Рабочая программа по окружающему миру ПНШ 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Согласовано»

Руководитель МО
О.В.Колесникова
___________________

«26» августа 2016г.

«Согласовано»

Методист
Ю.А. Власова
_____________________

«26» августа 2016г.

«Утверждаю»

Директор МОУ лицей №10
О.А.Тумко
___________________
Приказ № 198
от «1» сентября 2016г.


лицей №10 г. Батайска







Рабочая программа
по окружающему миру
для 4 «Г» класса
по системе учебников «Перспективная Начальная школа»
( авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.)
2 часа в неделю, за год – 70 часов








Учитель Корнеева Д.А.



Планируемые результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Обучающийся получит возможность для формирования:
умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
умения совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
умения составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
умения, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
умения оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Регулятивные УУД
Обучающийся научится:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Обучающийся получит возможность научиться:
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Обучающийся получит возможность научиться:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.




Содержание учебного предмета окружающий мир
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10 на 2014-2015 учебный год, курс рассчитан на 2 часа в неделю при 35 учебных неделях (70 часов в год). Программа будет выполнена за 69 часов за счет уплотнения тем в разделе «Мы – граждане России».
Содержание учебного предмета
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности

Человек и природа
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла). Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса. Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
(40ч)
Повторение материала о способах ориентирования на местности, изучение правил безопасного поведения в лесу; обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года;актуализация и применение знаний о поведении в ходе проведения экскурсий; классификация знаний о важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами;обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме;использование правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками.проведение сравнений, выбор правильного ответа; работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия); самостоятельное маркирование; высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси; классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского; описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков; классификация информации, связанной с возникновением Москвы;участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения; проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников;знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края;решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»; оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы; о соединенных штатах Америки, Великобритании, Франции; характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях; обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе; моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации; обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года; расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях; обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми.

Человек и общество
Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы. Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.). История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.). Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни). Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
(23ч)
Повторение материала о способах ориентирования на местности, изучение правил безопасного поведения в лесу; обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года;актуализация и применение знаний о поведении в ходе проведения экскурсий; классификация знаний о важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами;обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме;использование правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками.проведение сравнений, выбор правильного ответа; работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия); самостоятельное маркирование; высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси; классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского; описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков; классификация информации, связанной с возникновением Москвы;участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения; проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников;знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края;решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»; оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы; о соединенных штатах Америки, Великобритании, Франции; характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях; обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе; моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации; обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года; расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях; обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

(4ч)
Повторение материала о способах ориентирования на местности, изучение правил безопасного поведения в лесу; обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года;актуализация и применение знаний о поведении в ходе проведения экскурсий; классификация знаний о важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами;обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме;использование правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками.проведение сравнений, выбор правильного ответа; работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия); самостоятельное маркирование; высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси; классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского; описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков; классификация информации, связанной с возникновением Москвы;участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения; проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников;знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края;решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»; оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы; о соединенных штатах Америки, Великобритании, Франции; характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях; обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе; моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации; обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года; расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях; обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми.

Предметные результаты

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);
понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
характеризовать основные функции систем органов человека;
измерять температуру тела, вес и рост человека;
понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации;
готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
определять часовой пояс своего края;
находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);
соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

Календарно-тематическое планирование


Тема урока
Кол-во часов
Форма организации урока
Дата





План
Факт


История Отечества (7 часов)

1
Древние славяне.
1
УИНМ
1.09
1.09

2
Древняя Русь.
1
УИНМ
6.09
6.09

3
Крещение Руси.
1
УИНМ
13.09
13.09

4
Борьба Руси с западными завоевателями.
1
УИНМ
15.09
15.09

5
Возникновение Москвы. Первые московские князья.
1
УИНМ
20.09
20.09

6
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)
1
УИНМ
22.09

22.09


7
Обобщение по теме «Древние славяне».
1
УЗНМ
27.09
27.09


Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

8
Солнечная система.
1
УПИМ
29.09
29.09

9
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.
1
УПИМ
4.10
4.10

10
Природные зоны нашей страны.
1
УИНМ
6.10
6.10

11
Обобщение
по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)
1
УЗНМ
11.10
11.10


