СТРОИТЕЛЬСТВО. РАБОТА С БУМАГОЙ. ПОЛУОБЪЕМНАЯ ПЛАСТИКА. КОМПОЗИЦИЯ «ИЗБА» ИЛИ «КРЕПОСТЬ»


Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба» или «Крепость»
Цели деятельности педагога Познакомить учащихся со строением избы; формировать умение создавать аппликацию из бумаги; учить различать компоненты строения избы, создавать полуобъемную аппликацию, применять способ достижения эффекта объемности в аппликации; развивать творческие способности
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Причелина, наличник, венец, полуобъемная аппликация, плотник
Наглядно-демонстрационный материал Изображение избы, образцы плоской и объемной аппликаций, образец готового изделия «Изба»
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; цветной картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, скрепки
Планируемые образовательные результаты Личностные: имеют интерес к предметно-практической деятельности.
Предметные: научатся приемам работы с бумагой, разметке деталей сгибанием и скручиванию на карандаше, применять навыки изготовления мозаики при работе с яичной скорлупой, сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов, применять способ достижения эффекта объемности в аппликации.
Метапредметные:
 регулятивные – овладеют способностью применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану;
 познавательные – научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера;
 коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Актуализация знаний Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Кто из нас в детстве не строил дома из кубиков, замки из песка. Значит, мы все строители. Из чего можно построить дом для жилья? А из какого материала строили дома на Руси? А вот мы сегодня построим дом из бумаги. Конечно, это будет изображение дома, но очень похожее на деревянную традиционную избу Слушают учителя Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремление к творческой самореализации.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу Уст-
ные ответы
II. Ос-
воение нового материала Словесно-иллюстративный рассказ «Русская изба». Просмотр мультимедийной презентации или картинок по теме – На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Избу и другие постройки крестьянин обычно рубил сам. Собираясь строиться, он рубил деревья поздней осенью или ранней весной. Прямо в лесу или возле деревни ставили сруб без окон и дверей. А ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно «помочью». «Помочь» – однодневная общественная бесплатная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают на вопросы, сравнивают объекты, участвуют Фронтальная Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную за- Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
собиралась вся деревня и даже округа. Об этом очень древнем обычае говорится в старинной пословице: «Кто на помочь звал, тот и сам иди». Вот так строились избы. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы – это не только памятники быта, но и произведения архитектуры, искусства. Давайте полюбуемся красотой русской избы.
Показывает слайды с изображением домов, украшенных резьбой в коллективном обсуждении, формулируют вывод дачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя Работа с учебником (с. 45, 46).
Конструкция избы.
Профессия плотника – Рассмотрите конструкцию избы.
Организует работу с учебником, показывает слайды с изображением отдельных частей дома, предлагает назвать их (с опорой на текст и рисунок в учебнике), в случае затруднения объясняет значения терминов.
– А знаете ли вы, как называется профессия мастера, который строит деревянные дома? Прочтите об этом в учебнике (с. 46) и ответьте на заданный вопрос. Сейчас редко строятся деревянные дома. Существует ли в настоящее время профессия плотника? Что они делают сейчас? Слушают учителя, рассматривают рисунки, слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремление к творческой самореализации
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют
упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью III. Творческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверяет организацию рабочего места Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы Фронтальная Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.
Личностные: имеют знания
о гигиене труда Организация рабочего места
Беседа «Что
и как мы будем делать». Работа
с учебником (с. 46–47). Демонстрация приемов работы – Сегодня вы тоже построите избу, только из бумаги. Назовите технику изготовления поделки. (Аппликация.)
– Что такое аппликация? Чем данная аппликация отличается от обычной?
Показывает образцы.
– Сделайте анализ изделия.
Алгоритм выполнения аппликации «Изба»:
 Вырезать шаблоны из рабочей тетради. Анализируют изделия, проговаривают вслух последовательность производимых действий;
наблюдают
за действиями Фронтальная Познавательные: общеучебные – под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют, на основе полученной информации, принимать несложные практические решения;
логические – осуществляют поиск необходимой информа- Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
 Обвести шаблоны основания, крыши, окна на картоне.
 Выполнить разметку венцов избы.
 Склеить бревнышки, накрутив заготовку на карандаш.
 Приклеить бревнышки к картону.
 Украсить избу учителя, показывающего приемы работы ции (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике; составляют план работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки Практическое задание Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
– Выполните композицию «Изба» в технике полуобъемной аппликации (или «Крепость» в технике «кракле».
Алгоритм выполнения аппликации «Крепость» в технике «кракле»:
 Сделать рисунок крепости на картоне.
 Нарисовать и вырезать элементы аппликации.
 Приклеить элементы аппликации. Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические правила; выстраивают последовательность реализации Индивидуальная Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке.
Познавательные: общеучебные – ориентируются в задании; умеют анализировать объекты труда.
Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на Изготовление композиции «Изба» в технике полуобъемной аппликации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
 Приклеить яичную скорлупу в технике «мозаика» на эскиз крепости.
 Оформить работу собственного замысла,
выполняют
задание изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), адекватно оценивать результаты своего труда IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности Выставка работ учащихся В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий, используя критерии:
– выполнение изделия в соответствии с алгоритмом;
– аккуратность;
– оригинальность Рассматривают выполненные поделки, оценивают их Фронтальная Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зре- Оценивание учащихся за работу
на уроке
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов
работы Организует беседу по вопросам:
– Какую новую технику работы с бумагой мы сегодня изучили?
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему? Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Уст-
ные ответы
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
– Найдите с помощью родителей информацию о том, в каких городах России есть музеи деревянного зодчества. Материалы вложите в папку достижений
Слушают учителя Индивидуальная ния, формулировать ответы на вопросы