Словарная работа на уроках русского языка как один из путей повышения языковой культуры учащихся (реферат)












Словарная работа на уроках
русского языка как один из путей
повышения языковой культуры
учащихся
(реферат)









Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области
Ларина Татьяна Егоровна







Курск



Содержание





Введение


Глава 1. Организация работы по обогащению словаря учащихся.

Изучение семантики слова.
Изучение синонимов.
Изучение антонимов.
Формирование орфографических навыков.


Глава 2. Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе.


Заключение.


Библиография.




















ВВЕДЕНИЕ.


Первые же уроки по русскому языку, проведённые мной в 5 классе, очень разочаровали меня: дети совсем не интересовались моим предметом. Мне стало обидно, и я решила изменить отношение учеников к школьному предмету под названием «русский язык». Каким образом? Очень просто: сделать каждый урок интересным. Я чувствовала, что заинтересовать детей нужно не столько занимательным материалом, сколько сознанием серьёзности того, чем мы занимаемся на уроке. Теперь я убеждена, что именно серьёзное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. К концу учебного года количество «4» и «5» мало изменилось, зато качественные изменения были заметны. Вместе с ребятами мы делали маленькие открытия, я поощряла их стремление писать грамотно, говорить правильно, выразительно, красиво, поддерживала их интерес к слову, его истории, радуясь тому, что ученики усваивают новые слова, вникают в их смысл, ищут точные фразы для выражения своих мыслей, чувствуют лишнее в тексте, ещё не умея этого объяснить, но интуитивно ощущая гармонию высказывания. Отношение детей к предмету изменилось, и тут мне помогла словарная работа.
«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К. Г. Паустовского, открывающие в 5 классе раздел «Лексика», должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.
Именно поэтому я с особой тщательностью отношусь к организации словарной работы как на уроках русского языка, так и литературы.
Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. «Речь – это процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием. Общество заинтересованно прежде всего в том, чтобы богатства и исторически сложившиеся нормы родного языка строго сохранялись. Правильность речи контролируется редакциями литературных изданий, театров, радио, кино и т. п. Но речь должна быть не просто правильной, а и совершенной по содержанию и форме. Возможности же совершенствования речи в качественном отношении почти безграничны Надо у каждого учащегося, независимо от возможной в будущем профессии, развивать вкус к языку и взыскательность к речи». (Н. И. Жинкин. Психологические основы развития речи. – В кн.: В защиту живого слова. М., 1966.).
Возможности совершенствования речи ребёнка, как отмечалось выше, безграничны. В школе этому способствуют все учебные предметы, вся внеклассная работа, но в особенности уроки русского языка и литературы, поскольку слово, речь становятся на этих уроках непосредственными объектами изучения. Словарная же работа, во – первых, обеспечивает своевременное речевое и умственное развитие детей; во – вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в – третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания.
По большому счёту весь урок языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности языка. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомство со словом и осознание всех его составляющих.












ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ.

ИЗУЧЕНИЕ СЕМАНТИКИ СЛОВА.