Путешествие по природным зонам России(13 часов)

12
Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)
1
УИНМ
13.10
13.10

13
Животные ледяной зоны. Арктика и человек.
1
УИНМ
18.10
18.10

14
Тундра.
1
УИНМ
20.10
20.10

15
Тундра и человек.
1
УЗНМ
25.10
25.10

16
Зона лесов. Растения зоны лесов.
1
УИНМ
27.10
27.10

17
Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.
1
УИНМ
8.11
8.11

18
Зона степей.
1
УИНМ
10.11
10.11

19
Степь и человек.
1
УИНМ
15.11
15.11

20
Зона пустынь.
1
УИНМ
17.11
17.11

21
Жизнь человека в пустыне.
1
УЗНМ
22.11

22.11


22
Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)
1
УИНМ
24.11
24.11

23
Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.
1
УПИМ
29.11
29.11

24
Обобщениепо теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.)
1
УЗНМ
1.12
1.12


Родной край – часть великой России (11 часов)

25
Твой родной край.
1
УПИМ
6.12
6.12

26
Московское время.
1
УИНМ
8.12
8.12

27
Карта твоего края.
1
УПИМ
13.12
13.12

28
Поверхность и водоемы твоего края.
1
УИНМ
15.12
15.12

29
А что можешь сделать ты?
1
УЗНМ
20.12
20.12

30
Полезные ископаемые твоего края.
1
УИНМ
22.12
22.12

31
Растения твоего края.
1
УЗНМ
27.12
27.12

32
Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.
1
УЗНМ



33
Народные промыслы твоего края.
1
УИНМ



34
Заповедные места твоего края.
1
УИНМ



35
Обобщение по теме «Родной край – часть великой России». (Готовимся к олимпиаде.)
1
УЗНМ



36

1





Человеческий организм (11 часов)


37
Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.)
1
УИНМ



38
Путешествие в мир клеток.
1
УИНМ



39
Самый большой орган чувств.
1
УИНМ



40
Как человек двигается.
1
УИНМ



41
Пищеварительная система.
1
УИНМ



42
Система кровообращения.
1
УИНМ



43
Познакомимся с дыхательной системой.
1
УИНМ



44
Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.
1
УЗНМ



45
Как почки удаляют из организма вредные вещества.
1
УИНМ



46
Нервная система человека.
1
УИНМ



47
Обобщение по теме «Человеческий организм».
Готовимся к школьной олимпиаде.
1
УЗИМ




Изучаем органы чувств (8 часов)

48
«Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.)
1
УИНМ



49
Высуни язык и скажи: «А».
1
УЗНМ



50
«Взгляд» на глаз.
1
УИНМ



51
Ухо не только орган слуха.
1
УИНМ



52
Ухо – орган равновесия.
1
УЗНМ



53
Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.
1
УПИМ



54
Советы врача.
1
УПИМ



55
Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».
Готовимся к школьной олимпиаде.
1
УЗНМ




Путешествие по странам мира (6 часов)

56
Границы России.
1
УИНМ



57
Границы России.
1
УЗНМ



58
Соединенные штаты Америки (США).
1
УИНМ



59
Великобритания.
1
УИНМ



60
Франция.
1
УИНМ



61
Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». (Готовимся к олимпиаде.)
1
УЗНМ




Москва как летопись истории России (5 часов)

62
День народного единства.
1
УИНМ



63
Москва: память о войне 1812 года.
1
УИНМ



64
Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
1
УЗНМ



65
Памятники Москвы покорителям космоса.
1
УИНМ



66
Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.)
1
УЗНМ




Мы – граждане России (3 часа)

67
Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.
Основной закон страны – Конституция России. Президент России.
1
УИНМ



68
Тестовая работа по итогам учебного года
1
КУ



69
Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или экскурсия в краеведческий музей
1
УЗНМ