, коричневый, красный, оранжевый, розовый, зеленый

2
Какие цвета являются главными в цветовом спектре?
Красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, фиолетовый

3
Какие цвета относятся к хроматическим?
Входящие в цветовой спектр,
Не входящие в цветовой спектр

4
Выберите хроматические цвета
Синий, красный, серый, зеленый, черный, сиреневый, бордо, белый, желтый, темно-серый, оранжевый

5
Какие цвета называются ахроматическими
Все остальные цвета

6
Отделите теплые цвета от холодных
Синий, красный, охра, фиолетовый, зеленый, коричневый, желтый, голубой, черный

7
Подберите гармоничное сочетание цветов к заданному цвету
Красный: 1. Зеленый, синий, золотисто – желтый 2. Фиолетовый, коричневый, оранжевый
Желтый: 1. Бордо, розовый 2. Фиолетовый, золотистый, шоколадно - коричневый










Приложение №6
Тест
Выполни Тест №2, отмечая галочкой правильные ответы.
1.Какие инструменты и материалы необходимы для изготовления изделий из лоскутков.
-игла.
-ножницы.
-сантиметровая лента.
-линейка.
2.Эскиз это:
-рисунок
-шаблон.
-чертеж.





























Приложение№7
Итоговый тест 2год обучения
Цели.
Проверить:
- развитие внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, пространственного представления, воображения, фантазии, творчества при работе с различными материалами;
- приобретение навыков культуры труда, активности и самостоятельности в трудовой деятельности;
- формирование у детей умений планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.
Верный вариант обведи кружком или запиши ответ.

Выбери инструменты при работе с бумагой:
ножницы;
игла;
линейка;
карандаш.

Для чего нужен шаблон?
чтобы получить много одинаковых деталей;
чтобы получить одну деталь.

На какую сторону бумаги наносят клей?
лицевую;
изнаночную.

Какие виды разметки ты знаешь?
по шаблону;
сгибанием;
сжиманием.

Каков порядок выполнения аппликации из листьев?

Приклей;

нарисуй эскиз;

составь композицию;

подбери материалы;

закрой листом бумаги и положи сверху груз.
Обозначь цифрой этапы работы. Запиши порядковый номер.
Какие свойства бумаги ты знаешь?
хорошо рвется;
легко гладится;
легко мнётся;
режется;
хорошо впитывает воду;
влажная бумага становится прочной.

Что нельзя делать при работе с ножницами?
Держать ножницы острыми концами вниз;
оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
передавать их закрытыми кольцами вперед;
пальцы левой руки держать близко к лезвию;
хранить ножницы после работы в футляре.

Технология – это:
знания о технике;
способы и приемы выполнения работы.

Орига
·ми (с японского - «сложенная бумага»)  вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] складывания фигурок из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага, но развивалось в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками - символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В наши дни на занятиях в российских и зарубежных школах оригами применяют для развития детской моторики. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

Где впервые появилось искусство оригами?
В Китае;
в Японии;
в России.

Вставь пропущенное слово.
Гончар – это мастер, делающий посуду из _____________________

Выбери и допиши правильный вариант.
Бумага – это _______________ материал; инструмент; приспособление.
Бумагу делают из _______________________________________.
Напиши, что относится к природным материалам:
1.______________, 2.______________, 3.______________, 4.________________.
Способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов – это ________________________.

Выбери инструменты для работы с пластилином:
посуда с водой;
стеки;
подкладная доска;
катушечные нитки.
Ответы
№ вопроса
Правильный ответ
Количество баллов

1.
1, 3, 4
3

2.
1
1

3.
2
1

4.
1, 2
2

5.
4, 2, 3, 1, 5
5

6.
1, 3, 5
3

7.
2, 4
2

8.
2
1

9.
1
1

10.
Из глины
1

11.
материал
1

12.
Из древесины
1

13.
Листья, плоды, семена, камень, ракушки и т.п.
2

14.
аппликация
1

15.
2
1


26 баллов


1 балл – за каждый правильный ответ.
«5» - от 25 до 26 баллов;
«4» - от 24 до 19 баллов;
«3» - от 18 до 14 баллов;
«2» - 13 и менее баллов.






Критерии оценивания
Оценка успешности выполнения заданий
Уровневая оценка знаний
Традиционная оценка

Менее 50 %
низкий уровень
неудовлетворительно

От 50 до 70 %
средний уровень
удовлетворительно

От 71 до 95 %
выше среднего
хорошо

От 96 до 100 %
высокий
отлично


II. Практическая часть.
Заяц – оригами с элементами аппликации
По технологической карте изготовь поделку из бумаги «Зайчик».
Материалы:
лист белой бумаги;
цветная бумага для создания глаз, носа, усов;
клей карандаш;
ножницы;
цветные карандаши (если глаза, нос и усы будете рисовать).

Этап работы
Описание последовательности действий
Изображение



1.


Мордочка зайчика делается из белого квадрата со стороной 10 см.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



2.


Сложите квадрат по диагонали.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


3.

Загните нижнюю часть заготовки вверх (примерно 1 см).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


4.

Правую и левую стороны загните вверх (к центральной линии).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


5.

Переверните заготовку. Заправьте верхний уголок внутрь (перед ушками).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



6.


Нижний уголок так же заправьте внутри
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


7.

Из цветной бумаги нужно вырезать глаза, нос, рот, усы и украсить мордочку зайчика. Аппликацию можно заменить рисунком.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




























13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415