В методике различают словарно – семантическое и словарно – орфографическое направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересует не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Объединив словарно – семантическое и словарно – орфографическое направления в словарной работе, связанные непосредственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроке мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфографическом, лексико – семантическом, орфографическом и синтаксическом.
Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью целесообразно практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встретившиеся в тексте или упражнении и объяснить их значение.
Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приёмы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:
1) выяснение значения слова по толковому словарю;
2) подбор синонимов (лозунг – призыв);
3) подбор антонимов (ненавидеть – любить, презирать – уважать);
4) словообразовательный анализ (безмятежный – мятежный – мятеж);
5) этимологический анализ (лукавый – от лука («изгиб, кривизна»), т. е. лукавый – «криводушный, неискренний, двуличный, лживый»,);
6)перевод (интернациональный – международный).
Приёмы ознакомления учащихся с семантикой слова разнообразны, но выбор способа их семантизации обусловлен конкретными дидактическими задачами, а главное – целесообразностью использования каждого из них.
Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся. Темы по морфологии создают благоприятные условия в организации речевой практики, предусматривающей совершенствование словарных знаний школьников.
Следуя принципу А. М. Пешковского, утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится (хочу сразу оговориться, что есть простые и непростые в смысле произношения слова, от этого зависит работа над ними).Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предложения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря («Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина и др. (М. 1981), «Школьный словарь иностранных слов» В. В. Одинцова и др. (М., 1990), «Словарь русского языка» С. И. Ожегова) или объяснения учителя. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать.
На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены «трудные» буквы, подчёркнуты «ошибкоопасные» места. Работа над орфографией начинается с побуквенного проговаривания слова по слогам (хором несколько раз). Затем это слово заносится в тетрадь, и учащиеся, закрыв глаза на 20 – 30 секунд, пытаются запомнить орфографический облик слова, опять же (шёпотом) по слогам побуквенно его проговаривая. После этого пробуем заставить слово работать в контексте – словосочетании и предложении. Записав слово 3 – 4 раза, ученик невольно запоминает его.
Лучше усвоить семантику и орфографию слова позволяет этимологическая справка. Этимологический аспект (пятый) в освоении слова очень важен, но рассмотрение его затруднено отсутствием нужного справочного материала (этимологического словаря). Поэтому в своей работе я использую этимологию слова как подспорье, как дополнение, помогающее объяснить и запомнить значение слова и его написание. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём – этимологическая справка – формирует интерес к слову, к языку, к его истории. Очень интересные этимологические справки даются Э. А. Вартаньяном. НАПРИМЕР: туземец. Это слово я в юношеские годы воспринимал как ярко выраженный экзотизм. А между тем оно совсем «нашенское», древнее русское слово. Оно легко членимо на образовавшие его части, убедительно мотивированно. Ту (местоимение) + зем (корень земь, сравни: земля, наземь) + ец (суффикс), то бишь «тутошней (тамошней) земли уроженец». За время своего многовекового бытования слово туземец употреблялось для обозначения то уроженца местности, то жителя удалённой от центров цивилизации местности, страны. У Ф. И. Достоевского: «Здесь я встретил одного из туземцев, старого Гаврилу, бывшего когда – то моим дядькой». («Туземец Гаврила» - сейчас, пожалуй, не звучит!). Или, например, пельмени. Сложное слово из финских языков, образованное от пель – «ухо» и нянь – «хлеб». Буквально значит «ушки из теста» - по форме, которую имеют эти изделия. Пельмени (из пельняни) образовано уже в русском языке.
Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки будут ещё одной ступенькой к овладению словом. На втором этапе (последующие уроки) важны такие виды упражнений:

1.Орфоэпический диктант – правильное произнесение записанных на доске слов.
Работа над семантикой слова и употребление его в речи не может проводиться в отрыве от работы по совершенствованию произносительной культуры школьников. Известно, что исключительно важным элементом звукового строя русского языка является словесное ударение. Дело в том, что ударение в русском языке обладает двумя особенностями – разноместностью и подвижностью, что и служит причиной многих ошибок в употреблении и произношении некоторых слов.
Разноместность делает ударение важным смыслоразличительным средством, поэтому необходимо научить учащихся правильно употреблять в устной речи омографы, прежде всего лексические: броня – броня, видение – видение, отзыв – отзыв, пикировать – пикировать. По Школьному грамматико – орфографическому словарю устанавливают различия в значении указанных слов: броня («прочная облицовка из стальных плит») – броня («документ, дающий право на закрепление»), видение («способность видеть») – видение («призрак, приведение»), пикировать («снижаться под большим углом») – пикировать («пересаживать растения»).
Затем могут составляться словосочетания (видение мира, броня танка) или подбираются предложения типа Там лес и дол видений полны. (Пушкин.).
Составляя словосочетания отзыв о книге – отзыв посла, учащиеся устанавливают различия в значении выделенных слов.
Не менее важно предупредить ошибки в произнесении слов с колеблющимся ударением. С этой целью проводятся такие задания:
1) проверьте по словарю, правильно ли вы ставите ударение в словах вторгнуться, обычай, титул, формировать;
2) расставьте ударения, проверьте по словаря, имеются ли различия в произнесении слов: искриться (искриться), насторожённо (настороженно), пурпурный (пурпурный), договор (договор), рапорт (рапорт).
Отмечается наличие двух нормативных произносительных вариантов приведённых слов, причём варианты произношения последних двух слов стилистически окрашены: договор (разг.), рапорт (у моряков).
3) укажите ударение, соответствующее современной литературной норме, для справок используйте Школьный грамматико – орфографический словарь: документ (не «документ»), квартал (не «квартал»), мозаика (не «мозаика»), разобщённый (не «разобщённый»);
установите, пользуясь словарём, как следует правильно произносить падежные формы следующих слов: госпиталь – госпиталей (не «госпиталей»), гражданин – граждане (не «граждане»), патруль – патруля (не «патруля»).
В анализе слов дворовый, завороженный, ненависть, приподнятый, рубеж, удалой используется словарь Ожегова.
Большинство трудностей в произношении, как и в написании, вызывают у учащихся иноязычные слова с гласной Е после согласных. Причина в том, что в большей части заимствованных слов после твёрдых согласных, как и после мягких, пишется буква Е. Например, пионер н и модель дэ , академия д , музей з , свитер тэ , теннис тэ , темп тэ , интерьер тэ , термос тэ и др. Учащиеся усваивают не только семантику этих слов, но и литературные нормы их произношения.
НО, все-таки, набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм таких слов, как красивее, звонит, досуг, свекла, цемент, статуя, щавель, партер, квартал, диспансер, каталог, намерение, столяр, фарфор, хозяева, шофер, взяла, переняла, роздал, понял, начали, пролили, задали, погруженный, взбешенный, осужденный.

