Статья Наша пристань — родительский дом




Возрождение России невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. С момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста.
Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную. Составление подробной родословной, своего фамильного древа являлось неотъемлемой частью традиции каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных.
Одной из традиций на Руси были большие семьи; в русских семьях было много детей. Сейчас эта традиция нарушена. 1 – 2 ребенка в современной семье – это наша реальность. Трое детей – это уже вызывает интерес. Многодетные семьи часто встречают непонимание у окружающих.
В нашей школе есть семьи в которых 4 -7 человек детей. Это большие и дружные семьи, им хорошо вместе, но мы заметили, что некоторые ребята, из таких семей, стесняются говорить о таком количестве братьев и сестер. Не всегда общество, а тем более детское, толерантно воспринимает эту информацию. Это пробелы в воспитании нашего общества, а иногда и просто отсутствие данной информации. К сожалению, мы не часто встречаем в информационных источниках тему многодетных семей.
Мы решили изменить данную ситуацию и провели в нашей школе урок, который назвали «Родительский дом». К уроку готовились заранее. Собрали информацию по классам, предложили ребятам из многодетных семей самим рассказать о своих семьях и они с радостью согласились.
Используя мультимедиа технологии, мы начали рисовать портрет современной семьи. Дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра. Появление каждого персонажа сопровождалось стихотворением или песней в исполнении учащихся.
Подвели итог: «Вот такие семьи у большинства из нас. А у нас в школе есть и такие большие и дружные семьи». На экране начали появляться семейные фотографии наших героев. Это вызвало неподдельный интерес у зрителей, а уж рассказы самих ребят слушали затаив дыхание. Выступающие ребята были полны гордости за свои семьи, и может быть впервые, они чувствовали себя и своих родных настоящими героями.
Все отметили, с какой теплотой и любовью дети рассказывали о каждом члене своей большой семьи, как хорошо им вместе, как они умеют заботиться друг о друге, какие интересные у них в семьях традиции.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Одновременно семья является малой (первичной) социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей в себе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человек входит во множество самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую он никогда не покидает. Семья должна быть опорой для каждого человека, в семье должна закладываться чистота помыслов и чувств. И не важно, большая это семья или маленькая.
Литература:
«Толерантность как образ жизни»: УМП/под ред. Г.Л. Бардиер и А.Ю.Сунгурова – СПб: Изд-во Ютас 2008.
Философский энциклопедический словарь/ ред. – сост. Е.Ф. Губский и др. 2003 г.