Можно использовать игру «Поставь ударение» (5 класс), которая помогает запомнить правильное ударение в некоторых словах. Играющие списывают с контрольного листа слова, ставя ударение. Побеждает тот, кто не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.
Контрольный листок.
Алфавит звонят намерение процент
Арест искра начать распоясался
Баловать каталог нефтепровод ремень
Ворота квартал озлобленность столяр
Диалог коклюш паралич украинский
Договор комбайнёр петля щавель
Заржаветь красивее по столу
Звонит кухонный прожил

2.Диктант «Угадай словечко!» - учитель дает толкование, дети записывают само слово.
НАПРИМЕР: плод дуба (желудь), стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии (шомпол), небольшая лодка выдолбленная из цельного куска дерева (челн),прозрачная бесцветная жидкость (вода), тот, кто водит машину (водитель), дословная выдержка из какого-либо произведения (цитата),болезнь десен, возникающая при отсутствии витаминов в пище(цинга), глухой шум от трения (шорох), детёныш галки (галчонок), колючий кустарник с кисло – сладкими ягодами (крыжовник), презрительное название ненасытного человека (обжора).

3.Лексический диктант – диктуемым словам дети должны дать толкование.
НАПРИМЕР: подводник (моряк, служащий в подводном флоте), панцирь (твёрдый покров некоторых животных: черепах, крокодилов и т. д.), доброта (отзывчивость, душевное расположение к людям), хихикать (смеяться тихо или исподтишка и со злорадством), невежественный (неучёный, малообразованный, тёмный, безграмотный) и т. д.
Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.

4. «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить, одеть – надеть, экономный – экономичный, осудить – обсудить, связный – связанный, деспот – диспут и др.); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. С этой целью учащимся предлагаются и такие упражнения:
1) ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем, а кого посланником? В чём различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?
2) словарный диктант с заданием: заменить данное словосочетание словом, например: крепостной слуга в доме помещика (дворовый), дворянин, состоящий в штате царского двора (придворный);
3) подбор синонимов (невежа – грубиян, невежда – неуч, притязание – претензия, притяжение – тяготение);
4) словообразовательный анализ (биография – жизнь + пишу, т. е. жизнеописание, автобиография – сам + биография, т. е. описание своей жизни);
5) включение изучаемых слов в контексте (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер – искусственный цветок, получить признание – выразить признательность

5. Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений (отработать барщину, уплатить оброк).

6. Составление связных текстов по опорным словам. Так, слова из словаря эпохи крепостного права употребляются в рассказе о тяжёлой судьбе крепостных крестьян в царской России (по повести «Муму» И. С. Тургенева и др.). В рассказ о герое войны 1812 г. вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный (в связи с изучением «Бородино» М. Ю. Лермонтов.)
Так идёт усвоение лексико – семантического уровня слова.

7. Зрительные диктанты (используются как на первом, так и на втором этапе работы со словом). Возможен и такой вариант, когда для зрительного диктанта берутся 3 – 7 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочерёдно демонстрируются учащимся по 10 – 30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается. Этот диктант обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки ни у одного ученика в классе. Тогда появляется новый зрительный диктант, и начинается та же самая работа, но с другими словами и предложениями. НАПРИМЕР, зрительный диктант (5 класс) с использованием стихотворного текста:
Вьюга.
Вьюга снежная, пурга, Дайте радужной парчи
Напряди нам пряжи, Для косматых елей.
Взбей пушистые снега, Потрудись, кузнец – мороз,
Словно пух лебяжий. Скуй ты нам сегодня
Вы, проворные ткачи – Ожерелье для берёз
Вихри и метели К ночи новогодней.
(С. Маршак).
Такой вид упражнения в 5 – 7 классах, кроме прочего, ещё помогают улучшить технику чтения. На основе текста зрительного диктанта проводится лексико – семантическая работа со словом. НАПРИМЕР: выяснить по словарю, что обозначает слово зардел, подобрать синонимы к этому слову, составить с ним предложения.
Зрительный диктант, на мой взгляд, особенно полезен при работе с непроверяемыми написаниями, так как на помощь слуху учащихся приходит зрение как серьёзный фактор, способствующий запоминанию нужных орфограмм, выработке навыка правописания.

8. Словарно – орфографический диктант.
ЗАДАНИЕ: обозначить графически орфограммы.
Предложил, поднималось солнце, блестела, пробирались через кустарник, ветки касались, мы наклонялись, вернулись поздно.

9. Орфографическая задача.
ЗАДАНИЕ: вставить пропущенные буквы.
Об..зрение, под..гревать, с..жжение, лок..ть, каш..ль, ремеш..к, прыж..к, цыплёноч..к, оранж..вый, реш..тка, акац..я, ц..нга, панц..рь, ш..рох, расч..т.

После проведённой работы со словом, ученик пишет своё «Слово о слове».Вот пример освоения слова автограф учеником 6 класса – сочинение «Осенняя миниатюра».
«Осень приносит с собой конец лета, первые морозы, листопад. Листопад – это автограф осени и самое красивое зрелище, какое мы можем увидеть».
Не правда ли звучит красиво: «Листопад – автограф осени». Здесь налицо не только овладение лексико – семантическим уровнем слова, но и создание с его помощью яркого художественного образа.

ИЗУЧЕНИЕ СИНОНИМОВ.

Включив новое слово в контекст, то есть составив словосочетание и предложение, ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания – это тоже работа со словом.
Приёмы введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны.
Составление синонимических рядов – приём работы, который способствует расширению активного словаря за счёт знакомых учащимся слов.
Виды упражнений:
подобрать синонимы к словам записанным на доске или указанным в учебнике, например, к глаголу удивился (изумился), к прилагательному ласковый (нежный). Подобные задания я даю к текстам учебника литературы или на уроках внеклассного чтения. Так, в «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина объясняем слово горда (заносчива, спесива, чванлива, надменна, кичлива), кротка (незлоблива, мягка).
выписать синонимы из упражнения, статьи или художественного произведения. Так, из статьи учебника по литературе («Произведения устного народного творчества») выписываются синонимы увлекательный, занимательный, после чего данный ряд пополняется словами интересный, забавный, употреблёнными в статье «О загадках». В стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтова указываются синонимы бой, битва, сеча, схватка и т. д.
выборочный диктант с заданием: выписать синонимы. Для диктанта используются отдельные предложения или связный текст, например, отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», который содержит контекстуальные синонимы со значением «скакать» (пустились, припустил, закатился, катят, скачут, разнеслась, летит).

2. Семантико – стилистический анализ синонимов. Смысловой анализ слов развивает чувство языка и стиля, воспитывает привычку быстро и точно находить нужное слово.
В семантике синонимов учащиеся должны определять то общее, что объединяет их в один синонимический ряд, и оттенки значения, что служит основой разграничения синонимичных слов в употреблении.
Виды упражнений, которые можно использовать, следующие:
указать значение, общее для всех слов синонимического ряда: беззаветный, самоотверженный («готовый пожертвовать собой для блага других»);
указать слово с общим для всего ряда синонимов значением (стержневое слово): жадный, ненасытный, алчный (жадный);
подобрать синонимы с общим значением «не получивший образования» (необразованный, невежественный, неучёный);
подобрать к стержневому слову синонимы, например, к слову высокомерный (надменный, спесивый, кичливый, чванливый, надутый, гордый – разг.);
указать разницу в значении синонимов алый, красный, рдяной, пунцовый, кумачовый, карминный, кровавый, рубиновый, гранатовый, червонный (использовать Словарь синонимов);
расположить слова по степени убывания признака: талантливый, одарённый, способный;
расположить синонимы по степени возрастания признака: бесцеремонный, беспардонный, беззастенчивый (использовать Словарь синонимов).
работа с синонимами в контексте. ЗАДАНИЕ: в каждой паре предложений заменить второе сцепляющее существительное его лексическим синонимом; понаблюдайте, как от этого улучшится текст. НАПРИМЕР:
1. Тропинка привела нас к обрыву. Под обрывом шумела река. 2. Начался разлив. Разлив – тяжёлое время для зверей и птиц, живущих на речных островах. 3. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде. 4. С поля медленно поднимается туман. Белый туман застилал всё доступное для глаз.
Анализируя стилистические свойства синонимов, учащиеся определяют, в какие стилистические пласты входят слова синонимического ряда – слова книжные, разговорные, общеупотребительные (возражать – общеупотребительное, перечить – разговорное); определяют, в каких словах синонимического ряда выражена оценка (выть, реветь, плакать), в каких словах выражена положительная или отрицательная оценка.
С целью разграничения смысловых и стилистических различий между синонимами используются такие упражнения (встречающиеся и в упражнениях учебника): к прилагательному беспощадный подбираются синонимы жестокий бессердечный, безжалостный, бесчеловечный, жестокосердный, при этом отмечается, что жестокосердный – слово книжное, высокого стиля, а остальные – общеупотребительные. Подобным образом анализируются слова равнодушный, жажда, малодушие, неистовствовать и др.

3.Составление словосочетаний – приём, который поможет учащимся понять, что сочетаемость слов, входящих в один синонимический ряд, не всегда одинакова. НАПРИМЕР: с существительными простор, море, равнина употребляются прилагательные безграничный, безбрежный, беспредельный, бескрайний, а со словом любовь – только прилагательные безграничный, беспредельный в связи с тем, что в них развилось другое значение (учащиеся отсылаются к Словарю синонимов).
В процессе такой работы учащиеся приходят к выводу, что синонимы выполняют в нашей речи разнообразные функции: они позволяют избежать употребления в контексте одних и тех же слов, служат средством более точной организации мысли, средством характеристики и оценки явления, помогают выразить отношение говорящего к предмету высказывания.
В работе с синонимическими средствами нужно постоянно привлекать примеры из художественных произведений, чаще отсылать учащихся к словарям. НАПРИМЕР: отрывок из рассказа М. Ефетова «Чудесный день».
Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные как хрусталь сосульки сверкали, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
На материале этого текста можно написать изложение – миниатюру. Задание: употребить и подчеркнуть синонимы.



ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ.

Учащиеся не владеют антонимическими средствами, хотя постоянно встречаются с ними при изучении программного материала по литературе и русскому языку. Очень слабое представление имеют школьники и том , антонимы составляют особое лексическое единство и что , употребляясь в контексте совместно, они нередко придают высказыванию особую точность, выразительность, эмоциональность. НАПРИМЕР: живое слово дороже мёртвой буквы. Ученье – свет, а неученье – тьма. Мир - хижинам, война – дворцам.
При изучении антонимов я организую систематическую работу по совершенствованию речевой культуры учащихся. Так, составление антонимических пар служит средством не только упрочения правописных навыков, но и уточнения значения слова. НАПРИМЕР: рассматривая слово презирать, учащиеся уточняют его лексическое значение, а затем подбирают антоним уважать; ненавидеть – любить; талантливый – бездарный и др.
Этой же цели подчинены и задания на словообразование. НАПРИМЕР: на образование новых слов с противоположным значением с помощью приставок (успешный - безуспешный, религиозный – антирелигиозный, равный – неравный и др.).
Можно использовать задания с элементами занимательности НАПРИМЕР: подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят ещё два хороших слова.
А) грязный - б) широкий -
искусственный - твёрдый -
трусливый - старый -
мягкий - скучный -
грубый - бесполезный -
замкнутый - неряшливый -
слабый - светлый -
Я практикую задания, требующие включения антонимов в контекст. Так, учащиеся, используя антонимы:
- составляют вопросы (например: Когда пойдёшь на каток – утром или вечером?);
- заканчивают предложения (например: Погода испортилась: ясные, жаркие дни сменились);
- составляют предложения с антонимами (например: прошлое – будущее, темно – светло);
- сравнивают два предмета и указывают в них противоположные признаки, например, сосну и берёзу (ствол: тёмный – светлый, шершавый – гладкий; листья: узкие – широкие, жёсткие – мягкие и т. д.);
- сравнивают два персонажа и указывают их противоположные качества, например: царицу и царевну («Сказка о мёртвой царевне» А. С, Пушкина), Марусю и Соню (« Дети подземелья» В. Г. Короленко), Калашникова и Кирибеевича («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова) и др.;
- Сопоставляют два явления в сочинении (например, «Наша улица (село, город) вчера и сегодня» и др.).
Работа с антонимическими средствами языка особую значимость приобретает в 8-9 классах. При изучении синтаксиса простого и сложного предложения учащиеся познакомятся с различными способами антонимического построения предложений, смысловым центром которых являются антонимы (например, труд человека кормит, а лень портит. Добрая слава лежит – худая бежит.).
Такие задания на анализ соответствующего языкового материала, на конструирование предложений с противительными отношениями и включение их в текст обеспечат прочное усвоение антонимов как средства художественной выразительности.




ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

«Принцип связи орфографии с другими видами работ по русскому языку, культурой речи в широком смысле слова» М. В. Ушаков считал одним из важнейших методов обучения правописанию.
Готовясь к любому уроку, учитель должен проанализировать весь отобранный материал и выделить слова, которые требуют разъяснения. Уже на первом этапе работы по обогащению словарного запаса школьников (то есть на семантическом направлении работы) предполагается внимание к орфографии.
Для методики орфографии важным приёмом, как известно, является сопоставление звучания слова и его написания. В плане такого сопоставления все орфограммы и соответствующие правила можно разделить на две группы:
правильное произношение совпадает с написанием;
правильное произношение не совпадает с написанием.
Особого внимания требуют слова, относящиеся к правилам второй группы. И тут возникает проблема – какие приёмы работы по формированию у детей прочных орфографических навыков можно использовать?
Прежде всего нужно сказать о психологической подготовке детей, о повышении их ответственности за грамотное письмо.
Я всегда говорю детям, что если они, будучи взрослыми, напишут записку или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать, а любой может их обидеть и оскорбить, и назвать «безграмотным». Пытаюсь настойчиво объяснить детям, почему нельзя писать с ошибками, как это опасно: формируется первичный, очень крепкий, но ошибочный навык, фиксируемый зрительной и механической памятью, памятью мышечной и т. д.; примерно 100 раз надо написать слово правильно, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания. Не лучше ли сразу писать правильно?
Чувство орфографической уверенности воспитывается как чувство собственного достоинства. Я часто говорю детям, что правила, которыми они должны овладеть, не очень трудны, что они вполне доступны каждому. Главное – понимание, а не запоминание.
Один из важнейших принципов работы – прогнозирование и предупреждение ошибок. В этом случае уместно «натаскивание» при подготовке к диктанту. Все слова, которые встретятся в диктанте, я пропускаю через различные упражнения много раз. Отдельные предложения из диктанта могут выписываться и разбираться по членам предложения. Подготовка к диктанту помогает отработать правописание не только слов из диктанта, Нои попутно многих похожих. Иногда я даже иду на то, чтобы перед самым диктантом пригласить одного – двух самых слабых учащихся, чтобы они пробежали глазами текст, ещё раз «зрительно» запомнили трудные слова – чтобы и они писали спокойно и уверенно, не боясь получить «2». Такие подготовительные диктанты нужны для формирования крепкого орфографического навыка.
В систему работы по формированию орфографических навыков должны обязательно включаться упражнения, требующие анализа и продуцирования текстов. Нахождение и объяснение орфограмм в тексте всегда сложнее, чем в отдельных словах, в словосочетаниях и даже предложениях, поскольку внимание учащихся невольно переключается на содержание речи. Вместе с тем обращение к тексту позволяет при изучении орфографии выполнять попутно отдельные задания и по развитию речи: определять тему, основную мысль, особенности построения, стилевую принадлежность текста, подбирать заглавия и т. д.
НАПРИМЕР, в 5 классе можно использовать такой текст, позволяющий детям найти ошибкоопасные места, исправить орфографические ошибки, опираясь на собственный опыт, знания. ЗАДАНИЕ: прочитайте стихотворение и найдите правила, которые придётся выучить Мишке.
Грустные вести.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки
«Здесь чудный лук, и я лижу».
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут
Читаю дальше:
«Здесь лиса, красивый длинный прут
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен».
Нет, нет, не шути он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить
(А. Шибаев.).
Или можно использовать такое ЗАДАНИЕ: вспомните правила и исправьте ошибки.
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мать отварила дверь.

Мощным фактором в создании прочных правописных навыков является орфографический словарь. Он должен использоваться на уроках ежедневно, без всяких исключений. Работа с орфографическим словарём опирается на орфографическую память. Слова «фотографируются», проговариваются, записываются.
Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С 5 класса начинаем систематическое его использование. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся – подспорье в этой работе. Кроме орфографического и грамматико – орфографического словаря, необходим также и толковый словарь.
Самостоятельно выполняя упражнение, работая над сочинением, изложением или записывая текст, ученик заглядывает в словарь. Так формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою работу. Этому способствуют такие упражнения, как, например, «Проверьте по словарику».
ЗАДАНИЕ: Учёные заметили, что многие слова мы можем узнавать, даже если записаны одни только согласные этих слов. Угадайте, что это за слова: крндш, сткн, джрнй, двчк, млк, брз, рсск, Мскв, дск, дрв? Запишете их в тетради. Проверьте по словарю, верно ли вы записали слова.
К. Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значениявсегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует не только повышению языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.
Большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием или комментированием – здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание. НАПРИМЕР: в 5 классе проводился такой диктант:
Золотая осень.
Осень царствовала в роще у речки. У осинки у реки вырос удивительный нарядный ковёр. Родная берёзка вся в золотой одежде. А дуб стоит в зелёной шубе. По речке плывёт плот из пёстрых листьев.
Письмо с проговариванием обеспечивает почти полное отсутствие ошибок. Вначале проговаривать может учитель, потом сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предупредят, не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Большое значение я придаю орфографической пятиминутке в начале урока. Иногда записываем 5 – 10 слов, а иногда «разминка» затягивается: 40 – 50 слов. Записываем слова с безударными гласными (всегда), записываем слова с неясными падежными окончаниями существительных, прилагательных и причастий (часто), записываем слова на изученные правила, на правила, которые нам предстоит изучить. Слова записываем с предупреждением ошибок, как правило – с побуквенным проговариванием. Орфографическую пятиминутку можно проводить в форме игры «Кто грамотней?» (двое учеников у доски).
ЗАДАНИЕ: подчеркнуть буквосочетания шипящих с гласными И, А, У; объяснить написание этих слов.
Люблю кипучую жизнь, звенящую тишину, трещат кузнечики, щебечут чижи.
Каждую неделю мы проводим орфографическую проверочную работу, где школьникам предлагается вставить пропущенные буквы в двадцати словах (5 слов на безударные гласные, 5 – на падежные окончания прилагательных или причастий и 5 – на безударные личные окончания глаголов).
В работе по орфографии широко используются сочинения по опорным словам. НАПРИМЕР, дается набор глаголов, вызывающих у детей трудности при образовании каких – либо грамматических форм. Необходимо, включив глаголы в контекст, употребить их в форме 2-го лица ед. числа. Вот эти глаголы: видеть, гладить, мыть, дышать, смотреть, выгонять, плескаться, улыбаться. Самые обычные глаголы. А у учеников 7 класса получается такая зарисовка:
«Ты смотришь вдаль и видишь бесконечную гладь моря. Бежишь по воде, мочишь – моешь ноги, затем ныряешь, плещешься, плаваешь, дышишь свежим воздухом. Потом лежишь, загораешь, пропускаешь песок сквозь пальцы, гладишь рыками его горячую поверхность. Ты выгоняешь из головы все плохие мысли, ты улыбаешься, ты счастлив!»
Или на заключительном этапе изучения правописания неопределённых и отрицательных местоимений уместным будет задание: «Представьте, что вы оказались на другой планете, здесь вам всё незнакомо и непонятно. Составьте текст репортажа, используя по мере необходимости неопределённые и отрицательные местоимения, следите за их правописанием».
В заключении мне хочется остановиться на таких известных видах диктанта, как зрительный и «Проверяю себя». Главная идея этих диктантов – предупреждение ошибок, формирование орфографической и пунктуационной зоркости.
Зрительный диктант – весьма эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся. О методике его проведения я говорила выше.
Диктант «Поверяю себя» - едва ли не самое мощное средство формирования орфографической зоркости и навыков грамотного письма. Как известно, выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя как пишется то или иное слово и где какие ставятся знаки препинания. Первое и главное достоинство этого диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их. Правописный навык совершенствуется и укрепляется. НАПРИМЕР: такой диктант проводился в 7 классе при повторении изученного в 5-6 классах, что позволило и учащимся, и учителя увидеть «слабые места» и направить дальнейшую работу на ликвидацию пробелов.
«Осень подкрадывается незаметно. Порой сразу и не увидишь маленький жёлтый или оранжевый листик в зелёных кудрях дерева. Ещё в конце августа притаился он в листве, и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко – далеко».
Или, например, диктант «Проверь себя» проводится при изучении темы «Безличные предложения» в 8 классе. ЗАДАНИЕ: по мере записи текста подчеркнуть сказуемое безличных предложений, обозначая его морфологическую форму.
Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати – поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.
Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звёздочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.
Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты всё ещё идёшь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнёздах.
Но вот раздаётся басовитый голос: «Подниматься! Ужин готовить! Марш в лес за сушняком! Сейчас костёр разведём».



РАБОТА НАД СЛОВОМ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ
С ПРОГРАММНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Словарный запас учащихся значительно расширяется при изучении художественной литературы. Внимание к слову на уроках литературы даёт возможность учащимся и более глубоко проникнуть в идейный и художественный смысл изучаемого произведения, и обогатить собственную устную и письменную речь.
Это обстоятельство обязывает учителя постоянно уделять внимание словарной работе; именно она позволяет учащимся узнавать значение новых слов, уточнять семантику уже известных слов, знакомиться со словами, которые звучат как «старые знакомые», а в тексте имеют необычное, другое значение, неизвестное школьникам. НАПРИМЕР, в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: шалить в значении разбойничать; сказка в значении официальные показания о ком – либо или о чём – либо; выразить удовольствие или неудовольствие – выразить согласие или несогласие с решением суда.
Однако важно, чтобы учащиеся не только уяснили значение слов и знакомились с новыми словами, необходимо научить их пользоваться изученной лексикой, вводить её в свою устную и письменную речь. Формированию таких навыков способствует проведение разного рода упражнений.
Учащиеся в соответствии с заданиями должны учиться определять значение слов и фразеологизмов, указывать переносное и прямое значение слов, выделять синонимы, составлять предложения или небольшие рассказы с изученным лексико – фразеологическим материалом.
Учитель сам может решить, на каком этапе работы с текстом использовать какие задания, с каким лексическим материалом знакомить учащихся, какие работы выполнять устно, какие – письменно.
Я концентрирую внимание школьников на тех лексических средствах литературного произведения, которые несут значительную идейно – художественную нагрузку. Поэтому новые слова, встречающиеся в тексте, по возможности разграничиваются.
В одну группу включаются слова типа редут, кивер («Бородино»), введение которых в активный запас учащихся не обязательно. Значение этих слов объясняется перед тем, как приступаем к чтению произведения.
Другою составляют слова типа гордая, своенравная, кроткая («Сказка о мёртвой царевне»), которые учащиеся должны твёрдо усвоить. К ним примыкают слова, используемые при анализе произведения, например, «Бородино»: бывалый, солдат (ветеран), решающее сражение и др.
В другую группу входят слова, используемые писателем как средство художественной изобразительности. Многие из них хорошо знакомы учащимся, и учитель организует наблюдение над особенностями употребления этих слов в контексте. Главное – показать детям, что языковой анализ помогает глубже раскрыть идейную сущность произведения или отдельного эпизода. Так, мощь духа Герасима, его готовность идти в своём протесте до конца переданы И. С.Тургеневым с помощью фразы Он шёл по нему с какой – то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью, в которой нагнетаются слова со значением «смелость» (отвага, решимость), «смелый» (отчаянный). Данные слова выражают более высокую степень признака (отважный – «очень смелый», решимость – «смелость, готовность принять и осуществить своё решение», отчаянный – безрассудно смелый»), что и обусловило их писателем из ряда тематически близких слов. Значимость выделенных слов оттеняется прилагательным несокрушимый – «такой, что нельзя сломить, твёрдый, стойкий».
В описании среднерусского пейзажа К. Г. Паустовский в рассказе «Мещёрская сторона» обращается к словам с переносно – метафорическим значением. Скупыми, но яркими мазками воссоздаётся им пленительная красота родной природы – летнего вечера (Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой), наступившей ночи (Ночьсмотрит в его тёмную воду – ночь, полная звёзд), приближающегося рассвета (Голубым хрусталём загорается на заре Венера) – и страстная, всепоглощающая любовь к ней человека, для которого эта природа была олицетворением Родины. Перед рассмотрением метафорических средств даётся ЗАДАНИЕ: прочитать описание наступающей ночи, выделить в нём слова с переносным значением и объяснить, какова их роль в тексте. Дети очень живо и эмоционально откликаются на такое задание. Они объясняют значение слов, подбирают синонимы, делают свои устные пейзажные зарисовки, делятся впечатлениями о пережитом или при наблюдении за явлениями природы, её вдохновляющей красотой. Такая работа обогащает речь учащихся, делает её разнообразнее, выразительнее, ярче, способствует проявлению интереса учащихся, активации внимательного отношения к слову.
Регулярно проводимый анализ произведения не только совершенствует речевую культуру учащихся, но и помогает им уточнить семантику многих слов, так как значение слова подсказывается нередко контекстом (НАПРИМЕР: Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройти ему? (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»). Этой же цели могут служить и вопросы типа: «Как вы поняли смысл слова координаты?» («Сын артиллериста» К. Симонов), «Что означает слово дворня?» («Муму» И. С. Тургенев).
В процессе знакомства с программными произведениями по литературе учащиеся составляют тематические словарики (в виде рабочих материалов), включающие слова, без которых невозможно достаточно полно и глубоко понять изучаемые произведения. НАПРИМЕР, при изучении повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся выписывают (при самостоятельном первичном прочтении) такие слова: басурман, бурса, бранный, дворянство, наказ, рыцарство, самоуправство, холоп, удаль, эшафот, запорожец, нравы и т. д.
Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования изученных слов в связном высказывании; позволяет организовать целенаправленное изучение лексических средств, использованных в художественном произведении.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Словарная работа, как важная часть урока, способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса (последнему – обогащению словарного запаса – программа не отводит специального времени). Но в силу того, что всё в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием связной речи, то есть словарная работа присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре.
Дело учителя – определить подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его. Я практически всегда отвожу словарной работе не менее 5-7 минут, вводя её в урок на разных его этапах.
Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Предполагаю, что она может быть продолжена на факультативе в 8 классе по общим вопросам культуры речи.
Важно только помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, чтобы она стала более свободной и связной, более точной и логичной, более выразительной и образной, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.









ЛИТЕРАТУРА.



Баранов М. Т., Иваницкая Г. М. Работа по орфографии и развитие речи учащихся. – ж. «Русский язык и литература», №4, с. 22, 1990.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
Молокова З. Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся. – ж. «Русский язык в школе», №2, с. 32, 1998.
Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.
Тихонов А. А. ОрфографияЭто очень трудно? – ж. «Русский язык в школе», №6, с. 14, 1988.
Шкатов Л. А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.
15